Во имя Аллаха Всемилостивейшего, Милосердного!
И да пребудет Его мир и благословение над нашим пророком Мухаммадом и его пречистым семейством, и да проклянет Всевышний всех их врагов от начала времен и до судного дня!
Поистине, я стараюсь, чтобы все речи мои соответствовали Книге Аллаха и сунне Мухаммада и его семейства (мир им!), и прошу Всевышнего помочь мне в этом. Если что сказано было мной и соответствовало истине — то по милости Аллаха и благодати Мухаммада и его семейства (мир им!), а все, что не соответствовало — то по моим ошибкам и недосмотру, от которых прошу я защиты у Всевышнего Аллаха, пусть не ради моих заслуг, ибо невелики они, но хотя бы ради любви моей к Мухаммаду и его семейству (мир им!), которую Он предписал всем и каждому.
Вступление
Один из братьев, пусть Всевышний воздаст ему лучшим воздаянием, обратился ко мне с довольно интересной идеей — составить краткий план на неделю и на день, который соответствовал бы пути Ахль Аль-Бейт (мир им!) и затрагивал вопросы вроде:
- Кого режима питания придерживаться?
- Когда лучше выделить время на поклонение и какие его виды когда предпочесть?
- Как максимально с пользой потратить время в пути?
И некоторые другие, подобные вышеперечисленным.
Безусловно, тема это очень большая и достойная не то что отдельной книги, а даже нескольких книг, однако заняться таким большим трудом сейчас для меня не представляется возможным. Также и большинство читателей, возможно, с нашим-то бешеным ритмом жизни предпочтут одну статью, которую можно быстро прочесть и что-то извлечь для себя, а не читать несколько сотен страниц, прежде чем приступить к действиям. Вот так и появилась эта статья, в которой я пытаюсь кратко передать то, что узнал при изучении книги Всевышнего Аллаха и изречений семейства Пророка (мир им!), а так же некоторые вещи из личного опыта и опыта ученых из числа последователей Аль Аль-Бейт (мир им!).
Режим сна
Тут все сильно будет зависеть от вашего географического местоположения, так как мы так или иначе привязаны ко времени совершения обязательных молитв. В той же Москве или Санкт-Петербурге, например, не всегда удастся соблюдать рекомендации в летнее время, так как иначе времени на сон попросту не останется. Тут я попытаюсь изложить их, ну а выполнять их каждый уж пусть старается в рамках своих возможностей, и да поможет нам всем Всевышний.
По большому счету, нужно стараться спать от 6 до 8 часов. Вредно будет как недосыпание, так и излишек сна, так что старайтесь спланировать режим так, чтобы сон был именно в этих пределах. Учитывайте время, на которое вы, иншалла, просыпаетесь для совершения поклонения, чтобы получить правильные данные.
Когда ложиться спать?
Всевышний Аллах говорит в своей книге:
هو الذي جعل لكم الليل لتسكنوا فيه والنهار مبصرا ان في ذلك لايات لقوم يسمعون
Он — Тот, Кто установил вам ночь, чтобы вы отдыхали во время нее, и день, чтобы вы видели во время него. Воистину, в этом содержатся знамения для народа слышащего.
Сура Юнус (10), аят 67
Согласно этому аяту, а так же многим хадисам, настоятельно рекомендуется спать в темное время суток, ну а в светлое — бодрствовать. Исключением является краткий дневной сон, о котором мы упомянем чуть позже.
Братья и сестры, помните, что наша с вами успешность в решении тех или иных задач зависит во многом от того, насколько мы живем согласно сунне Пророка и его семейства (мир им всем!), так что далеко не всегда стоит засиживаться поздно ночью за монитором, например чтобы закончить какое-то дело, возможно, если вы встанете и продолжите его после утренней молитвы, вы будете гораздо более успешны в нем. Конечно, мы тут говорим о желательных рекомендациях, и никто не попадает в ад за то, что не спит по ночам, однако рекомендации эти нужны нам, чтобы обрести счастье как в этой, так и в следующей жизни.
О границах ночи и определении полуночи
Может возникнуть вопрос: «А что же такое ночь и где ее границы с точки зрения шариата?» Ответим же на него, дабы не было путаницы. На самом деле, тут иногда мы имеем дело с разногласием среди ученых. Разногласие это восходит к разному пониманию некоторых хадисов, но этот вопрос мы вверим великим, а сами лишь упомянем их мнения.
