Уважаемый брат, признателен вам за ваши ответы!
Прошу вас дать толкование следующему аяту из суры Хадж- «И не посылали Мы до тебя никакого посланника или пророка без того, чтобы, когда он предавался мечтам, сатана не бросил в его мечты чего-либо, но Аллах стирает то, что бросает сатана, потом Аллах утверждает Свои знамения, — ведь Аллах — знающий, мудрый!»
Заодно скажите, внешне похоже на подбрасывание дурных или богохульных мыслей дьяволом по отношению к простому человеку, если человек в своем мыслительном мире сталкивается с подобным, может ли он успокаивать себя этим аятом, ведь от подбросанных мыслей не убереглись и пророки, в том плане что человек не может нести ответственность за каждую дурацкую мысль, что проходит через него, от независящих от человека обстоятельств?
- Шиит задал(а) вопрос 9 лет назад
- последнее обновление 9 лет назад
Ва алейкум салям ва рахматулла.
Противники руководства Ахль Аль-Бейт (мир им) действительно передают некоторые предания, утверждающие, якобы Пророк (да благословит Аллах его и род его) читал во время молитвы суру Ан-Наджм, и многобожники курайшитов слышали это, и тогда шайтан (л) каким-то образом повлиял на него, что он упомянул хорошим словом двух идолов — Лата и Уззу, исказив тем самым Коран и угодив курайшитским многобожникам. Конечно, такое понимание не имеет ничего общего с исламом, и если вам интересна та версия, подробности о ней ищите в их сборниках хадисов и толкованиях к Корану — будете сильно удивлены.
На самом же деле, смысл этого аята вовсе не в том, что сатана (л) каким-то образом влиял на мысли пророков (мир им). Как можно думать такое, если он не властен над искренними рабами вовсе, как это ясно сказано в суре Аль-Хиджр, аяты 40-42, где сатана обещает сбивать с пути всех, исключая лишь искренних рабов:
>
> إِلاَّ عِبَادَكَ مِنْهُمُ الْمُخْلَصِينَ
>
> قَالَ هَذَا صِرَاطٌ عَلَيَّ مُسْتَقِيمٌ
>
> إِنَّ عِبَادِي لَيْسَ لَكَ عَلَيْهِمْ سُلْطَانٌ إِلاَّ مَنِ اتَّبَعَكَ
> مِنَ الْغَاوِينَ
>
> Кроме рабов твоих, которые искренны
>
> Сказал [Аллах]: «Это есть путь мой прямой! Поистине, мои рабы, нет у
> тебя над ними власти, кроме тех, кто последовал за тобой из числа
> сбившихся с пути»
И разве у кого-то есть сомнения, что пророки (мир им) есть искренние рабы Всевышнего? И даже более того, над простыми людьми шайтан (л) тоже не властен, а лишь предлагает им варианты заблуждения, но выбор-то всегда каждый делает сам, как это ясно из 22 аята суры Ибрахим:
> وقال الشيطان لما قضي الامر ان الله وعدكم وعد الحق ووعدتكم فاخلفتكم وما
> كان لي عليكم من سلطان الا ان دعوتكم فاستجبتم لي فلا تلوموني ولوموا
> انفسكم ما انا بمصرخكم وما انتم بمصرخي اني كفرت بما اشركتمون من قبل ان
> الظالمين لهم عذاب اليم
>
> И сказал Сатана, когда завершилось дело: «Воистину Аллах дал вам
> правдивое обещание, и я дал вам обещание, то не выполнил его. И не
> было у мня над вами власти, ведь я лишь звал вас, и вы послушались
> меня. Так не корите же меня, а корите самих себя! Не помощник я вам,
> да и вы не поможете мне. Не причастен я к тому, что вы сделали меня
> сотоварищем [Аллаха] ранее. Поистине, несправедливые — им уготовано
> мучительное страдание».
