Как вы смеете порицать Аишу, когда она входит в Aхль аль-Бейт?
Здравствуйте. В Коране выражение «ахли бейт»(жители дома) встречается два раза. Первый в суре11(Худ) аят73 и относится к жене пророка Ибрагима, Саре. Второй в суре33(Азхаб) аят33 и относится к жёнам пророка Мухаммеда, в том числе и к Аише. В этой суре аятах 32и33 говорится: «О жёны пророка! Вы не таковы, как какая-нибудь из женщин. Если вы богобоязненны, то не будьте мягки в словах, чтобы не возжелал (вас) тот, в сердце которого болезнь, и говорите слово пристойно. Пребывайте в своих домах и не украшайтесь как во время неведения. Выстаивайте молитву, давайте очищение и повинуйтесь Аллаху и Его посланнику. Поистине Аллах хочет удалить скверну от вас жители дома(ахли бейт) и очистить вас очищением.» То есть по Корану выражение «ахли бейт» относится к жёнам кого-либо, и применять его к имаму Али, и более того, ко всем шиитам, оскорбительно. Не кажется ли вам, что ругая Аишу, которую Аллах хотел очистить, вы берёте на себя слишком много?
- Игорь задал(а) вопрос 11 лет назад
- последнее обновление 11 лет назад
Ас-саляму алейкум ва рахматулла.
Нет ничего удивительного, что одна и та же фраза может обозначать разные группы людей. Например, иногда Аллах в Коране обращается «о, люди» и имеет в виду всех людей, иногда имеет в виду мусульман, иногда имеет в виду каких-то конкретных людей, участвовавших в событиях, приведших к ниспосланию этого аята. Это, в принципе, естественный процесс, когда мы называем одним более общим словом разные объекты — такое происходит и в нашей повседневной жизни. Ведь вполне естественно, если кто-то скажет «люди, слушайте меня», но будет иметь в виду только несколько конкретно присутствующих своих друзей, а вовсе не все человечество.
Понятно, что сама фраза «Ахль Аль-Бейт» означает «люди дома» и может относиться теоретически к кому угодно, кто живет там, будь то дети, жены, а хоть бы и гости и прислуга в момент ее произнесения. С точки зрения лексического смысла в данном случае нет никаких проблем у вашей версии. Проблемы у нее в другом.
Однако для того, чтобы понять, кого же Всевышний Аллах конкретно имел в виду в момент ниспослания, нужно обратиться к событиям, что происходили в этот момент, и к сунне, что толкует этот аят. Ведь поистине, попытка толковать аяты так, как вам кажется — явный путь к заблуждению, в которое вы и впали, предполагая, что ежели в одном месте жену Ибрахима (мир ей) назвали «Ахль Аль-бейт», то значит все жены Пророка (да благословит Аллах его и род его) должны входить в это понятие тоже, хотя это утверждение не подтверждается абсолютно ничем, а апеллировать к статистике тоже не выйдет, ведь один единственный случай, когда жена названа «Ахль Аль-Бейт» в Коране, никак не может считаться репрезентативной выборкой, как бы этого вам не хотелось.
Так что для того, чтоб определить, кого же имел в виду Всевышний в этом обращении — нужно обратиться к сунне, и хадисы, передаваемые как последователями прямого пути — шиитами, так и противниками руководства Ахль Аль-Бейт (мир им), свидетельствуют о том, что данный аят был ниспослан, когда Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его) собрал под накидку Али, Фатиму, Хасана и Хусейна (мир им всем), так что аят очищения ниспослан о конкретных 5 личностях — самом Пророке, Имаме Али, Фатиме Аз-Захре, Имаме Хасане и Имаме Хусейне (мир им всем и милость Аллаха), и вы легко можете найти хадисы на эту тему. Они настолько распространены, что все их переписывать тут не вижу никакого смысла, приведу просто ясные примеры:
[Сахих Муслима, хадис номер 2424][1]
> حدثنا أبو بكر بن أبي شيبة ومحمد بن عبد الله بن نمير واللفظ لأبي بكر
> قالا حدثنا محمد بن بشر عن زكرياء عن مصعب بن شيبة عن صفية بنت شيبة قالت
> قالت عائشة خرج النبي صلى الله عليه وسلم غداة وعليه مرط مرحل من شعر
> أسود فجاء الحسن بن علي فأدخله ثم جاء الحسين فدخل معه ثم جاءت فاطمة
> فأدخلها ثم جاء علي فأدخله ثم قال إنما يريد الله ليذهب عنكم الرجس أهل
> البيت ويطهركم تطهير
>
> Рассказывает Аиша: «Пророк в лучшей шерстяной накидке вышел из дому.
