Стенография: Хадис «мутаватир» — что это?

Опубликовано 23.04.2015 | Автор: Шейх Антон | Знакомство с хадисоведением, Тексты лекций

Во имя Аллаха, Вcемилостивейшего и Милосердного. Да пребудет мир Его и благословение над нашим пророком Мухаммадом и его пречистым семейством. И да проклянет Всевышний Аллах всех их врагов от начала времен и до Судного дня.

Сегодня я кратко расскажу вам, если будет на то воля Всевышнего, о том, как мы делим хадисы на «мутаватир» или «хабар-ахад», а точнее речь пойдёт о разделении хадисов согласно количеству существующих цепочек передатчиков, а именно санадов. Что такое санад — было объяснено в предыдущей лекции, и если кто-то не видел, то безусловно рекомендуется обратиться в первую очередь к ней. Это разделение принципиально важное, более того, слово «мутаватир» часто используется не совсем правильно.

Так вот, «мутаватир» и «ахад» — это принципиальное разделение хадисов. И все наши существующие хадисы относятся либо к первому – «мутаватир», либо ко второму – «ахбар-ахад». Второй раздел намного крупнее, чем первый, и даже более того, хадисов «мутаватир» почти не существуют, их очень мало.Что же такое «мутаватир»? «Мутаватир», если переводить с арабского, означает «то, чего много», т.е. в нашем случае многократная передача какого-то предания. Учёные-хадисоведы определяют его следующим образом: «Хадис «мутаватир» — это  тот хадис, цепочки передач которого в каждой ступени достигли такой величины, что не предполагается возможность сговора этих людей о какой-либо лжи. И также не предполагается возможность одновременной и одинаковой ошибки всех этих людей. Повторю с небольшим пояснением. Хадис «мутаватир» — это такой хадис, цепочки, т.е. разные санады которого в каждой ступени цепочек передатчиков достигли такой величины, что разумный человек не предполагает возможность этих людей договорится совместно о лжи или ошибиться. Это правильное понимание хадиса «мутаватир». О неправильных мы поговорим чуть позже. В итоге, «мутаватир» — это такой хадис, который передали очень много людей, причем передало много людей в каждой ступени. Что такое ступень цепочки передатчиков? У нас есть временные промежутки, т.е. время Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его), время сподвижников, время Имама Али, Имама Хасана, Имама Хусейна (мир им всем), и в каждом времени была группа определённых людей, которые передавали хадисы. Допустим, что у нас передают хадис от Имама Джафара-Садыка (мир ему) 3 человека, потом передаёт его Джамиль бин Дррадж, потом Сафуан бин Яхья, потом доходит, допустим, до Мухаммада бин Аттара. И у нас тут есть 4 ступени, т.е. 4 цепочки передатчиков. Первая ступень — это Имам Джафар-Садык (мир ему), потом идёт Джамиль бин Дррадж — это одна цепочка. Потом вторая — Сафуан бин Яхья, потом идёт Мухаммада бин Аттара. Так вот, чтобы хадис был «мутаватир», недостаточно, чтобы народу было много только в одной из ступеней. К примеру, пусть будет условием, что нам нужно 5 достоверных цепочек, и, соответственно, чтобы 5 разных людей передали этот хадис от Имама (мир ему) или от Пророка (да благословит Аллах его и род его). А потом разные люди от каждого из них передали ещё другим, а не один человек от всех пяти, и в третьей ступени надо, чтобы разные люди передали от каждого из них, т.е. чтобы цепочки отличались в каждой ступени, чтобы они нигде друг с другом не пересекались. А иначе получается так, что хадис от Имама передаёт 5 человек, но от этих пяти людей почему-то слышал только один человек. Странно как-то, 5 разных человек пересказали только одному человеку, и потом от этого одного человека передало ещё 100 человек друг другу. Кто-то скажет: «О-о-о! 100 человек передают – это «мутаватир»!» На самом деле это ерунда, а не «мутаватир», потому что у тебя есть в цепочке что?  Узкое место, а именно 1 человек, который передал. Что это значит? Если этот один человек соврал, то ложь распространится, если это один человек ошибся, то это ошибка распространится. Собственно, поэтому и требуется различие передатчиков во всей цепочке.

