Доводы ашаритов на возможность лицезрения Аллаха в раю

Ответ дан Вопрос закрыт
0
0

Ассаляму алейкум, шейх. Ашариты написали небольшую статью где пытаются утвердить возможность того, что в раю можно будет увидеть Аллаха. Вот та самая работа:

https://vk.com/wall229756560_530

Если кратко, как я понял, автор утверждает, что эмпиризм отрицает возможность видения, но логика нет. Пример, который они приводят:

«Для примера вам приведу стрекозу и муху, чье зрение охватывает все 6 сторон одновременно. Они имеют свыше тысячи линз, посредством которых видят. Наш эмпиризм это не признает, однако логика признает, но не понимает этого в силу ограниченности эмпиризма.
В плане восприятия мы основополагаемся на прежде воспринятое (на эмпиризм). Но так как мы не находились в таком состоянии, в каком находятся эти 2 насекомых, мы не можем в полной мере понять их сущность восприятия. Эмпиризм отрицает, логика — признает.»

Шейх, не могли бы Вы прокомментировать утверждения ашаритов и разъяснить нам, насколько весомы их аргументы?

Удовлетворительный ответ
0
0

Ва алейкум салям ва рахматулла.

На мой взгляд эмпиризм наш никак не отрицает, что можно видеть все 6 сторон одновременно, тем более что сам же автор приводит пример вполне себе эмпирического познания — мы ведь не логически догадались, что стрекоза видит с гораздо большим углом обзора, чем мы, а изучая строение ее глаз. Конечно, может эмпиризм времен какой-нибудь древней Греции и отрицал бы это, но сегодня это совсем не так. Потом, довольно странно противопоставлять логику  эмпирическим наблюдениям. Ведь человеческая логика — это ни что иное, как формализация многих эмпирических наблюдений. Логика как раз существует только у нас в голове, и если вдруг в мире обнаружится что-то, что ей не будет соответствовать, то нужно будет скорректировать логику, а реальный мир он не в курсе о каких-то там логических законах, он просто такой, какой он есть.

Вообще, тут вопрос лишь в том, что он имеет в виду под зрением в данном случае. Если речь идет об обычном таком человеческом глазе, который видит отраженный от материальных предметов свет, то очевидно, что увидеть таким образом Всевышнего невозможно — Он ведь не материальный предмет, чтобы от него свет отражался. Если же имеется в виду нечто другое, то вначале надо автору пояснить, что конкретно он имеет в виду, тогда можно уже будет и рассуждать на эту тему.

Показан 1 вопрос