Мажоритарным мнением является то, что ночь наступает с началом времени вечерней молитвы (магриб) и заканчивается с наступлением времени утренней молитвы (фаджр, субх), этого придерживается большинство шиитских ученых и современных марджа’ ат-таклид. Однако Сеййид Абу Аль-Касим Аль-Хои, один из величайших ученых последнего времени, например, имел мнение, что заканчивается ночь только после восхода солнца, т. е. по завершению времени утренней молитвы. В любом случае, рекомендуется уточнить границы шариатской ночи согласно фетвам того, кому вы делаете таклид, но с 99% вероятностью можно сказать, что мнение его будет соответствовать самому распространенному, т. е. что ночь длится от начала вечерней и до начала утренней молитвы.
Многим из вас известно, что время совершения желательной ночной молитвы начинается с шариатской полуночи и заканчивается с наступлением времени обязательной утренней молитвы. Чтобы узнать, когда у нас наступает полночь, мы должны взять время начала ночи и время конца ночи (в соответствии с мнением нашего марджа), посчитать, сколько часов и минут длится ночь, найти середину этого времени — это и будет шариатская полночь. Кстати, у нас есть небольшая страничка, которая умеет вычислять времена молитв, в том числе и полночь: http://imam-ali.ru/time/, имейте ввиду, что она вычисляет полночь в соответствие с мнением большинства — когда ночь заканчивается с наступлением утренней молитвы, а также что она может давать ошибочный результат, если у вас на компьютере неправильно настроены часы, так как использует ваши настройки даты и времени для вычислений.
Как правильно спать?
Конечно, изложить полностью все желательные действия в таком объеме не удастся, но попробуем упомянуть самое основное.
- Не засыпайте без полного (гусль) или малого (вуду) омовения
- Не засыпайте сразу после еды
- Старайтесь избегать сна на животе, так как это порицается сунной
Получается, что спать надо стараться лечь не очень поздно, через некоторое время после вечерней (магриб) и ночной (иша) молитв.
Вопрос ежедневного чтения Корана мы еще обязательно затронем, но раз уж мы говорим о сне и действиях перед ним, то вспомним о крайне полезном совете: читайте каждую ночь суру Аль-Вакиа — это сура под номером 56, потому что в хадисах сказано, что никогда не будет бедным тот, кто каждую ночь читает суру Аль-Вакиа. Да приумножит Всевышний ваше богатство и наставит вас на правильный путь в расходовании его!
Вопрос совершения ночной молитвы мы обсудим отдельно, когда речь пойдет вообще о желательных молитвах.
А когда спать не следует?
В идеальном варианте следует просыпаться незадолго до наступления времени утренней молитвы, совершать 11-ракатную ночную желательную молитву, затем утреннюю и далее уже не спать, а заниматься различными полезными делами. Конечно, в некоторых широтах это слишком сложно, ведь ночь получается очень короткой и вы просто не выспитесь. В такой ситуации крайне важно постараться не спать хотя бы в промежуток с начала времени утренней молитвы и до его конца. Это то, что называется «бейн ат-тулю’айн», то есть «между двумя восходами» — восходом зари (рассветом) и восходом солнца. Сон в это время нежелателен, и даже те, кто занимается вопросом толкования снов (тут есть разногласия среди ученых в том, имеет ли вообще сон простого человека реальное значение, и каждый ли сон имеет его), не принимают во внимание то, что приснилось в этот период времени, в отличие от нормального ночного сна. Так что старайтесь в это время не спать — займитесь лучше чтением Корана, дуа и зьяратов, о которых мы поговорим немного позже, в разделе общих желательных действий на каждый день.
Также нежелательно спать во время непосредственно перед началом вечерней (магриб) молитвы.
Дневной сон
К сожалению, далеко не каждый из нас может позволить себе нормальный дневной сон. Однако если у вас вдруг выдалась такая возможность, старайтесь поспать примерно час до наступления времени дневной (зухр) молитвы. Это рекомендованное сунной действие благотворно будет сказываться как на физическом, так и на духовном здоровье. Безусловно, тут тоже не стоит спать на животе или забывать совершить омовение перед сном.