Также «мутаватир» описывают и иным образом. Говорят, что «мутаватир» — это то предание, которое само по себе, когда ты видишь его, ты приобретаешь уверенность в его достоверности. Но это описание не очень хорошее и не очень точное. Откуда у человека появится убежденность в его достоверности? Потому что это соответствует его убеждениям? Так это не даёт уверенности в достоверности. Потому что оно кажется достоверным? Это тоже не даёт убеждённости в достоверности. В данном случае, уверенность в достоверности должна исходить так или иначе от цепочки передатчиков. Как вы видите, «мутаватир» — это очень сложная вещь. И именно поэтому хадисов «мутаватир» почти не существует на самом деле. Т.е. если подходить серьёзным образом к понятию «мутаватир»,  то эти хадисы по  пальцам можно пересчитать.

Иногда некоторые по ошибке говорят, что «мутаватиром» считается хадис, который передают и шииты и противники руководства Ахль аль-Бейт (мир им). Это не так. В принципе, неважно, кто его передаёт, как было сказано много раз, убеждение того или иного человека не играют роли в принятии или не принятии пересказанного им хадиса. Т.е. убеждение передатчика, к примеру, был он зейдитом или вакифитом, или был он вообще противником руководства Ахль аль-Бейт (мир им!), принципиальной роли в принятии хадиса не играет. Важную роль играет только то, что был ли он достоверен или нет, был ли известен он своей правдивостью, не был ли он замечен во лжи — это играет принципиальную роль. Собственно, поэтому наши великие учёные, например, второй шахид в своей книга «Ад-Дирая», что пересказывает его внук сейид Хасан, говорит он слова своего деда, что у нас почти нет хадисов, которые достигли таватура, достигли правильного именно в нашем понимании таватура, кроме редких случаев из серии, как Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Тот кто будет врать от моего имени умышленно, пусть готовится к своему месту в аду», ну и несколько подобных хадисов.

Поэтому иногда смешно слышать заявления некоторых людей, которые пытаются обыграть тему, что единичные хадисы не могут 100% являться аргументом. Конечно, само утверждение на самом деле верное. «Хабар-ахад» не является 100% аргументом, но надо продолжить — кроме каких случаев? И говорят, например, что мы принимаем только хадисы «мутаватир». Но это смешно слышать. Где вы взяли хадисы «мутаватир», чтобы только их принимать? Получается, что вы не принимаете почти никаких хадисов вообще. Т.е. где эти ваши хадисы «мутаватир»? Покажите нам! Мы хоть на них посмотрим. Хадисов «мутаватир» мало, если мы говорим о честном «мутаватире».

Почему нам так важен этот «мутаватир»? Дело в том, что «мутаватир» — это хадис настолько распространённый и настолько переданный, что нет сомнений в его достоверности. Даже если кто-то из людей в каких-то цепочках передатчиков был недостоверен. Даже в этом случае этот хадис с некоторыми оговорками должен быть принят. Понятно, что все люди хотят найти хадисы «мутаватир», в которых нет сомнения, с которыми можно работать, не затрудняясь с цепочками передатчиков, но дело в том, что их почти нет. Но это и понятно, ведь всё-таки 5 разных людей или хотя бы 3. Хотя 3 не считается «мутаватиром» по мнению большинства. Это очень сложные условия, достигают этих условий только некоторые единичные хадисы.

