Таухид и границы тавассуля

Ответ дан Вопрос закрыт
0
0

Ассаламу алейкум. У меня нет ни малейших сомнений в верности шиитской идеологии и акыды, однако меня часто смущают некоторые высказывания некоторых конкретных шиитов.

Хотелось бы узнать, как можно оценить с точки зрения шиитской доктрины и изречений Имамов Ахл аль-Бейт (а) следующие вещи:

  1. Когда люди говорят, что если они обратятся с дуа к Имаму, он (мир ему) исполнит ту или иную их просьбу. Разве можно обращаться к Имаму с таким намерением, что он является некой независимой от Аллаха инстанцией, исполняющей просьбы и отвечающей на дуа? Или тавассуль все-таки заключается в том, что мы через Имама (мир ему) передаем свою мольбу Аллаху, надеясь, что через посредничество Непорочного и его дуа она с большей вероятностью будет удовлетворена?

  2. Когда люди высказываются в том ключе, что за совершение каких-то благих деяний они получат саваб от Имама (мир ему), не упоминая при этом Аллаха.

  3. Когда утверждается, что Имамы (мир им) видят и слышат абсолютно все, что происходит в этом мире, и обладают совершенным знанием о действиях любого человека.

В фетве сейида Али Систани говорится, что поклоняться можно только Аллаху, и что даже зиярат мы должны совершать с правильным ниятом, избегая намерения о поклонении самому Имаму (мир ему). Насколько перечисленные вещи соотносятся с Таухидом? Они нередко встречаются в т.н. «народной» шиитской среде.

Буду очень благодарна за ответ.

Удовлетворительный ответ
0
0

Ва алейкум салям ва рахматулла. Конечно, всему перечисленному можно придумать какое-нибудь красивое околофилософское объяснение из серии «имеется в виду не то, что вы подумали», но на деле, конечно, многие из тех, кто так поступает, не в курсе никаких таких объяснений, а просто говорят то, что думают. И действительно, это не очень-то сочетается с монотеизмом, если просить напрямую у Имама (мир ему), думая, что он обладает какой-то независимой силой и властью. Равно как и ожидать награду от Имама (мир ему). Я не встречал нигде в наших источниках такого, чтобы Имамы (мир им) сами говорили, что они вознаграждают людей, когда они говорят о награде от Всевышнего. Проблема в том, что многие просто не имеют какого-то ясного представления о шиитском вероучении и не задумываются над этими вопросами. Наша задача, конечно же, аккуратно поправлять и просвещать их в этом.

Что же до всезнания Имамов (мир им), то это тоже, на мой взгляд, некоторая распространенная ошибка. Конечно, они знали многое, намного больше обычного человека, и если им нужно было бы что-то узнать для их миссии, то Всевышний открыл бы это знание им, но им совершенно не нужно знать вообще все, и уж тем более видеть постоянно все вокруг. Зачем, например, Имаму Казиму (мир ему) наблюдать сквозь времена за мной в душе? Совершенно не нужно! Есть ли какие-то основания считать, что он действительно видит? На самом деле — нет. Просто опять же, часто происходит путаница, причиной которой нередко бывают всяческие опасные упрощения с нашей (имею в виду тех, кто занимается религиозным просвещением) стороны. Когда не хочется объяснять, что «по потребности Аллах раскроет, если пожелает, и так далее», а просто говорят «имам все знал и знает заранее». Конечно, так делать не следует. О природе знания Имамов (мир им всем) у меня есть старая лекция, где приводятся хадисы на эту тему, может быть она покажется вам полезной — Лекция: природа знания имамов (а).

Показан 1 вопрос