Правильно планируем свой день
Утро, как говорилось выше, лучше начать с молитвы и чтения Священного Корана или дуа, об этом мы еще упомянем. Пока поговорим об обыденных вещах. Почти все мы идем утром в душ, но не все знают, что кроме чистоты мы можем получить и другую пользу от этого похода.
Если вы идете в душ — всегда делайте полное омовение, т. е. гусль, даже если в этом нет необходимости. Например, есть отличное омовение «гусль аль-истигфар», т.е. полное омовение, которое делается с просьбой к Всевышнему простить наши прегрешения. В душ-то вы все равно идете, времени это больше не займет, но просто приняв правильное намерение и соблюдя порядок действий полного омовения, вы получите награду от Аллаха, а так же вам будут прощены какие-то грехи. Будет глупо не воспользоваться такой возможностью. Однако имейте ввиду, что «гусль аль-истигфар» не заменяет малого омовения (вуду) и после него вам все равно нужно будет его совершить.
Если вы все-таки спали после утренней молитвы, то у вас сейчас нет малого омовения (вуду) — обязательно сделайте его. Вообще старайтесь ничего не делать без малого омовения. Делать его не сложно, а пользы в нем много. Каждое ваше действие, будь оно направлено на достижение мирского или духовного, имеет гораздо больше шансов на успех, если вы находитесь в состоянии ритуальной чистоты. Так что с самого утра сделайте омовение, а уж потом начинайте заниматься делами. В течение дня так же старайтесь никогда не находиться без малого омовения и, если оно у вас нарушится, старайтесь максимально быстро совершить его снова. Попробуйте это, и вы увидите в этом большую пользу очень быстро, если будет на то воля Всевышнего Аллаха.
О режиме питания
Потом обычно идет завтрак. Если вы делаете зарядку или занимаетесь спортом, то обычно вы сами знаете, лучше сделать это до еды или после. Обычно получается, что легкая зарядка идет хорошо до еды, а серьезная тренировка — только после, причем через некоторое время, но кто занимается, сам уже знает свой организм и режим, универсального совета тут нет.
Если говорить в общем о режиме питания, то, понятное дело, в первую очередь мы должны обратить внимания на то, чтобы питаться только дозволенной пищей. Причем речь тут идет не только о правильно зарезанном животном и его мясе или отсутствии свинины и алкоголя, но и том, каким образом это добыто и на какие средства приобретено. Запретное оказывает плохое влияние не только на духовном уровне, старайтесь никогда и ни в какой ситуации не есть и не пить ничего, что добыто неправедным путем или содержит в себе иные виды запретного (харам), и да поможет вам в этом Всевышний.
Так как наша тема тут не диетология, то подробно расписывать, что именно есть, не станем, ограничимся лишь общим советом из сунны Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и Имамов (мир им!), что рекомендует есть на завтрак побольше, на обед — поменьше, ну а на ужин — совсем мало. То есть самым обильным приемом пищи будет для вас завтрак, вторым по количеству и калорийности — обед, а ужин — самым скромным. Также старайтесь не есть непосредственно перед сном. Этот совет пришел к нам из священной сунны, но он подтверждается и многими современными диетологами.
По дороге на учебу или работу и обратно
В крупных городах дорога занимает очень много времени. Не стоит тратить его зря! Если вы можете и любите читать в дороге — отлично, если нет — попробуйте занять его прослушиванием каких-нибудь аудиоматериалов. Обязательно выделите какую-то часть на чтение или прослушивание Корана. Особенно, если сами вы не очень хорошо умеете его читать. Прослушивание опытных чтецов поможет вам улучшить свое чтение, только выбирайте записи в стиле «тартиль», так как в первую очередь стоит научится именно этому варианту чтения Священного Корана. Берите и слушайте те записи чтецов, чтение которых, как вам кажется, вы можете повторить, если потренируетесь. Если вы учите какие-то суры священного Корана, то время в дороге — это отличный способ повторять заученный материал. Подытожить можно просто: старайтесь получить от этого времени максимум пользы, не стоит расходовать его на игры или прослушивание музыки.
Конечно, тут важно, чтобы ваши действия не происходили через силу, то есть если вдруг вы сильно устали, плохо себя чувствуете и тому подобное, то не стоит заставлять себя что-то делать — просто отдохните, если причина серьезная. Самые успешные наши действия — это те, которые мы делаем по желанию, с любовью и чистым намерением.