> Хасан, сын Али, подошел к нему, и пророк накрыл его своей накидкой,
> затем подошли Хусейн, Фатима и Али, которых пророк также накрыл ей и
> произнес: ‘Воистину, Аллах хочет удалить скверну от вас, семьи его
> дома и очистить вас очищением'»(сура 33, аят 33)
Сразу хочется предостеречь от упрека из серии «но вы же не принимаете хадисы от Аиши». Нужно понимать, что мы утверждаем, что аят ниспослан именно об этих людях не потому, что Аиша это рассказала, а потому что у нас есть другие достоверные для нас цепочки с таким же смыслом. Хадис от Аиши я привел лишь для вас, так как вы считаете ее достойной доверия, но вероятно не примете какую-то из наших цепочек. А ведь в данном случае стоит задача убедить вас. Если вам интересно, где поискать хадис о накидке в шиитских источниках, то можете открыть, например [Ар-Раудату фи фадаили амириль-му’минина Шазана бин Джибраиля Аль-Кумми на 27 странице][2], хотя этот хадис вы с большой вероятностью найдете и в любой шиитской книге, затрагивающей вопросы имамата.
Собственно, даже сахабы понимали, что жены там не при чем, и тут можно вспомнить известное изречение Зейда бин Аркама, передаваемое, например, [в Сахихе Муслима, номер хадиса 2408][3]:
> حدثني زهير بن حرب وشجاع بن مخلد جميعا عن ابن علية قال زهير حدثنا
> إسمعيل بن إبراهيم حدثني أبو حيان حدثني يزيد بن حيان قال انطلقت أنا
> وحصين بن سبرة وعمر بن مسلم إلى زيد بن أرقم فلما جلسنا إليه قال له حصين
> لقد لقيت يا زيد خيرا كثيرا رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم وسمعت
> حديثه وغزوت معه وصليت خلفه لقد لقيت يا زيد خيرا كثيرا حدثنا يا زيد ما
> سمعت من رسول الله صلى الله عليه وسلم قال يا ابن أخي والله لقد كبرت سني
> وقدم عهدي ونسيت بعض الذي كنت أعي من رسول الله صلى الله عليه وسلم فما
> حدثتكم فاقبلوا وما لا فلا تكلفونيه ثم قال قام رسول الله صلى الله عليه
> وسلم يوما فينا خطيبا بماء يدعى خما بين مكة والمدينة فحمد الله وأثنى
> عليه ووعظ وذكر ثم قال أما بعد ألا أيها الناس فإنما أنا بشر يوشك أن
> يأتي رسول ربي فأجيب وأنا تارك فيكم ثقلين أولهما كتاب الله فيه الهدى
> والنور فخذوا بكتاب الله واستمسكوا به فحث على كتاب الله ورغب فيه ثم قال
> وأهل بيتي أذكركم الله في أهل بيتي أذكركم الله في أهل بيتي أذكركم الله
> في أهل بيتي فقال له حصين ومن أهل بيته يا زيد أليس نساؤه من أهل بيته
> قال نساؤه من أهل بيته ولكن أهل بيته من حرم الصدقة بعده …
>
> Передают от Зэйда Ибн Аркама. Он сказал: «Мы вошли к нему и сказали
> ему: «Тебе досталось столько добра! Ты сопровождал Посланника Аллаха,
> молился за ним…» Далее он привёл аналогию хадиса Абу Хаййана, но
> выразился так: «О, да! Я оставляю в вас две тяжести. Одна из них —
> Писание Аллаха, Всепочитаем Он и Всеславен. Оно — нить Аллаха. Кто
> последует ему, тот пребудет на правильной дороге. Ну, а кто оставит
> оное, тот пребудет в блуждании…» В нём также говорится: «И мы
> спросили: «Кто это «семья его дома»? Его женщины (что ли)?» Тот
> ответил: «Нет! Клянусь Аллахом! Женщина пребывает (лишь некоторое
> время) вместе с мужчиной. Век в вечности. Но затем он даёт ей развод, и
> она возвращается к своему отцу и (к) своему народу. «Семья его дома» —
> (то) его корень и его кровная родня, подаяние которым запрещено после
> него … ».
