Ассаламу алейкум. В книгах по фикху сказано, что временный брак (как и любой другой) для девственницы возможен лишь с согласия отца (правда, Макарем Ширази делает исключение для девственницы в возрасте, которой уже за 30, освобождая ее от необходимости такового). В то же время, многие муджтахиды указывают, что заключать временный брак с девственницей с целью полноценных сексуальных отношений — сильный (муаккад) макрух.
Вопрос: это правило носит универсальный характер или оно привязано к условиям места и времени?
Поясню: во времена Пророка (с) и Имамов (а), да и, что уж там, во многих современных мусульманских обществ у женщины, побывавшей в браке и утратившей в нем девственность, резко снижаются шансы на новый постоянный брак. Не связана ли эта рекомендация именно с такими обстоятельствами?
И если менталитет шиитского сообщества в целом изменится так, что в женитьбе на разведенной или побывавшей во временном браке никто не будет видеть особой проблемы, может ли поменяться и само правило?
Ведь экономическая основа общества сильно изменилась. Сейчас в чисто материальном и бытовом отношении можно спокойно выжить, заработать денег, обустроить комфортную жизнь без партнера. Нужда в браке сохраняется для того, чтобы упорядочить отношения, удовлетворить потребность в сексе и любви так, чтобы это не превратилось во всеобщий промискуитет без обязательств. Но все перечисленное дает и временный брак. Единственное, чего он не гарантирует — это крепкой семьи на случай, если есть дети. Для воспитания детей необходим постоянный брак, где есть папа и мама, и некая уверенность и гарантия для детей, что это если не навсегда, то надолго. Но созревают для этого люди ближе к 30, когда для воспитания и образования детей они создают материальный базис. А законы физиологии все те же, и сексуальный инстинкт просыпается еще в пубертате. Актуальна ли крайняя нежелательность временного брака с интимными отношениями для девушек, не бывавших в браке постоянном, в таких условиях? Возможны ли для них сексуальные отношения, по крайней мере, с партнером, с которым в будущем планируется постоянный брак?
- Фатима задал(а) вопрос 8 лет назад
Ва алейкум салям ва рахматулла.
Для начала отметим, что и сегодня во многих традиционных обществах выйти второй раз замуж для женщины очень сложно, но само по себе это не должно быть так или иначе причиной для вынесения такого суждения. Иначе, например, следовало бы писать «иметь лишний вес — очень нежелательно», если в обществе выйти замуж с лишним весом было бы сложно, и так далее.
Также, я полистал разные фетвы и не вижу, чтобы в разделах о временном браке часто упоминалось это как «сильный макрух», хорошо бы мне видеть тексты конкретных фетв, чтобы можно было подумать, как правильно это интерпретировать, а лучше и вовсе задать вопрос в офис того муджтахида, кто дает такие фетвы. Также я не могу припомнить каких-то хадисов, чтобы из них можно было выносить такое суждение (хотя это и не значит, что их точно нет).
В любом случае, даже «сильный макрух» — это не запрещено, могу предположить, что такие фетвы действительно скорее всего учитывают именно общественный аспект и носят скорее всего рекомендательный характер. В конце концов — выходить замуж и жениться не обязательно, и нет ничего греховного в том, если кому-то потом будет сложно это сделать, когда человек идет осознанно на такой риск. Подробнее смогу ответить, скорее всего, если увижу конкретные фетвы со ссылками, можно слать на contact@imam-ali.ru.
- Шейх Антон ответил 8 лет назад
- последнее обновление 8 лет назад