Можно ли отмечать Новый Год?

Опубликовано 27.12.2013 | Автор: Шейх Антон | Статьи

Этот вопрос в преддверии новогодних праздников задают так часто, что я решил написать небольшую публикацию на этот счет, чтобы кратко разобрать проблему и дать пояснения для интересующихся.  Тем более, что в этом году у нас ситуация не совсем обычная, и проблема не одна, а две, так что пойдем по порядку.

Отношение к Новому Году самому по себе

Для каждого мусульманина очевидно, что Новый Год не является исламским праздником. По большому счету этот календарь нас и вовсе не должен касаться, просто уж так вышло, что мы имеем с ним дело, так как он повсеместно используется. Более того, даже 1 мухаррама, что является «новым годом» по исламскому календарю, никаким праздником в исламе никогда не был и не отмечается, а уж для последователей истинного пути — пути Мухаммада и его семейства (мир им всем), месяц мухаррам и вовсе время траура по Имаму Хусейну (мир ему) и другим шахидам Карбалы. Но значит ли это, что отмечать Новый Год по российскому или какому-то еще другому календарю (например, новруз, отмечаемый в Иране), а также поздравлять с ним — запрещено?

Очевидно, что каких-то прямых запретов, упоминающих именно Новый Год нет ни в Священном Коране, ни в хадисах от Пророка и Имамов (мир им всем), а как вам известно, у нас в исламском законе все считается дозволенным (категория мубах), пока не будет каких-либо указаний на запрет, обязательность или что-то еще. Если вам не знаком этот принцип и его обоснование, то рекомендую посмотреть первую лекцию из цикла про татбир, где это подробно объясняется, доступную по ссылке: http://imam-ali.ru/lectures/tatbeer-0/.

Конечно, никакой шариатской нужды отмечать его нет, но вопрос-то стоит о запрете, ведь у многих есть и собственное желание посетить какие-то праздничные мероприятия, или же необходимость поддерживать отношения с родственниками, коллегами и друзьями, которые планируют отмечать этот праздник. Собственно, это и заставляет людей задавать вопросы по теме.

Если говорить кратко, то отношение к Новому Году такое же, как и к другим внешним по отношению к исламу праздникам и поводам торжества, вроде иранского новруза, российского 9-го мая или дня независимости в США. Отмечать их сами по себе не запрещено, но только при условии, что праздничное мероприятие не будет приводить к совершению чего-либо запретного, как то, например употребление опьяняющих напитков или даже нахождение за одним столом с теми, кто их употребляет в тот момент, совместные танцы между посторонними мужчинами и женщинами, а также любые запретные действия, которые, к сожалению, часто сопровождают эти праздники. Если вы можете посетить праздничное мероприятие и избежать запрещенного, то само это посещение дозволено, ну и уж тем более нет ничего запретного в том, чтобы поздравить кого-то из близких вам людей с этим праздником.

Тут кто-либо может возразить, что ведь у нас есть запрет уподобляться последователям других религий, а значит и Новый Год должен быть запретным праздником. Такой запрет действительно существует и нельзя о нем забывать. Согласно хадисам мы не должны использовать какие-либо вещи, ставшие отличительными особенностями представителей других религиозных направлений. Например, нельзя носить рясу и крест, подобно христианским священникам, или хасидскую шляпу, а также это может относиться и к действиям, вроде зажигания свечей на еврейскую хануку и подобных им.

Но является ли празднование Нового Года отличительной особенностью какой-то определенной религии, и если да, то какой? По крайней мере, в тех частях России, о которых у меня есть достаточно информации, Новый Год — это просто государственный праздник, по большому счету верующие христиане и вовсе не придают ему какого-то значения, а некоторые из них и вовсе не терпят этого праздника, так как он был основан в свое время, дабы заменить столь важное им рождество. Есть даже те, кто запрещает его отмечать для христиан, так что считать Новый Год христианским праздником было бы довольно странно. Насколько видно мне, это просто государственный праздник в России, вроде Дня Победы, который одинаково относится ко всем жителям и не принадлежит какой-то определенной религиозной общине. Исходя из этого, хадисы, касающиеся уподобления неверным, не касаются этого праздника.

Конечно, нельзя исключать теоретическую возможность, что где-то есть, допустим, село, в котором какая-нибудь церковь канонизировала Новый Год и где его отмечают только христиане или еще какая-нибудь отдельная религия. В таком случае в той местности это действительно будет уподоблением неверным и запретным деянием, но для большей части России это, судя по всему, не так.