На работе или учебе
Тут по большому счету сложно дать какие-то универсальные советы, все очень зависит от рода деятельности и обязанностей. Главное, старайтесь всегда вести себя в соответствии с исламской нравственностью и не забывать о своих обязанностях: нет добра в дополнительном доходе, который вы получите, если ради него пришлось пропустить обязательную молитву.
Помните всегда один важный факт — для людей мы являемся представителями учения семейства Пророка (мир им!) и самих Имамов (мир им!). По нам они будут судить об истине, и горе же тому, кто своим поведением отвернет других от истинного пути.
Имам Джаафар Ас-Садик (мир ему!) сказал:
معاشر الشيعة، كونوا لنا زينا، ولا تكونوا لنا شينا
О шииты, будьте для нас [т .е. Ахль Аль-Бейт] украшением, и не будьте же для нас позором …
«Аль-Амали» Шейха Мухаммада
Ат-Туси, страница 440
Помните об этом везде и всегда! Знайте — вы представляете сейчас нашего Имама (да ускорит Аллах его выход из сокрытия!), что скрыт от людей, так представляйте же его достойно каждым своим словом и делом.
Не вступайте в бесполезные споры, особенно с невеждами. Проще оставить этого человека с миром, чем потратить время и не достичь ничего, да еще и заработать себе врага.
Всевышний Аллах говорит:
وعباد الرحمن الذين يمشون على الارض هونا واذا خاطبهم الجاهلون قالوا سلاما
И рабы Милостивого — те, кто ступают по земле смиренно, и если обращаются к ним невежды, говорят им «мир!»
Сура Аль-Фуркан (25), аят 63
Безусловно, можно многого достичь убеждением и призывом, но так же очень многого можно достичь и просто демонстрацией высокой нравственности и знания. На это указал Имам Джаафар Ас-Садик (мир ему!) в известном своем изречении:
كونوا دعاة إلى أنفسكم بغير ألسنتكم
Призывайте к себе не языками своими …
«Васаиль Аш-Шиа» Шейха Аль-Хурр
Аль-Амили, том 1, стр. 76
Если же вы собираетесь кому-то что-то объяснить или доказать, то всегда не забывайте перед этим совершить омовение, грамотно выстроить свою речь и обратиться к Аллаху за помощью в этом деле. Хорошим вариантом будет использовать те же слова, к которым прибегал в свое время Муса (мир ему, а так же мир и благословение нашему Пророку и его семейству!):
ربي اشرح لي صدري و يسّر لي امري واحلل عقدة من لسان يفقهوا قولي
Господь мой! Расширь для меня грудь мою и облегчи дело мое, и развяжи узел в языке моем, дабы поняли они слово мое…
Сура Та-Ха (20), аяты 25 — 28
Главное, помните — от вас требуется лишь иметь чистое намерение и искренне стараться, успех же в руках Всевышнего. И да поможет вам Аллах во всех благих начинаниях, ради Мухаммада и его семейства (мир им)!
По дороге домой следуйте тем же советам, что касались дороги на работу или учебу.
С друзьями и семьей
Безусловно, все, что касается общения с коллегами по работе или учебе, также касается и общения с друзьями и близкими. Старайтесь избегать бесполезных разговоров и споров, Всевышний Аллах сказал, описывая качества верующих:
والذين هم عن اللغو معرضون
И они — которые отстраняются от пустословия.
Сура Аль-Му’минун (23), аят 3
Не так уж и важно кто прав в каком-то не принципиальном вопросе, навроде «кто победил в таком-то году в чемпионате мира по футболу» и подобным. Если у вас в семье или кругу общения не все придерживаются заповедей ислама — то на вас лежит очень большая ответственность. Помимо призыва своим поведением и словами к истине, старайтесь ни в коем случае не оттолкнуть их от нее, пусть даже богоугодными делами. Например, будет совершенно неправильно встать посреди ночи и начать громко читать Коран вслух, разбудив при этом кого-то. Это не только не поможет ему приобщиться к словам Всевышнего, но и наоборот — оттолкнет его от вас, а как следствие, и от ислама.
