Виды насха

Ответ дан Вопрос закрыт
0
0

Салямун Алейкум уважаемый Шейх и наш брат Антон,в этот раз я беспокою вас насчет насха,сколько насхов существует ? И мнения некоторых ученных не совпадают с нашими убеждениями насчет видов насха,таких как Табарси и Туси (утверждают что есть 3 вида насха). Дайте мнения наших знатных ученных насчет этого.Заранее благодарен.

Хороший ответ
0
0

Ва алейкум салям ва рахматулла.

Как вы и сами могли заметить, в вопросах насха (т.е. той или иной отмены аята священного Корана) очень много разногласий. Причем, разброс мнений идет от полного отрицания любой отмены вообще и принятие всех последующих аятов в качестве лишь уточняющих до принятия любых возможных его видов. Какого-то единогласия тут нет, и причиной тому служит то, что не дошло до нас конкретных хадисов от Имамов (мир им), где они пояснили бы, есть ли такой-то насх или нет его.

Потом важно понять, что среди специалистов по Корану, на самом деле, стоит два вопроса, а не один, как то может показаться. Первый из них в теоретической возможности того или иного вида отмены, как, например, отмена чтения аята (насх ат-тилява). А второй — наличие или отсутствие фактов, которые бы указывали на то, что такая отмена действительно имела место быть. Так, вполне может быть, что кто-то не видит теоретических препятствий отмены чтения того или иного аята, но при этом не видит достоверных фактов тому, что это на самом деле произошло.

Потом, само понятие отмены не ограничено аятами Корана, а вполне можно представить ситуацию, когда существует какое-то временное положение шариата, а затем оно заменяется другим, причем все это происходит только в контексте сунны без какого либо вмешательства в коранический текст. Причем, такое действительно имело место быть особенно в период становления Ислама. Единственное что, в данном случае не представляется возможным какой-либо вариант отмены чтения, так как хадисы, в отличии от аятов Корана, не ограничены каким-то определенным числом, поэтому если хотя бы один запомнил то изречение и передал — оно уже никуда не пропадет.

Еще можно вспомнить примеры отмены какого-то положения шариата, не зафиксированного в самом тексте Корана ниспосланием аята. Самым очевидным примером в данном случае будет, на мой взгляд, смена киблы с Иерусалима (аль-кудс) на Мекку и Каабу. Ведь нет разногласий, что в первое время мусульмане молились в сторону Иерусалима, пока не был ниспослан соответствующий аят. См. 144 — 150 аяты второй суры (Аль-Бакара).

Также можно вспомнить отмены каких-то предыдущих шариатов последующими, и ведь это тоже ни что иное как один из видов насха. Так что ограничить виды насха тремя (причем не совсем понятно, какими именно) будет недальновидным решением.

Если говорить о самых распространенных видах отмены (насх) в Коране, то в первую очередь стоит упомянуть отмену предписания одного аята другим с сохранением первого в тексте священного Корана. Этот вид принимается абсолютным большинством ученых, кроме редких исключений, которые отрицают любую отмену в принципе, а подобные случаи переводят в разряд пояснения одного аята другим. Одним из очевидных примеров является отмена положения 12 аят 58 суры (Аль-Муджадиля) следующим за ним 13 аятом той же суры. Как видим, оба они присутствуют в Коране, при этом даже при поверхностном прочтении без погружения в толкования ясно, что 13-ый отменяет предписанное 12-ым.

Остальные виды отмены так или иначе спорные, вроде отмены чтения аята без отмены соответствующего шариатского положения, или же отмены чтения вместе с шариатским положением, и есть среди наших ученых те, кто допускает все виды или кто считает какие-то из них невозможными.

