Как понимать эти хадисы?

Ответ дан Вопрос закрыт
0
0

салам алейкум брат Антон!если Вас не затруднит,что Вы можете сказать,на счет этих хадисов…?1.Джабир ибн Йазид аль Джоуфи,был из Куфы.Хур Амили говорил о нем:
«Он (аль Джоуфи) передал от имама Багира 70 тысяч,а от других имамов 140 тысяч хадисов(1)» См. «Васаилуш шиа» 20/151 и 30/329.
Имам Джафар ас Садик сказал о аль Джоуфи когда его спросили о том что он передал от отца имама Джафара имама Багира 70 тысяч хадисов:
«Клянусь Аллахом я видел его у отца всего один раз.У меня его ни разу не было.См. «Риджалу Кашши»,169.
Несмотря на то что имам Ахли Бейта поклялся во лжи аль Джоуфи шейх,алляма рафидитов аль Хои назвал этого передатчика надежным и аль Хои добавляет: «Эти слова имама о аль Джоуфи можно отнести к такийе (2)» См.»Муджаму риджалил хадис» 4/25.
2.Зурара ибн Айум,из Куфы.Аль Хои сказал в «Муджаму риджалил хадис» 7/249 сказал: « Хадисы переданные Зурарой составляют примерно 2490.»
Из них 1626 находятся в четырех наиболее авторитетных и надежных трудах шиизма.
Наджаши в своей книге о биографиях на 175 стр. говорит что Зурара был одним из лучших шиитов,факихом и мутакаллимом.
3, Абу Басир Лейс ибн аль Бухтари. В 4 трудах шиизма приведено 2010 хадисов переданных им от имамов Багира и ас Садика.Также был обвинен во лжи и проклят имамами Ахли Бейта.См. «Риджалул Кашши» 152 стр.
Шиитские ученые единогласны в том что аль Бухтари был зындыком и заблудшим,лжецом.И говорят что он был обвинен в скверном вероубеждении,но хадисы переданные им надежные и принимаются(4).См. ибн Мутаххар аль Хилли «Риджал» стр.137.
В «Риджалил Кашши» на стр. 154 где говорится о том что аль Бухтари не принимал имамат имама Мусы ибн Джафара ас Садика и сомневался в знании имама

  • гарик задал(а) вопрос 11 лет назад
  • последнее обновление 11 лет назад
Хороший ответ
1
0

Ва алейкум салям ва рахматулла!
Спасибо за хороший вопрос!
Эти и другие подобные ситуации довольно часто возникают при обсуждении передатчиков хадисов в науке риджаль. Для начала стоит понять один важный момент — **принятие хадиса от передатчика не зависит от его убеждений, а зависит только от его точности в передачи и честности**.
Ведь известно много примеров, когда человек, отвергающий руководство Ахль аль-бейт (мир им) является для нас достоверным передатчиком. Например, Хафс бин Гийас, Ас-Сукуни или подобные им, о которых Шейх Ат-Туси писал, что единогласное мнение (иджма) состоит в принятии их хадисов, хотя он и не принимал руководство Ахль аль-Бейт (мир им) — см. [‘иддат аль-усуль, том 1, стр 242][1].

Также можно вспомнить пример известных вакифитов — кто не принимал 9-го имама (мир ему), но при этом сам же Имам (мир ему) сказал, что хадисы их можно принимать, а вот как они уже их толкуют, смотреть не стоит.

Убеждения передатчиков играют роль только в случаях противоречия двух достоверных хадисов по смыслу так, что невозможно совместить, и необходимо принять один и отвергнуть другой. В такой ситуации будет предпочтен хадис того, чьи убеждения ближе к истинным, если есть такая разница в передатчиках.

Что же до вышеприведенных примеров, то это типичные случаи сокрытия убеждений (такиййи), когда Имам (мир ему), в присутствии вражеских шпионов либо говорит, что вообще не знает такого человека, либо даже ругает его, как в случае с Зурарой бин А’йаном, дабы сохранить ему жизнь. Для любого, кто имеет хотя бы начальное представление о хадисоведении и истории Зурары, этот случай известен, можно даже считать его хрестоматийным. Не будет преувеличением сказать, что этот пример с Зурарой попадается почти в любом учебнике по науке Риджаль.