О желательных видах поклонения
Этих видов есть огромнейшее множество. Про них написано огромное количество книг. Мы не можем изложить их тут все, потому сделаем лишь короткую выборку, руководствуясь критериями важности того или иного вида и количеством упоминаний в сунне, простоте выполнения и наличия соответствующих текстов дуа на русском языке. Если кто-то хочет найти более полные описания различных желательных действий, то тут стоит обратиться к таким книгам как «Камиль Аз-Зайарат» Ибн Кулявайа Аль-Кумми, «Мисбах Аль-Мутахаджид» Шейха Ат-Туси, «Мафатих Аль-Джинан» Шейха Аббаса Аль-Кумми и подобным им трудам.
Ежедневные желательные молитвы
Передают, что Имам Хасан Аль-Аскари (мир ему!) сказал:
علامات المؤمن خمس: صلاة إحدى وخمسين، وزيارة الأربعين والتختم في اليمين، وتعفير الجبين والجهر ببسم الله الرحمن
Пять качеств отличает верующего: молитва в 51 [ракат], зьярат Арбаин, ношение кольца на правой руке, след от земного поклона, появляющийся на лбу и громкое произношение «Бисмилляхир-рахманир-рахим» [во время молитвы].
«Бихар Аль-Анвар», том 95, стр. 348
Что это за 51 ракат? Обязательных молитв в день получается, как вам известно, 17 ракатов, остальное — желательные ежедневные молитвы. Если вы решили начать совершать желательные (мустахабб) обряды поклонения, самое лучшее — это начинать именно с них. Перечислим эти молитвы:
- 2 раката до утренней молитвы (фаджр)
- 8 ракатов до полуденной молитвы (зухр)
- 8 ракатов до дневной молитвы (аср)
- 4 раката после вечерней моливы (магриб)
- 2 раката после ночной молитвы (иша), совершаются сидя и считаются за один
- 11 ракатов ночной желательной молитвы, совершаемые после шариатской полуночи
В среднем желательные молитвы совершаются аналогично обязательной утренней, т. е. по два раката с ташаххудом и таслимом, кроме некоторых исключений, вроде двух ракатов сидя или 1 раката, который остается в конце ночной молитвы. Также одну из двухракатных молитв, совершаемых после вечерней (магриб) лучше заменить на молитву-гуфейла. Об этом уже есть неплохой материал на русском языке, так что мы не будем повторяться, а просто дадим на него ссылку.
Единственное, что показалось там неполным, — описание последних трех ракатов ночной молитвы, потому мы постараемся заполнить этот пробел тут.
Итак, 9-й и 10-й ракаты молитвы называются шаф’ — т. е. пара. В первом из них желательно после Аль-Фатихи прочесть суру Аль-Фаляк, а во втором — Ан-Нас.
11-й ракат ночной молитвы называется ватр, или в ином варианте чтения — витр, что означает один. В нем после Аль-Фатихи читается сура Аль-Ихляс три раза, затем сура Аль-Фаляк и Ан-Нас. После этого идет кунут, в котором желательно попросить прощения у Всевышнего Аллаха за 40 известных вам верующих, а после этого 100 раз сказать «астагфирулла», прося прощения за свои грехи. После уже читаются какие-то произвольные дуа. В конце этого одного раката читается ташаххуд и таслим, на этом ночная молитвы заканчивается.
Желательно совершать ночную молитву ближе к утренней, но если это так или иначе неудобно, совершайте ее после полуночи, а если вы являетесь путником, то и вовсе можете совершить ее сразу после обязательной ночной молитвы (иша).
Если вам кажется, что начать вот так совершать все желательные молитвы сразу слишком трудно, то начните хотя бы просто с молитвы-гуфейля и ночной, это поможет вам потом укрепиться на пути жизни по сунне Непорочных (мир им!).
Другие желательные действия на каждый день
Помимо желательных молитв, совершаемых вместе с обязательными, есть очень много других действий, о которых нам известно из хадисов от Имамов (мир им!). Перечислим некоторые из них, которые особо важны.
Дуа Аль-‘Ахд, также известное как дуа завета, — это дуа, которое читается утром и которое очень важно для истинных последователей Имамов (мир им!).