Как вы правильно заметили, например, Шейх Мухаммад Ат-Туси допускал возможность почти любого варианта отмены, поясняя, что так как чтение аята и исполнение соответствующего предписания шариата — два разных вида поклонения, то нет ничего противоестественного, чтобы отменился один из них, а второй — остался. Подробнее об этом можно прочесть в его книге [‘Иддат Аль-Усуль, том 3, стр 36 (по старому изданию)][1]. Или же, как упоминает [Сеййид Муртаза в книге Аз-Зариа том 1, стр 249][2], где он допускает вероятность отмены чтения аята вместе с отменой положения или без оной, но при этом говорит, что у нас нет убедительных фактов, что такое действительно произошло, а одной теоретической возможности недостаточно, а также перечисляет некоторые единичные хадисы, пришедшие, в основном, со стороны противников руководства Ахль Аль-Бейт (мир им), и из его слов видно, что он не считает их достаточным основанием.

Также Сеййид Абуль-Касим Аль-Хои [упоминает в своем толковании Корана «Аль-Баян»][3], что тот вид отмены чтения, который признают многие из противников руководства Ахль Аль-Бейт (мир им), есть ни что иное, как чистое признание искажения священного Корана, так как в тех версиях так или иначе об отмене чтения какого-то аята, но сохранении положения получается, что узнавали уже после смерти Пророка (да благословит Аллах его и род его) от отдельных людей. Если принимать во внимание их позицию об истории сбора Корана воедино, это так или иначе будет приводить к признанию искаженности. Но это касается именно тех случаев, на которые иногда опираются иные направления, при том, что в теории можно вполне себе представить такие отмены, которые не будут приводить к признанию искаженности, как очевидно любому специалисту в вопросе. Другое дело, что у нас нет каких-то достаточно убедительных сведений на этот счет, чтобы считать такие факты имевшими место быть. Потом, одного лишь того, что так или иначе это может приводить к признанию искажения недостаточно, чтобы это было невозможным, но это уже отдельный большой вопрос о допустимости или недопустимости искажения, пусть бы и теоретического, которому не место тут. Кратко об этом упоминалось в соответствующем ответе на вопрос, найти который все интересующиеся могут тут: http://imam-ali.ru/questions/question/%D1%88%D0%B8%D0%B8%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B8-%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0

Это то, что представилось мне возможным кратко изложить по данному вопросу. Надеюсь, что когда-нибудь будет на то воля Всевышнего, и мне удастся написать об этом что-то более подробное или же сделать серию лекций, связанных с различными интересными вопросами о Коране и его понимании, в том числе и этом.

[1]: http://shiaonlinelibrary.com/%D8%A7%D9%84%D9%83%D8%AA%D8%A8/2752_%D8%B9%D8%AF%D8%A9-%D8%A7%D9%84%D8%A3%D8%B5%D9%88%D9%84-%D8%B7-%D9%82-%D8%A7%D9%84%D8%B4%D9%8A%D8%AE-%D8%A7%D9%84%D8%B7%D9%88%D8%B3%D9%8A-%D8%AC-%D9%A3/%D8%A7%D9%84%D8%B5%D9%81%D8%AD%D8%A9_36
[2]: http://shiaonlinelibrary.com/%D8%A7%D9%84%D9%83%D8%AA%D8%A8/2746_%D8%A7%D9%84%D8%B0%D8%B1%D9%8A%D8%B9%D8%A9-%D8%A3%D8%B5%D9%88%D9%84-%D9%81%D9%82%D9%87-%D8%A7%D9%84%D8%B3%D9%8A%D8%AF-%D8%A7%D9%84%D9%85%D8%B1%D8%AA%D8%B6%D9%89-%D8%AC-%D9%A1/%D8%A7%D9%84%D8%B5%D9%81%D8%AD%D8%A9_429#top
[3]: http://shiaonlinelibrary.com/%D8%A7%D9%84%D9%83%D8%AA%D8%A8/2404_%D8%A7%D9%84%D8%A8%D9%8A%D8%A7%D9%86-%D9%81%D9%8A-%D8%AA%D9%81%D8%B3%D9%8A%D8%B1-%D8%A7%D9%84%D9%82%D8%B1%D8%A2%D9%86-%D8%A7%D9%84%D8%B3%D9%8A%D8%AF-%D8%A7%D9%84%D8%AE%D9%88%D8%A6%D9%8A/%D8%A7%D9%84%D8%B5%D9%81%D8%AD%D8%A9_274

Показан 1 вопрос