Вопрос — сколько же надо человек в каждой ступени передатчиков, чтобы хадис по честному считался «мутаватиром»? Понятно, что у нас нет аята или хадиса от Пророка или Имама (мир им всем) о том, что 5 — «мутаватир», а остальное — не «мутаватир». Поэтому хадисоведы в этом случае разошлись во мнениях о том, что же такое «мутаватир», и сколько человек должно быть в каждой цепочке достоверных, чтобы это было «мутаватиром». Некоторые сказали, и сейчас это распространенное мнение, что должно быть 5 достоверных человек в каждой ступени цепочки передатчиков, чтобы этот хадис стал «мутаватиром». А некоторые, особенно в старые времена,  были более строги в этом. Говорили, что нужно 100 и даже 313 человек по количеству участников в битве Бадр. Думаю, вы сами понимаете, что найти хотя бы один хадис,  который передали бы в каждой ступени цепочки передатчиков до наших дней аж 313 человек, невозможно на данный момент. Такого, наверное, не существует, в принципе, вообще. Это могло быть в первые века. Мы же говорим о нашем времени, и о тех хадисах, с которыми мы работаем. Понятно, что речь шла о периоде Имама Джафара-Садыка (мир ему), он давал уроки в Медине и рассказывал хадисы. Там присутствовало на занятиях, положим, 1000 или более 1000 человек, все они слышали этот хадис. Потом они пересказывали его кому-то. И вполне могло случиться, что один какой-то человек опоздал или заболел, или уехал куда-то, а потом пришёл и спрашивает. И спросил  у 100-200 человек, какой хадис сказал Имам Джафар-Садык (мир ему), и они ему пересказывают то-то и то-то. Да, у такого человека мог быть таватур, т.е. у него действительно 200 человек сообщили один хадис. Но это в то время было легко, когда Имам (мир ему) находился среди нас, когда люди находились рядом, их легко собрать и спросить. А  сейчас, когда всё переписано в книге и т. д.,  хадисов с таким огромным числом передатчиков в каждой ступени почти нет. Да, в первых ступенях есть, например, в хадисе Гадир встречаются такое, что несколько сотен сподвижников Пророка (да благословит Аллах его и род его) передают этот хадис, такое бывает. Но нас ведь интересует, что было в каждой ступени передатчиков. Поэтому хадисов «мутаватир» принципиально мало.

Итак, что мы можем считать 100% «мутаватиром» у нас? Предположим, что трое из Мухаммадов, если вы помните из предыдущих лекций, если трое наших самых авторитетных учёных, составители сборников хадисов, такие как Шейх Мухаммад аль-Кулейни, Шейх Мухаммад Туси, Шейх Мухаммад ас-Садук, если они все трое в своих основных книгах передали бы хадис разными цепочками передатчиков, то, конечно, это был бы «мутаватир». Потому что люди достоверные, цепочки достоверные. Такие хадисы существуют, но их единицы. Поэтому, если вам человек начинает рассказывать интересные сказки из серии, что мы не принимаем хадисы «ахад», мы принимаем только «мутаватир» — то сразу просите его, чтобы он привел вам штук 10 хадисов «мутаватир». Хотя, возможно, этот человек пришел из прошлого, который слышал «мутаватиры», либо который нашёл секретные источники, в которых есть хадисы категории «мутаватир», так мы хоть об этом узнаем… Но скорее всего этот человек даже не знает, что такое «мутаватир», и просто транслирует чьи-то ошибочные утверждения. Да наставит Аллах таких людей на истинный путь и правильное понимание.

Нужно сказать, что таватур бывает двух видов: дословный, когда один и тот же хадис передали дословно по 5 человек в каждой ступени передатчиков, люди достоверные, люди разные, они все передали хадис слово в слово. И после этого это уже 100% достоверный хадис. Есть хадисы, которые переданы не в слово в слово, т.е. разными цепочками передатчиков, переданы по смыслу, и бывает, что хадис не является «мутаватиром» сам по себе, но бывает, что он является «мутаватиром» по смыслу. Например, хадис о положении Имама Али (мир ему!), когда Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) сказал Имаму Али (мир ему!), что ты по отношению ко мне, как Харун по отношению к Мусе (мир ему!). Этот хадис с точки зрения «слово в слово» не будет «мутаватиром», но если посмотреть, сколько раз его передали разные люди, возможно, он достигнет уровня «мутаватир» по смыслу. Но даже хадисов «мутаватир» по смыслу крайне мало, и почти в каждом из них можно найти проблему в передаче, из-за которой этот хадис не будет считаться «мутаватир».