От Имама Джаафара Ас-Садика (мир ему!) передают, что он сказал:
من دعا إلى الله أربعين صباحا بهذا العهد كان من أنصار قائمنا، فان مات قبله أخرجه الله تعالى من قبره وأعطاه بكل كلمة ألف حسنة ومحا عنه ألف سيئة، وهو هذا
Кто будет обращаться к Аллаху с этим заветом сорок дней по утрам, тот будет из помощников восстающего из нас [Имама Махди (Да приблизит Аллах его выход из сокрытия!)], и если он умрет до него, то Аллах воскресит его из могилы. И Аллах запишет ему за каждое слово 1000 благих дел, и сотрет 1000 его плохих дел, и оно таково…
«Бихар Аль-Анвар», том 99, стр 111
Если хочется начать читать какие-то дуа от Ахль Аль-Бейт (мир им!) ежедневно, безусловно, это лучший из вариантов. Тем более, по милости Всевышнего, оно переведено на русский язык.
Суть дуа в том, что с ним мы еще раз обновляем нашу присягу Имаму нашего времени — Махди (да ускорит Аллах его выход из сокрытия!) — и напоминаем себе о ней, потому оно и называется дуа завета. Пусть поможет вам Всевышний крепко держаться за этот завет и не отступить от него ни на миг и да удостоит вас чести быть среди сторонников Имама (мир ему!) в момент выхода из сокрытия!
Классически это дуа читают после утренней молитвы, но если обратиться к самим хадисам о нем, то время указанно просто как утро, то есть период от азана молитвы фаджр и до восхода солнца. Так что если вы, например, по каким-то причинам откладываете совершение утренней молитвы, например, идете на джамаат в мечеть, то вполне нормально прочесть это дуа до нее по дороге.
Настоятельно рекомендуем всем выучить это дуа наизусть и читать каждое утро. Духовная связь с Имамом (мир ему!) крайне важна, а это одно из весьма хороших и проверенных средств.
Зьярат Ашура — это еще одно действие на каждый день, которое несет в себе очень много пользы. Из названия может сложиться ошибочное впечатление о том, что он касается только дня Ашура — 10-го числа месяца мухаррам, но это не так. Если обратиться к изречениям Ахль Аль-Бейт (мир им!), то они как раз рекомендовали читать его каждый день, и тем самым вы сможете получить награду, как будто действительно посетили Имама Хусейна (мир ему!), пусть даже сделать физически у вас это и не было возможности.
Имам Мухаммад Аль-Бакир (мир ему!) после обучения людей этому зьярату сказал:
إن استطعت أن تزوره في كل يوم بهذه الزيارة فافعل ولك ثواب جميع ذلك
И если сможешь ты «посещать» его каждый день этим зьяратом, то сделай же так, и тебе будет вся эта награда…
«Бихар Аль-Анвар», том 98, стр. 296
Читайте его в любое время дня, например можно делать это в дороге. Этот великий зьярат также переведен на русский язык.
Ежедневное чтение Корана — также одно из важных деяний. Чем больше будете вы читать Книгу Аллаха каждый день, тем лучше для вас. Лично от себя хочется порекомендовать читать в качестве минимальной программы по две страницы утром и две вечером. Большинство современных списков Корана исполнены шрифтом «Усман ТаХа» и занимают 604 страницы. Если вы будете читать по две страницы днем и две — перед сном, то вы будете прочитывать весь Коран за 151 один день, а значит будете прочитывать его полностью как минимум два раза в год. Это не отнимет много времени, но даст вам большую награду, а так же улучшит ваше владение чтением Священного Корана. Обязательно постарайтесь выполнять эту программу. Если ваше чтение не очень хорошо, то старайтесь читать вместе с прослушиванием записи какого-то профессионального чтеца, как мы и писали выше, это должно помочь вам улучшить свои навыки.
Сура Йа Син — помимо ежедневного чтения Корана, очень хорошей привычкой будет читать суру Йа Син каждый день. Лучше выучите ее наизусть, ну а если сложно — читайте с текста. Все равно, если вы будете читать ее с книги каждый день, вы когда-нибудь запомните ее полностью.
Сура Аль-Вакиа — как мы уже писали выше, рекомендуем каждый вечер читать суру Аль-Вакиа, что поможет вам уберечься от материальных проблем, если будет на то воля Всевышнего Аллаха.
Дуа о приближении выхода Имама (мир ему!) из сокрытия — безусловно одно из самых важных деяний истинного последователя Ахль Аль-Бейт (мир им!). Чем больше вы будете читать это дуа, тем лучше, ведь отсутствие прямой связи с Имамом (мир ему!) — одна из самых больших наших бед. Конечно же, это дуа всем знакомо, и оно также переведено на русский язык. Читайте его не просто каждый день, а чем больше раз на дню — тем лучше.