В одной из передаваемых версий хадиса о накидке и ниспослании аята очищения (33:33) также упоминается, что Умм Саляма подошла и спросила Пророка (да благословит Аллах его и род его), с ними ли она, но он сказал ей, что «она на своем месте». Чтобы не делать ответ слишком длинным, я не буду его тут приводить, но вы легко обнаружите его в почти любой шиитской статье по запросу «Кто такие Ахль Аль-Бейт?».
Также можете прочитать небольшую заметку, написанную давно одним моим другом, касающуюся этой темы: http://najiyah.narod.ru/011.htm
Так что с рассмотрением сунны и причин ниспослания аятов становится ясно, что под «ахль аль-бейт» во время Пророка (да благословит Аллах его и род его) имелись в виду конкретные 5 человек, и Аиша или какие-то другие жены не входят в их число. Пытаться же толковать Коран без сунны, как вы и сделали в этом случае — явный путь к заблуждению, и да сохранит нас Всевышний от таких попыток.
Рационально было бы вам задать тогда уж другой вопрос из серии, мол если вы говорите, что это конкретные 5 человек, то почему причисляете к Ахль Аль-Бейт (мир им) остальных Имамов (мир им)? Ответ на это тоже прост. Дело в том, что они тогда еще не были рождены и физически не могли присутствовать в момент ниспослания аята, но из сунны нам известно, что он касается также и их, как это разъяснили нам сам Пророк (да благословит Аллах его и род его) и первые Имамы (мир им всем). Жены же могли присутствовать, а Умм Саляма даже и пыталась, но Всевышний пожелал иначе.
Потом, что касается ругани. Мы не ругаем, мы лишь описываем исторические личности согласно той проверенной информации, что мы имеем. Это также естественно, и в этом нет ничего плохого. Например, если мы говорим: «Аиша — военный преступник, она пошла против явного аята Корана, совершив большой грех и поспособствовала смерти большого количества мусульман (по некоторым данным от 20 до 30 тысяч)» — то мы не берем на себя ничего более, кроме как передачи тех исторических данных, что мы имеем. Наверное, вам следует задаться в такой ситуации иным вопросом, а именно «Не взяла ли она на себя слишком много, поступая таким образом? И как к ней после этого относиться?». А так — вопросы к истории, в конце концов, мы же не виноваты, что она так поступала, это был ее выбор, мы лишь рассказываем правду и предлагаем сделать выводы.
[1]: http://hadith.al-islam.com/Page.aspx?pageid=192&BookID=25&PID=4522
[2]: http://shiaonlinelibrary.com/%D8%A7%D9%84%D9%83%D8%AA%D8%A8/1360_%D8%A7%D9%84%D8%B1%D9%88%D8%B6%D8%A9-%D9%81%D9%8A-%D9%81%D8%B6%D8%A7%D8%A6%D9%84-%D8%A3%D9%85%D9%8A%D8%B1-%D8%A7%D9%84%D9%85%D8%A4%D9%85%D9%86%D9%8A%D9%86-%D8%B4%D8%A7%D8%B0%D8%A7%D9%86-%D8%A8%D9%86-%D8%AC%D8%A8%D8%B1%D8%A6%D9%8A%D9%84-%D8%A7%D9%84%D9%82%D9%85%D9%8A/%D8%A7%D9%84%D8%B5%D9%81%D8%AD%D8%A9_0?pageno=27#top
[3]: http://hadith.al-islam.com/Page.aspx?pageid=192&TOCID=1128&BookID=25&PID=4497
- Шейх Антон ответил 11 лет назад
- последнее обновление 11 лет назад