Достоверность хадиса из тафсира "Аль-Аййаши", 2/83

Ответ дан Вопрос закрыт
0
0

Ас Саламу Алейкум! Брат Антон, проверьте пожалуйста, следующий хадис на достоверность:

Абу аль Сабах аль Канани сказал:
— Абу Джафар (ас) сказал: «О Абу аль Салах! Опасайтесь заместителей от нашего имени, любой такой заместитель ( говорящий: я заместитель имама) есть тагут.»
Тафсир Айаши 2\83,33

Очень интересный хадис, ведь в наше время есть люди называющие себя заместителем Имама

  • Лямар задал(а) вопрос 10 лет назад
  • последнее обновление 10 лет назад
Удовлетворительный ответ
0
0

Ва алейкум салям ва рахматулла.

Я бы на самом деле переводил данную фразу иначе:

> عن أبي الصباح الكناني قال: قال أبو جعفر عليه السلام: يا أبا الصباح
> إياكم والولايج فان كل وليجة دوننا فهي طاغوت
>
> От Абу Сабаха Аль-Кинани передается, что Имама Джаафар Ас-Садик (мир
> ему) сказал: «О, Абу Сабах! Остерегайтесь [всевозможных] покровителей,
> и ведь любой покровитель кроме нас есть тагут.»

Также слово وليجة можно перевести и как «друг» и еще в нескольких значениях, грубо говоря, смысл его тут **»тот на кого полагаются»**, т.е. речь в этом хадисе идет о том, что никто не достоин абсолютного следования и подражания, кроме как Пророк и Имамы (мир им всем). Хадис этот относится к толкованию 16-го аяты суры «Ат-Тауба» (9).

Что касается достоверности, то, к сожалению, Аль-Аййаши обычно сокращает цепочку передатчиков в своем тафсире, и потому проверить достоверность ее или опровергнуть не представляется возможным. Сам-то Абу Сабах Аль-Кинани, более известный как Ибрахим бин На’им, безусловно достоверный, но очевидно, что Аль-Аййаши, родившийся в третьем веке хиджры, не мог передавать от него напрямую.

Правда, в подтверждение есть хороший хадис со сходным смыслом в «Аль-Кафи», в томе 1, стр 415:

> الْحُسَيْنُ بْنُ مُحَمَّدٍ عَنْ مُعَلَّى بْنِ مُحَمَّدٍ عَنِ
> الْوَشَّاءِ عَنْ مُثَنًّى عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَجْلَانَ عَنْ
> أَبِي جَعْفَرٍ ع فِي قَوْلِهِ تَعَالَى أَمْ حَسِبْتُمْ أَنْ تُتْرَكُوا
> وَ لَمَّا يَعْلَمِ اللَّهُ الَّذِينَ جاهَدُوا مِنْكُمْ وَ لَمْ
> يَتَّخِذُوا مِنْ دُونِ اللَّهِ وَ لا رَسُولِهِ وَ لَا الْمُؤْمِنِينَ
> وَلِيجَةً يَعْنِي بِالْمُؤْمِنِينَ الْأَئِمَّةَ ع لَمْ يَتَّخِذُوا
> الْوَلَائِجَ مِنْ دُونِهِمْ
>
> От Имама Аль-Бакира (мир ему), о толковании слов Всевышнего: «Если вы
> думаете, что будете оставлены, когда Аллах еще не узнал тех из вас,
> которые усердствовали и не брали себе покровителей помимо Аллаха и Его
> посланника и верующих? …» — под верующими имеются в виду Имамы (мир
> им), и не брали они покровителей кроме них.

Что же касается вообще заместительства и попыток понимать хадис в этом смысле, то тут разве что если исходить из происхождения любых прав и авторитета от Аллаха и непорочных. Конечно, у Имамов (мир им) бывали различные назначенные ими официальные представители, последними из которых были четверо официальных представителей Имама Махди (мир ему) во время малого сокрытия.

Сейчас же никаких таких назначенных конкретно и ясно представителей не существует, да и насколько знаю — никто обычно не пытается заявить о наличии у него такого назначения, кроме всевозможных основателей мелких сект, пытающихся одурачить народ. Максимум, о чем можно говорить в наши дни, это о некотором понимании «общего представительства», т.е. когда речь идет о передатчиках хадисов от Имамов (мир им) и вообще ученых ислама, но это скорее иносказательное понимание, и уж тем более никто из них не должен считать себя в чем-то более «представителем», чем остальные подобные ему.

Показан 1 вопрос