Бидаа в азане

Ответ дан Вопрос закрыт
-1
0

Ас салам уалейкум Антон, у меня вопрос по поводу выражения “Свидетельствую, что Али вали от Аллаха”.
В книге “Познание шиизма” в разделе Нововведение Макарем Ширази пишет: “Нововведением является некое положение, которое пытаются внести в религию, придав ему статус обязательного или желательного деяния, при этом данное положение не упомянуто в основных исламских источниках и противоречит им. Нововведением также является действие, направленное на изъятие из религии некоего положения, истинность которого обосновывается в Священном Коране или сунне.”
В разделе Азан про свидетельство правления Али он пишет: “никто из шиитов не произносит эту фразу как неотъемлемую часть азана и икамы. Ни один шиитский ученый не считает обязательным и необходимым произнесение данного свидетельства. Азан и икама будут правильны и без произношения этой фразы. Если шииты и произносят ее, то только для получения божественной благости, только для того, чтобы заявить о своей приверженности Имаму Али и всем остальным безгрешным имамам, следовать которым повелел сам Посланник Аллаха. Разве произношение желательных фраз до азана и после него или же поминание Аллаха в процессе азана запрещено и нарушает его?
Может я ошибаюсь, но у меня такое ощущение что это противоречие: Сначала утверждается, что положения внесенные в статусе мустахаб – это бидаа, а затем говорит что это фраза мустахаб, но оно не бидаа, потому что мы не считаем ее частью азана

  • Андрей задал(а) вопрос 11 лет назад
  • последнее обновление 11 лет назад
Удовлетворительный ответ
5
0

Ва алейкум салям ва рахматулла.

Читая предоставленный вами текст, я вполне отчетливо понимаю, почему у вас возник такой вопрос. Более того – там есть и явная фактологическая ошибка, потому что за все время существования шиитского права были те, кто считал эту фразу частью азана и икамата. Конечно, большинство, действительно, не считали и не считают ее таковой, но между “меньшинство” и “никто” все-таки довольно большая и заметная разница, и чтобы информация была достоверной – об этом стоит упомянуть.

Как-то еще пояснять ответ этот я не стану, так как за этим лучше обратиться к авторам сего текста, я просто попробую ответить на вопрос более понятно.

Мнение о желательности этой фразы, при осознании того, что она не является частью азана, основывается обычно на том, что согласно хадисам – любое упоминание Имама Али (мир ему), а также свидетельство о признании его руководства – желательный поступок. Независимо от того, произносится оно посреди азана или еще чего-то.

Т.е. в данном случае положение такое же, как произнесение “бисмилляхирр-рахманир-рахим” в начале азана или тому подобных распространенных фраз. Просто фразы эти хороши сами по себе, ну а произносить их именно в этом месте – это уж просто так сложилось и не имеет каких-то серьезных оснований, потому и фразы часто звучат по-разному.

В таком представлении это не является нововведением “бидаа”.

Также есть хадис от Имама Джаафара Ас-Садика (мир ему) в книге Аль-Ихтиджадж Шейха Ат-Табриси [(том 1, стр. 237)][1], сам он слишком длинный, чтобы приводить весь текст тут, но там содержится интересующая нас фраза:

> فإذا قال أحدكم لا إله إلا الله، محمد رسول الله فليقل علي أمير
> المؤمنين عليه السلام

> .. и если скажет кто из вас “нет божества кроме
> Аллаха, Мухаммад – посланник Аллаха”, то пусть скажет “Али –
> повелитель правоверных (мир ему)” …

Это не сказано непосредственно об азане, но так как фраза общая сама по себе, то ее можно отнести к любым случаям. Т.е. когда говорим шахаду – хорошо бы упомянуть и о руководстве Имама Али (мир ему).

Единственное что, цепочка передачи у этого хадиса слаба по нескольким причинам, но так как речь идет не об обязательном (ваджиб) или запретном (харам), то ничего не мешает совершать это в надежде на истинность этого предания, так как данное действие, в любом случае, не противоречит шариату. Ведь слабость цепочки передатчиков значит лишь то, что у нас нет уверенности в том, что это действительно было сказано Имамом (мир ему), а никак не то, что мы уверены на 100%, что Имам (мир ему) такого не говорил. Важно помнить об этом.

[1]: http://shiaonlinelibrary.com/%D8%A7%D9%84%D9%83%D8%AA%D8%A8/1337_%D8%A7%D9%84%D8%A7%D8%AD%D8%AA%D8%AC%D8%A7%D8%AC-%D8%A7%D9%84%D8%B4%D9%8A%D8%AE-%D8%A7%D9%84%D8%B7%D8%A8%D8%B1%D8%B3%D9%8A-%D8%AC-%D9%A1/%D8%A7%D9%84%D8%B5%D9%81%D8%AD%D8%A9_237#top

Показан 1 вопрос