Задача специалистов по исламскому закону вообще лишь в том, чтобы объяснить положение шариата в общих терминах, то есть рассказать, что уподобление запрещено, и что такое уподобление. А определять, является ли конкретный праздник в вашей местности уподоблением кому-либо — задача уже человека в той местности, потому что это все может отличаться в зависимости от географического местоположения или исторического периода.

Думаю, каждый может поглядеть вокруг и увидеть, чем там у него является Новый Год, а чем нет, а потом поступить соответствующим образом.

Совпадение Нового Года с днем смерти Пророка (да благословит Аллах его и род его)

В этом году у нас есть еще и другая причина для беспокойства, так как 1 января 2014 года у нас совпадает с 28 числом месяца сафар, а значит и с годовщиной смерти пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его), а также и годовщиной смерти Имама Хасана (мир ему) по версии некоторых преданий. Также по какому-то календарю 28 сафара может совпасть с 31 декабря, этому удивляться не стоит, потому что расхождение в один день между календарями — обычная ситуация. О причинах таких расхождений, если интересно, вы можете узнать из этой лекции: http://imam-ali.ru/lectures/ramadhan-dates-difference/ — какой-то принципиальной разницы между рамаданом и другими месяцами в этом случае нет.

Получается, что в этот день мы обязаны соблюдать траур, а вовсе не веселиться за праздничным столом, пусть даже за ним не будет ничего запретного. Нужно понимать, что это особенность только этого года, в следующем даты календаря по хиджре сдвинутся вперед примерно на 10 дней, тогда Новый Год уже не будет совпадать с трауром, и проблема исчезнет сама по себе.

Ну а в этом году нам следует воздержаться от всех действий, что противоречат трауру и могут считаться проявлением неуважения к годовщине его смерти. Что будет неподобающим? Думаю, что это каждый может определить и сам, исходя из культурных особенностей той местности, где он находится. Просто осознайте, что вы соблюдаете траур по самому дорогому вам человеку, а в это время наступил Новый Год — как следует вести себя в такой ситуации — так и ведите.

Очевидно, что если кто-то вас поздравил или подарил подарок, то это ничего не нарушит. Можете тоже поздравить его в ответ, ну а от всевозможных увеселительных программ и мероприятий в этот раз лучше отказаться. Если дома у вас накрыт стол, где нет чего-либо запретного, а также сама трапеза не сопровождается какой-то увеселительной музыкой или пением, то судя по всему тоже нет никаких проблем участвовать в этом.

Надеюсь, что эта заметка поможет вам разобраться в вопросе. Если она вам понравилась — распространите ее среди друзей и знакомых, и да воздаст вам Аллах наилучшим воздаянием. Ваши комментарии по теме также крайне приветствуются.

Поддерживать связь со мной, а также получать информацию о новых лекциях и иных материалах можно по следующим адресам:

Сайт: http://imam-ali.ru
Вопросы и ответы: http://imam-ali.ru/questions
Подписка ВКонтакте: http://vk.com/najaf
Канал YouTube: http://youtube.com/imamaliru ( Подписаться: http://www.youtube.com/subscription_center?add_user=imamaliru )
Подписка Facebook: http://facebook.com/imamaliru
Livejournal: http://najaf.livejournal.com
Twitter: http://twitter.com/imamaliru


7 Responses to Можно ли отмечать Новый Год?

  1. Джейза :

    Спасибо брат Антон. Все мои вопросы исчерпались, как и всегда безупречная статья!

    • Lector :

      Спасибо. На самом деле можно и много лучше, это по сути сделано «на скорую руку», но так как только проводил россиян с арбаина, более полный материал сделать не успел. Рад, что кому-то нравится.

  2. Сабина :

    Спасибо за статью. Я из Баку. Здесь не смотря на то что здесь мусульмане кругом приходиться постоянно быть в поиске на вопросы. Меня мучал этот вопрос и вы на него ответили.

  3. дорогой брат, низариты пишут о том, что Имам Джафар (а) в Бихар альАнвар говорит: “It was on Navroz that Adam was created, that God made a covenant with the souls, that Abraham destroyed the pagan idols, that the Prophet of Islam received first revelation, that the Prophet took Ali on his shoulders to smash 360 idols in Mecca, and most important of all, that he declared Ali as his legitimate successor.” правда ли это?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

captcha

Пожалуйста, введите код с картинки.