Достаточно вспомнить переданный Аль-Кашши и другими случай, как Имам Джаафар Ас-Садик (мир ему) посылает сына Зурары передать своему отцу слова:

> Поистине, я порицаю тебя, чтоб отвести людей от тебя. Ведь потому что люди
> и враги спешат за тем, кого мы приближаем к себе и кого мы хвалим …

См. [Ихтияр Маарифат Ар-Риджаль, том 1, стр 372][2].

Ровно то же самое и с Джабиром Аль-Дж’уфи, разве что случай его менее известен неспециалистам. Вопрос-то не нов, иногда из-за таких случаев даже среди самих сторонников Имамов (мир им) возникали вопросы о том или ином человеке, как и было с Джабиром. Зьяд инб аби Аль-Халяль сказал:

> Мнения наших сторонников касательно Джабира Аль-Джу’фи и я решил
> спросить у Имама Ризы (мир ему) об этом. И как я пришел к нему, он сам
> первый начал разговор и сказал: «Да помилует Аллах Джабира Аль-Джу’фи,
> он говорил правду от нас, и да проклянет Аллах Аль-Мугайру бин Саида,
> что врал от нашего имени».

См. [Ихтияр Маарифат Ар-Риджаль (что и есть риджаль Аль-Кашши), т. 2 стр. 20][3]

Учитывая, что это происходит уже после смерти Джабира, становится четко ясна позиция Имама (мир ему) по отношению как к самому Джабиру, так и к его хадисам. А то, что он там где-то сказал — так как и в случае с Зурарой делается для сохранения его жизни, дабы не выдать, что он из числа шиитских ученых, приближенных к Имаму (мир ему).

Так что вышеприведенные слова таких великих ученых, как Сеййида Аль-Хои или же Аль-Хурра Аль-Амили, совершенно справедливы, потому что специалист изучает всю информацию, что пришла о человеке, а потом уж делает вывод, принимать его хадис или нет. То же, что процитировано выше, скорее всего, взято из каких-то статей, написанных с целью критики шиизма. Причем, судя по преподнесению материала, писал человек очень далекий от понимания того, что он вообще читает, и какие есть принципы в науке о передатчиках. Понятное дело, что дилетант, основной задачей которого является найти любую зацепку для нападок, не будет рассматривать всю информацию, чтоб сделать какой-то разумный и грамотный вывод, а сразу же начинает распространять ту «ужасную тайну», что он раскрыл. Для человека, имеющего хоть какое-то представление о хадисоведении, такая критика вызывает лишь улыбку. Пожелаем же вместе авторам подобных статей прочитать хотя бы одну книгу о принципах науки риджаль, дабы понимать то, что они читают и что пытаются критиковать.

[1]: http://shiaonlinelibrary.com/%D8%A7%D9%84%D9%83%D8%AA%D8%A8/2748_%D8%B9%D8%AF%D8%A9-%D8%A7%D9%84%D8%A3%D8%B5%D9%88%D9%84-%D8%B7-%D8%AC-%D8%A7%D9%84%D8%B4%D9%8A%D8%AE-%D8%A7%D9%84%D8%B7%D9%88%D8%B3%D9%8A-%D8%AC-%D9%A1/%D8%A7%D9%84%D8%B5%D9%81%D8%AD%D8%A9_242
[2]: http://shiaonlinelibrary.com/%D8%A7%D9%84%D9%83%D8%AA%D8%A8/2932_%D8%A7%D8%AE%D8%AA%D9%8A%D8%A7%D8%B1-%D9%85%D8%B9%D8%B1%D9%81%D8%A9-%D8%A7%D9%84%D8%B1%D8%AC%D8%A7%D9%84-%D8%A7%D9%84%D8%B4%D9%8A%D8%AE-%D8%A7%D9%84%D8%B7%D9%88%D8%B3%D9%8A-%D8%AC-%D9%A1/%D8%A7%D9%84%D8%B5%D9%81%D8%AD%D8%A9_372
[3]: http://shiaonlinelibrary.com/%D8%A7%D9%84%D9%83%D8%AA%D8%A8/2933_%D8%A7%D8%AE%D8%AA%D9%8A%D8%A7%D8%B1-%D9%85%D8%B9%D8%B1%D9%81%D8%A9-%D8%A7%D9%84%D8%B1%D8%AC%D8%A7%D9%84-%D8%A7%D9%84%D8%B4%D9%8A%D8%AE-%D8%A7%D9%84%D8%B7%D9%88%D8%B3%D9%8A-%D8%AC-%D9%A2/%D8%A7%D9%84%D8%B5%D9%81%D8%AD%D8%A9_20

Показан 1 вопрос