Пятница — особый день
Также есть множество хадисов о конкретных днях недели, для каждого из них есть свои дуа и зьяраты, но в этой краткой заметке мы ограничимся только пятницей, как самым важным из дней. В этот день помимо вышеперечисленных ежедневных программ стоит добавить еще несколько деяний.
Дуа Кумайль Бин Зьяд — длинное дуа, которому научил Имам Али (мир ему!) своего известного последователя Кумайля бин Зьяда. Передается в хадисах, что с этой мольбой к Всевышнему обращался еще пророк Хизр (мир ему!), так что это одно из самых древних дуа, известных нам.
Читать его лучше в ночь на пятницу, то есть в любое время после вечерней (магриб) молитвы в четверг. По милости Всевышнего оно также есть на русском языке.
Зьярат Али Йа Син — это зьярат, в котором мы обновляем нашу связь с Имамом Махди (да приблизит Всевышний его выход из сокрытия!), а также в очередной раз свидетельствуем о своем убеждении в основных положениях исламского вероучения. Так как пятница — день Имама Махди (мир ему!), то будет очень хорошим делом прочесть этот зьярат в ночь на пятницу, хотя и чтение его в любой иной день будет так же полезным, и нет каких-то указаний делать это именно в пятницу или только в нее. Имейте это в виду. Когда-то мной было записано видео, касающееся этого зьярата и его перевода, можете ознакомиться с ним: http://www.youtube.com/watch?v=ndoNJKswPL4&. Также есть отдельные видео с чтением самого зьярата и переводом, без каких либо комментариев: http://www.youtube.com/watch?v=VOU2gh6CzP8&, так что постарайтесь уделить ему особое внимание в ночь на пятницу, ну а если сможете читать каждый день — от этого будет только лучше.
Дуа Ан-Нудба — это то дуа, которое читается утром в так называемые четыре праздника: день Гадир — самый великий исламский праздник, праздник завершения поста — Ид Аль-Фитр, праздник жертвоприношения — Ид Аль-Курбан и Аль-Джума — пятница. Дуа содержит в себе очень много информации об истории, предшествующей сокрытию Имама (мир ему!) и тех проявлениях несправедливости, что пришлось вытерпеть семейству Пророка (мир им!) и их последователям. Очень важно каждому начать читать это дуа по утрам пятницы, а также и трех других праздников ислама, причем не просто читать, а как следует задумываться над теми словами, которые произносятся.
Русский текст с транскрипцией и пояснениями можно скачать у нас (в формате PDF).
Об увлечениях, хобби и времени на них
На эту тему тоже приходит много вопросов, но их все обычно можно поделить на две группы. Первая — про дозволенность тех или иных занятий, ну а вторая — о приоритезации своего времени и сил.
С первым сложно дать какие-то универсальные ответы, так как нужно рассматривать всегда конкретную ситуацию, но если говорить в общем, то дозволено все, на что не пришло какого-то конкретного запрета в исламском законе, как например обстоит дело с азартными играми. Также то или иное занятие может быть запрещено не само по себе, а оттого, что приводит к греховным последствиям или ставит человека в такие условия, что он не может избежать греха. Примером тут могут послужить танцы. Сам по себе танец не запрещен, а может быть даже и желателен, как то танец жены перед мужем. Однако в современных реалиях той же Москвы крайне сложно представить себе возможность заниматься танцами для мусульманина, чтобы при этом он не совершал запретного, как то контакты с посторонними лицами противоположного пола, прослушивание запретной музыки и пения и тому подобные вещи, если, конечно, это не какие-то самостоятельные занятия дома, без присутствия посторонних.
Так что в с этими вопросами лучше каждому обратиться к тому муджтахиду, мнениям которого он следует для выяснения положения в конкретной ситуации.
Что же касается распределения времени и сил, тут стоит разъяснить подробнее, так как в этом вопросе у многих, к сожалению, сложилось неверное понимание ситуации, когда считается, что мусульманину стоит заниматься лишь изучением религии и исполнением обрядов поклонения, а все остальное — только отвлекающие факторы.
