Мнения факихов

Ответ дан Вопрос закрыт
1
0

Ассаламу алейкум
ни для кого не секрет что по некоторым вопросам некоторые факихи имеют разные мнения. В связи с этим у меня следующий вопрос:
если по одному и тому же вопросе есть разные мнения значит одно мнение правильное, а другое нет. Каждый избрав для себя более знающего по его мнению факиха следует его фетвам. Если мой факих в каком-то вопросе ошибается несу ли я за это ответственность из-за того что я не доконца разобрался в его компетентности и выбрал не самого знающего или же несет факих ответственность перед Аллахом за то что дал не совсем точную фетву но был убежден в её правильности?
Спасибо

Удовлетворительный ответ
1
0

Ва алейкум ас-салям ва рахматулла!
Совершенно верно подмечено, что разногласия в фетвах свидетельствуют о том, что кто-то прав, а кто-то — ошибся. Причиной разногласия является обычно разное понимание того или иного хадиса, или же разные взгляды на достоверность той или иной цепочки передатчиков. Также сюда попадают разные принципиальные воззрения в Усуль аль-Фикх, как допущение истисхаба в сомнениях относительно самого положения шариата или ограничения его только областью применения (мауду аль-хукм), но разъяснение таких тонких различий выходит за рамки короткого ответа. Более того, обычно они не понятны тем, кто не знаком с Усуль аль-Фикх.

Что касается ответственности, то персональную ответственность несет каждый в рамках своего старания достичь истины в этом вопросе.
Если вы приложили все усилия, что могли, и пришли к выводу, что такой-то факих — самый знающий и следуете его мнениям, то вы не будете наказаны в случае ошибки. А если выбор факиха произошел по каким-то ошибочным критериям, как то:
— он одной национальности со мной
— он из моего города
— его книга доступна на моем языке
— мой папа следует его мнениям
или подобных им, то, конечно же, в случае ошибки, придется за это отвечать. Ну а если ошибки не будет — то и отвечать не за что.
То же самое касается факиха. Если факих приложил все старания, исследовал вопрос максимально как мог, но при этом допустил ошибку, то это не будет грехом. Ну а если он дал фетву без какого-либо довода четкого или из каких-то иных побуждений, как то получить себе побольше последователей или заручиться поддержкой и довольством той или иной группы людей, то, конечно же, за это будет большая ответственность.
Вообще, факихи несут очень большую ответственность в своем деле, потому-то мы и видим часто фетвы с предосторожностями. Это делается для того, чтобы максимально оградить своих последователей от впадения в греховное.

Показан 1 вопрос