Из-за таких трудностей некоторые из нас решили, что можно опустить немного планку таватура. Опустить и допустить, чтобы не все передатчики из пяти были достоверными людьми, нам нужно, чтобы все эти люди были сами по себе, т.е. чтобы они присутствовали, чтобы мы их знали. Т.е. у нас есть пять передатчиков, и в каждой ступени передатчиков передатчики разные, но при этом все эти цепочки передатчиков слабые, т.е. в каждой цепочке передатчиков есть человек, в правдивости которого мы не уверены, этот хадис считается «мутаватиром» или не считается «мутаватиром»? В этом вопросе есть разногласия между учёными. Некоторые сказали, что такой хадис тоже нужно считать «мутаватиром», потому что маловероятно, что эти люди договорились друг с другом, ведь они разные, друг с другом не встречались и т. д., и поэтому такой хадис тоже должен считаться «мутаватиром».

Но правда в том, что приниматься он просто так,  конечно же, не должен. Ведь поймите правильно. Если человек не известен своей правдивостью, если нет основания доверять тому или иному человеку в передаче хадиса, то мы не можем доверять ему и в передаче цепочки. Имеется в виду, что если к вам пришёл какой-то неизвестный человек и говорит, что слышал от такого-то, такого-то, от Имама Джафара-Садыка (мир ему!), что он сказал то-то. И вы не знаете вообще — этот человек врёт вам или нет, он абсолютно неизвестный вам. То есть вероятность, что эту цепочку передатчиков он просто выдумал, что он вообще ни от кого ничего не слышал, и он не знает, что это за люди. Выдумал просто персонажей, которые передали ему эту цепочку. Поэтому очень легко, если вы допустите такой критерий для таватура, очень легко будет сделать такое —  в одном каком-то определенном времени договорятся 5 людей между собой, каждый из них выдумает цепочку передатчиков от себя до Имама (мир ему!), и в итоге мы получим хадис «мутаватир», который выдуман на самом деле 5 минут назад. Поэтому на передатчиков смотреть тоже нужно — если только передатчики известные, если передатчики так или иначе распространены, и, как минимум, про них ничего плохо не сказано в науке риджаль. т.е. не сказано, что такому-то 100% нельзя доверять, но просто сказано, что был человек и передавал хадисы. А для «хабар-ахад» это проблема, потому что если передатчик передаст единичный хадис — этот хадис не должен приниматься просто так. Вернее, он может отвергаться, если для этого есть повод. Но а если речь идет о «мутаватире», то такое, наверное, можно принять. Так как по крайней мере этот человек известен и не выдуман. Это то, что касается «мутаватира».

Ещё одной попыткой некоторых людей было опустить планку «мутаватира» в другом. Например, есть какой-то хадис, и все его слышали, и  пересказывают его 1000 человек, а цепочек передатчиков у него вообще нет. Считаем ли мы такой хадис «мутаватиром»? Некоторые считают, что раз его столько людей пересказывают, не может быть, чтобы он был взят с потолка. Ну а более справедливые и более точные в науке хадисоведения, конечно, сказали, что нет. Такой  хадис не считается ни «мутаватиром», ни достоверным. А проверить это очень легко нашим жизненным опытом. Если вы посмотрите вокруг, то вы увидите, сколько совершенно ложной, выдуманной, сказочной информации распространяется до уровня таватур. Вокруг столько сказочников, причём не плохих людей, т.е. есть много хороших людей, которые передают ошибочную информацию просто так. И вы можете найти тысячи историй, которые очень убедительным языком написаны, и это же достигает уровня таватур. Ведь таватур — это не что-то, относящееся только к хадисам, это касается и обычных историй. Вот, вспомните историю, что Нил Армстронг, американский космонавт, который летал на луну, что он на луне слышал азан, и на какой-то конференции в Египте услышал тоже азан, и после этого он принял ислам и сказал, что он слышал это на луне. Если вы просто поищите в интернете Нил Армстронг и ислам, вы найдёте тысячи мусульман, которые на полном серьёзе без сомнения пересказывают эту историю. При этом история — полное враньё, конечно же. Т.е. история полностью выдумка, не имеет под собой какой-то основы. Нил Армстронг умер в 2012 году, и он не был похоронен как мусульманин, от него нет никаких заявлений, что он принял ислам. Я не знаю, кто и зачем выдумывает эти истории, это очень плохо на самом деле. Будьте очень точны в том, что вы пересказываете! Если вы видите какую-то историю без ссылки на официальный источник, ничего лучше не пересказывайте. Не надо эту ложь распространять, потом ещё за это придётся краснеть перед людьми. Ведь это всё легко выяснить. Вот, где Нил Армстронг сказал,  в каком году?  Где это всё? Вот, он столько лет жил, и ни одного заявления нет, что он живёт как мусульманин, что он молится, откуда вы всё это взяли?  При этом история, если смотреть с позиции «мутаватир» или «не-мутаватир» — то это 100% «мутаватир». тысячи человек ее пересказывают, уверен, что в мечетях пересказывают, везде пересказывают. Хотя на самом деле это просто сказка, выдуманная кем-то когда-то. И люди, так как история им понравилась, решили, что ее нужно распространить, вот так и появляются сказки уровня «мутаватир». Но это не делает их достоверными. И очень много можно вспомнить.

