Изучение наук

Ответ дан Вопрос закрыт
0
0

Ас Саламу Алейкум! Есть множество хадисов о том, что любое другое учение, которое вышло не от Имамов (А) ложно. Не смотря на это можно ли изучать разные науки вроде Ирфана, философии, калама, итд. Ведь эти науки за пределами слов непорочных, мир им?

Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал Саламе ибн Кухейлу и Хакаму ибн Утейбе: «Ступайте на восток, ступайте на запад, вы не найдёте верного знания, если только оно не вышло от нас – ахль аль-бейт». («Аль Кафи», том 1, стр. 399)

Имам Бакыр (А) сказал: «Все, что вышло не из этого дома (взято не от Ахль аль-Бейт), является ложным». («Басаир ад-дараджат» Шейха Сафари, стр. 554)

Удовлетворительный ответ
1
0

Ва алейкум салям ва рахматулла.

Эти хадисы не значат, что что-либо нельзя изучать или что любые научные знания, которые не присутствуют в хадисах от Ахль Аль-Бейт (мир им) — ложные. Эти хадисы значат лишь то, что не стоит воспринимать что-либо иное сразу на веру в качестве непреложной истины, ибо прерогатива доносить непреложные истины отдана Всевышним лишь Пророкам и Имамам (мир им всем).

Нет ничего плохого в том, чтобы изучать экономику, физику, философию или любые другие дисциплины, имеющие практическое полезное применение. Важно уметь это применение определить. Например, в той же философии может быть много пользы для того, чтобы доносить учение ислама ее последователям. Ведь для этого необходимо знать их термины и как они мыслят, а также уметь преподнести и доказать истину в рамках их концепции, или хотя бы показать несостоятельность и противоречивость их концепции, коли истина окажется в ней недоказуема. Изучать другие религии или ложные концепции весьма полезно, чтобы их опровергать, но этим следует заниматься, уже когда будут приобретены достаточно глубокие знания в рамках истинного учения.

Проблемы возникают, когда слишком увлекшись той или иной дисциплиной, люди пытаются ее абсолютизировать и применять там, где делать этого не стоит. Например, когда строят свои убеждения на словах какого-нибудь философа или суфийского шейха, возводя его в религиозные авторитеты, хотя Всевышний никак не давал на это указаний. Или же когда пытаются отвергать толкование Корана от Ахль Аль-Бейт (мир им), предпочитая ему философское понимание, или же отвергать достоверный хадис от Ахль Аль-Бейт (мир им), если он противоречит словам и домыслам какого-то философа. Это все есть истинное заблуждение, ведущее к погибели в этом и следующем мирах.

Однако это не значит, что какая-то дисциплина плоха сама по себе, или что в изучении ее может быть только вред. Это значит лишь то, что нужно знать границы применения каждой вещи, и лишь у слов Всевышнего Аллаха, его Посланника и Имамов (мир им всем) эти границы охватывают все области нашей жизни. А так ведь и кухонным ножом можно как резать хлеб, так и убивать людей, но ведь от этого сама сущность кухонного ножа не стала чем-то плохим?

Показан 1 вопрос