Смысл же приведенного вами аята совсем в другом. Если обратиться к нашим толкованиям, то вы можете найти там, например, следующий хадис (см. тафсир Али бин Ибрахима Аль-Кумми, тафсир Аль-Бурхан Сеййида Хашима Аль-Бахрани и другие):
> محمد بن العباس، قال: حدثنا محمد بن الحسن بن علي، قال: حدثني أبي، عن
> أبيه، عن حماد ابن عيسى، عن حريز، عن زرارة، عن أبي جعفر (عليه السلام)،
> في قوله عز و جل: وَ ما أَرْسَلْنا مِنْ قَبْلِكَ مِنْ رَسُولٍ وَ لا
> نَبِيٍّ إِلَّا إِذا تَمَنَّى أَلْقَى الشَّيْطانُ فِي أُمْنِيَّتِهِ
> فَيَنْسَخُ اللَّهُ ما يُلْقِي الشَّيْطانُ الآية. قال أبو جعفر (عليه
> السلام): «خرج رسول الله (صلى الله عليه و آله) و قد أصابه جوع شديد،
> فأتى رجلا من الأنصار، فذبح له عناقا، و قطع له عذق بسر و رطب، فتمنى
> رسول الله عليا (عليه السلام)، و قال: يدخل عليكم رجل من أهل الجنة» قال:
> «فجاء أبو بكر، ثم جاء عمر، ثم جاء عثمان، ثم جاء علي (عليه السلام)،
> فنزلت هذه الآية: وَ ما أَرْسَلْنا مِنْ قَبْلِكَ مِنْ رَسُولٍ وَ لا
> نَبِيٍّ إِلَّا إِذا تَمَنَّى أَلْقَى الشَّيْطانُ فِي أُمْنِيَّتِهِ
> فَيَنْسَخُ اللَّهُ ما يُلْقِي الشَّيْطانُ ثُمَّ يُحْكِمُ اللَّهُ
> آياتِهِ وَ اللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ».
>
> От Имама Мухаммада Аль-Бакира (мир ему) касательно слов Всевышнего «И
> не посылали Мы до тебя никакого посланника или пророка без того,
> чтобы, когда он предавался мечтам, сатана не бросил в его мечты
> чего-либо, но Аллах стирает то, что бросает сатана …», сказал Имам
> Мухаммад Аль-Бакир (мир ему):
>
> Вышел посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его) [из дому]
> и ощутил он сильный голод. И пришел он к человеку из числа ансаров, и
> тот забил для него козу и срезал для него кисть сладких фиников, и
> тогда пожелал в мечтах своих посланник Аллаха (да благословит Аллах
> его и род его), [чтобы пришел и] Имам Али (мир ему), сказав: «Войдет к
> вам человек из обитателей рая», и пришел Абу Бакр (л), после пришел
> Умар (л), после пришел Усман (л), после же пришел Имам Али (мир ему),
> и тогда был ниспослан аят: «И не посылали Мы до тебя никакого
> посланника или пророка без того, чтобы, когда он предавался мечтам,
> сатана не бросил в его мечты чего-либо, но Аллах стирает то, что
> бросает сатана, потом Аллах утверждает Свои знамения, — ведь Аллах —
> знающий, мудрый!».
Как видно из слов Ахль Аль-Бейт (мир им всем), этот аят не имеет никакого отношения к любому виду вмешательства шайтана (л) в мысли ни пророков (мир им), ни простых людей.
Что касается идеи «подбрасывания» мыслей вообще, то все наши действия — наши, ведь сатана (л) не способен никого принудить к чему-либо, а лишь предлагает варианты, как это четко зафиксировано в упомянутом выше аяте.
Тем более уж оправдывать это тем, что «и у пророков (мир им) так бывало», глупо, при убеждении в их непорочности. Да, за просто греховные мысли, если они не привели по факту к греху, человек отвечать не будет по милости Всевышнего.
- Шейх Антон ответил 9 лет назад
- последнее обновление 9 лет назад