Таклид

Ответ дан Вопрос закрыт
0
0

Салам алейкум рахматулла мой уважаемый брат.
Такой вот вопрос,второй год читаю намаз альхамдулиля,следую и буду следовать иншалла пяти столпам ислама,тут все понятно.Но вот мучает вопрос таклида!
Так как это у нас шиитов ваджиб, как определиться с ученым для этого,и откуда брать информацию .Многие делают таклид но непонимаю как,ведь на русском информации практически нет,и по вопросам таклида многие обращаются в основном в месяц рамадан сам знаешь когда начинать пост, и когда его заканчивать,в основном я только тогда слышу об ученых.
Но вопрос такой,как выбрать ученого,где брать информацию , и по каким вопросам обращаться можно к таклиду вообще. И нормально ли это если следовать пяти столпам ислама ,но без таклида? Спасибо

Удовлетворительный ответ
0
0

Ва алейкум салям ва рахматулла!

Вообще, представление о том, что таклид — это обязанность каждого, не совсем верное. На самом деле это просто вынужденное действие, к которому прибегает большинство верующих во время большого сокрытия.

Сам по себе он не обязателен, но ведь соблюдать предписания Всевышнего как-то нужно? А чтоб соблюдать их — надо их знать. Для этого обычно всегда был простой путь — обратиться к Имаму (мир ему) и спросить. Потом во время малого сокрытия обращались к непосредственно назначенным им представителям. После этого же, у нас есть на выбор несколько вариантов — самому заниматься иджтихадом, узнавая положения шариата непосредственно из Корана и сунны, соблюдать некоторый вариант предосторожности (она бывает разной полноты), а также делать таклид какому-то одному ученому, который кажется нам самым лучшим специалистом на данный момент. Посмотрим на это чуть подробнее.

1) **Иджтихад** — Сам по себе иджтихад, конечно, очень хорошее занятие, но только требует много времени на изучение тонкостей старого арабского языка, хадисоведения, исламского права и других наук. Далеко не каждый человек может, а уж тем более хочет тратить на это всю свою жизнь, поэтому для большинства этот вариант не является предпочтительным.

2) **Предосторожность (ихтият)** — это когда сами мы иджтихадом не занимаемся, но чтоб уж точно убедиться в верности своих поступков, стараемся совместить между максимальным числом мнений муджтахидов. Как это работает? Грубо говоря, если у нас есть два муджтахида, и один из них говорит, что пятничная молитва во время сокрытия — обязательна, а второй — что желательна, то мы начинаем относиться к ней как к обязательной, потому что в этом случае наши действия будут правильными с точки зрения мнений каждого из муджтахидов.

Чем больше мнений муджтахидов мы учитываем — тем полнее наша предосторожность. Т.е. кто-то соблюдает ее между мнениями всего 2 — 3 действующих, кто-то между всеми действующими, а кто-то старается не противоречить никому даже из ученых прошлых веков. Чем больше мнений хочется брать в расчет — тем, естественно, сложнее за всем этим следить. Чтобы так делать, требуется некоторый опыт работы с книгами по фикху, причем немаленький.

3) **Таклид, т.е. подражание** — то, чем занимается большинство, т.е. просто следует мнению одного из ученых, которого они по каким-то соображениям считают более достойным для следования.

Тут, в основном, стоит обращать внимание на компетенцию. Ведь чем компетентнее муджтахид, тем меньше вероятность ошибки при определении шариатского положения с его стороны. Понятно, что на самом деле неспециалист не способен определить, какой из муджтахидов является компетентнее всех остальных и насколько. Более того, может и вовсе нет такого, что какой-то один единственный человек самый-самый знающий, а все остальные знают меньше него. Может быть несколько равных, или один может быть более компетентным в каком-то вопросе, а другой — в другом.

Но постараться как-то определить нужно. Сделать это можно, изучив, кто из действующих ученых какие труды написал, каких известных учеников воспитал, какой у него авторитет именно среди специалистов в исламском праве, как часто на его мнения ссылаются на уроках и т.п. Причем интересует нас именно не слепая любовь какой-то группы лиц к определенному ученому, а некоторое обоснованное мнение специалистов.

К сожалению, люди иногда выбирают для таклида себе ученого просто потому, что он одной с ними нации, или, например, из их города и т.п. Это ошибочный и неправильный метод.

Если вы спрашиваете кого-то о том, кто же самый знающий с их точки зрения, то хорошо будет убедиться, что он дает некоторое обоснованное мнение, а не просто что-то, что соответствует личным пристрастиям. Для этого всегда есть хороший метод — спросить, почему он считает самым лучшим специалистом именно этого ученого. Если в ответ будет какой-то вразумительный ответ с упоминанием его трудов, учеников и слов других конкретных муджтахидов в его адрес — это хорошо. Если же в ответ будет нечто вроде «ученые подтвердили», «это всем известно» или «ему многие (большинство) следуют», без перечисления хоть кого-то из тех, кто подтвердил или засвидетельствовал — на это не стоит особо обращать внимания.

**Нормально ли следовать пяти столпам ислама без таклида?**

Дело в том, что совершенно непонятно, как это делать — откуда брать подробности-то? Так-то это лучше, чем заниматься иджтихадом, но для этого ведь нужно приобрести нужный уровень знаний. Если у вас есть такое желание и способности, конечно, стоит попробовать, но пока скорее всего придется довольствоваться таклидом или предосторожностью (что сложнее).

В конце хочется отметить, что действительно очень мало книг на русском языке, и выбор сделать действительно трудно, да только вот это от необходимости этого выбора нас никак не избавляет. В такой ситуации нужно стараться, например, читать на английском или каком-то еще языке, который вы знаете и на котором доступно больше необходимой литературы. Ну а также — спрашивать у людей, чьей компетенции вы сами доверяете, они что-нибудь да посоветуют.

Удачи вам в этом деле!

Показан 1 вопрос