Примерно год назад в интернете распространяли историю, что ваххабиты в Сирии окружили гробницу сейиды Зейнаб (мир ей), и Аятолла Али Систани сказал всем шиитам, чтобы читали определённую суру для приближения выхода Имама Махди (да ускорит Аллах его приход) из сокрытия. Безусловно, чтение суры само по себе занятие хорошее, и просить приближения тоже. Но дело в том, что вся эта история была полнейшей сказкой. Ни Аятолла Систани ничего такого не говорил, ни ваххабиты в тот момент гробницы сейиды Зейнаб (мир ей) не окружали. И сразу задумались те, кто серьёзно подходит к информации. Потому что, как же это так, они недавно были далеко за пределами Дамаска, и тут в самом центре Дамаска оказались. Это же получается они уже почти всю страну захватили. В общем много сомнений. Никто, конечно же, из офиса Аятоллы Систани ничего такого не подтвердил, никто ничего такого не рассказал. Всё это полнейшая выдумка. Кто-то выдумал, кто-то решил, что надо сделать что-то хорошее. На самом деле сделали плохое. Потому что это заставляет других, кто слушает нас, сомневаться в наших словах.

Я очень прошу, не опирайтесь на то, что все рассказывают. Не надо верить ничему на слово без источников. Даже если это распространяют хорошие люди. Ведь кто это рассказывает, это хорошие люди, они просто поверили в это и рассказали, не проверяя.  Это ошибка, но это не делает их какими-то нечестивцами (фасиками), кяфирами, грешниками и т.д. Просто будьте очень точны. Если вы рассказываете, пересказываете что-то, то проверяйте, где это сказано, когда сказано. Официальные источники всегда существуют. Особенно учёных, которые живут сейчас, у них есть официальные каналы связи. Обратитесь, уточните, не надо пересказывать никакой не подтверждённой информации. Если это хадис, то не приводите этот хадис до тех пор, пока сами не откроете книгу и не увидите его там. Чтобы завтра вас не схватили за рукав и не сказали — а что это за хадис вы говорите, которого там нет? И ещё чтобы не подставить других людей, которые такой “народный мутаватир” передадут просто так. А потом они будут подставлены, по большому счёту окажется, что ничего такого не было, это просто выдумка, кто-то просто написал, не подумав. И тем более мы все представляем шиизм и шиитов, и нам надо следить за ценностью сказанного нами слова.

Так что ясно, что хадис «мутаватир» — это тот хадис, у которого количество разных, полностью разных цепочек передач достигло такой величины, что не предполагается их сговор о лжи и также не предполагается, что все они допустили одинаковую ошибку. Если же цепочки не известны, или все цепочки состоят из слабых людей, независимо от того, что этих цепочек много, или даже просто заканчиваются слабыми людьми, то этот хадис не должен считаться «мутаватиром» и не должен приниматься на веру просто так.

Ну и второй раздел в данном случае — это «хабар аль-вахид» (или «ахбар ахад»), т.е. сообщение от одного человека. Грубо говоря, это единичные хадисы, они составляют 99% всех хадисов. Потому что в «хабар аль-вахид» входят такие хадисы, которые не достигли уровня «мутаватир». Ну а это почти все остальные хадисы. Даже если это 2 человека передают разной цепочкой, это всё равно не считается «мутаватир». Поэтому это те хадисы, которые не достигли таватура, т.е. которые передают 1-2 человека, т.е. у нас есть одна-две цепочки передатчиков. Или есть много цепочек передатчиков, и все они пересекаются на одном человеке, и это так или иначе всё, что называется «хабар аль-вахид» или «ахбар-ахад», т.е. единичные хадисы. Ну и понятно, что единичный хадис в качестве аргумента, в качестве того, на чем человек будет основывать свою религию, менее убедителен, чем «мутаватир». Понятно, что если передаёт 1 человек, во-первых, он мог всё это выдумать. Хорошо, если мы знаем, что человек — достоверный, и мы ему верим, ну а вдруг, он ошибся, перепутал одно какое-то слово, забыл «НЕ»… Имам (мир ему) сказал: «Не поступай так…», а передатчик перепутал и сказал: «Поступай так…».  Поэтому хадис «ахбар-ахад» не принимается, кроме определённых случаев, т.е. он не является убедительным кроме тех случаев, когда на это есть обоснование. А это обоснование существует, например, в положениях шариата, у нас есть аяты и хадисы, которые говорят принимать информацию даже от одного человека,  если он достоверен. Есть также общие практики. Если хадис отвечает этим условиям, то он принимается,  независимо от того, что его передаёт один человек. Это в соответствии хадиса смыслу Корана, с этим понятно. Потому что если хадис подтверждается Кораном, то он достоверный. Соответствие его другой сунне, т.е. другой сунне, достоверность которой обоснована. В данном случае, если цепочка передатчиков хадиса слабая, но при этом смысл хадиса соответствует сильному хадису, то он принимается… соответствие иджма, соответствие каким-то определенным разумным критериям…

Принципов, по которым «хабар аль-вахид» — хадис от одного человека — принимается, много. Но основным из них является достоверность цепочки передатчиков. То, что цепочка передатчиков присутствует, то что она нигде не прерывается, но об этом мы поговорим позже. А сегодня хотелось бы подытожить.

Итак,  «мутаватир» – это тот хадис, чьи цепочки передатчиков достигли такой величины, что не предполагается сговор этих людей о лжи или одинаковая ошибка со стороны всех этих людей сразу. А «ахбар-ахад» – это единичное предание, для принятия которого нам необходима полная достоверность цепочки передатчиков. Это если мы говорим о принятии в положениях шариата. Если же мы говорим о принятии исторического предания, если мы говорим о преданиях в желательных положениях, например о каком-нибудь дуа. Понятно, что даже если у вас слабая цепочка передатчиков, и в хадисе говорится, что читайте такое-то дуа, то если само дуа по смыслу хорошее, ты просто обратишься к Аллаху (Свят Он и Превелик!) с этими словами, ничего страшного с тобой не произойдёт. Поэтому мы должны знать, где мы нуждаемся в точности цепочки, а где не нуждаемся.

Это стенография лекции Хадис «мутаватир» — что это такое?, оригинальное видео или аудио можно найти по ссылке: http://imam-ali.ru/lectures/hadith-mutawatir/.

Поддерживать связь со мной, а также получать информацию о новых лекциях и иных материалах можно по следующим адресам:

Сайт: http://imam-ali.ru
Вопросы и ответы: http://imam-ali.ru/questions
Поддержать проект: http://imam-ali.ru/donate
Подписка ВКонтакте: http://vk.com/najaf
Канал YouTube: http://youtube.com/imamaliru ( Подписаться: http://www.youtube.com/subscription_center?add_user=imamaliru )
Подписка Facebook: http://facebook.com/imamaliru
Livejournal: http://najaf.livejournal.com
Twitter: http://twitter.com/imamaliru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

captcha

Пожалуйста, введите код с картинки.