Поистине, целью нашего с вами существования является поклонение Всевышнему, как Он Сам об этом и сообщил нам в Священном Коране:
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالإِنسَ إِلاَّ لِيَعْبُدُونِ
И не создал Я джиннов и людей, кроме как чтобы поклонялись они Мне…
Сура Аз-Зарият (51), аят 56
И об этом крайне важно никогда не забывать. Однако ограничено ли это поклонение лишь исполнением определенных обрядов? Конечно нет! Тут-то и кроется причина ошибки, когда человек воспринимает этот и подобные ему аяты слишком ограниченно, а после сталкивается с проблемами отказа от всего, что ему нравится или приносит пользу.
Во-первых, помимо конкретных обрядов вроде молитвы, поста, чтения Корана и т. п., есть огромное количество видов поклонения Всевышнему, которые часто могут оказаться даже лучше и полезней для конкретного человека. А во-вторых, поклонение Всевышнему Аллаху обусловлено так или иначе познанием нашего Господа, пусть и на скромном человеческом уровне. Ведь не познав Аллаха, пусть и частично, можно начать поклоняться чему-то вовсе отсутствующему или же не достойному поклонения. Слова Имамов (мир им!) четко подтверждают это. Например, в известном хадисе, передаваемом от Абу Хамзы, рассказывается, как ему сказал Имам Мухаммад Аль-Бакир (мир ему!):
… إنما يعبد الله من يعرف الله، فأما من لا يعرف الله فإنما يعبده هكذا ضلالا
Поклоняется Аллаху лишь тот, кто познает Аллаха, а кто не познает Аллаха, тот поклоняется ему лишь в заблуждении…
«Аль-Кафи», том 1, стр. 180
Путей к познанию Всевышнего — много, и для этого мы так или иначе должны познавать Его творения, так что при правильном подходе и следовании сунне истинных наместников Пророка (да благословит Аллах его и род его!) — Имамов из его семейства (мир им всем!) — занятие любыми науками как вариант познания мира крайне полезно, а при правильном намерении оно будет еще и одним из величайших видов поклонения. Помните, наши Имамы (мир им!) были каждый в свое время самыми знающими в любой области познания и способны были дать удовлетворяющий ответ любому, кто искал знания. Конечно, мы не можем достичь точно таких же высот, но можно постараться хотя бы приблизиться к ним в области своей специализации.
Так же и многие иные занятия и увлечения могут рассматриваться как варианты поклонения Всевышнему, то есть как та цель, ради которой мы все живем. Возьмите в пример врача, что спасает жизнь своему брату по вере ради Аллаха, разве не есть это величайшее поклонение и не достоин он щедрой награды? Так что не думайте, что якобы обязанность всех — стремиться стать исламскими учеными, шейхами или максимально ограничить свою деятельность молитвами и постами. Это не так. Более того, если все вдруг в один момент станут специалистами по исламским наукам, то будет огромное множество проблем, которые просто некому станет решать, и все они в итоге умрут то ли от голода, то ли от болезней. Правда, это общая проблема, т. е. если все люди в мире вдруг начнут заниматься чем-то одним, что бы это ни было, хоть экономика, хоть бизнес, а хоть и физика или математика — цивилизация достаточно быстро закончит свое существование.
Аллах Всевышний есть Наимудрейший, и такие проблемы не возникают, так как создал Он всех со своими особенностями, склонностями и талантами. Их-то и нужно в себе найти и развивать. Нравится заниматься спортом, и делаете успехи? Отлично, продолжайте в том же духе, добивайтесь отличных результатов, и вы, иншалла, будете представлять шиизм и на международной спортивной арене. Ну а если нравится, но с результатами не складывается — занимайтесь хотя бы для собственного здоровья и физической формы, ведь это всегда полезно для человека.
Если есть тяга к торговле и бизнесу, не стоит подавлять ее, а напротив, нужно развить и достичь максимальных успехов. Не думайте, что успешный предприниматель, который на свои средства в итоге строит мечети и содержит исламские школы, вдруг чем-то ниже в положении перед Аллахом, чем имамы этих мечетей или преподаватели школ. Все они трудятся ради единой цели и они не будут успешны в достижении оной без помощи друг друга.
Потому развивайтесь во всех направлениях, которые вам нравятся, и занятие которыми приносит вам удовольствие. Откройте свои таланты и развейте их максимально, ведь человек обычно успешен именно в том, что приносит ему радость в процессе, а не только материальный результат.
Также сейчас часто актуальна проблема отцов и детей, когда родители не очень религиозны, а ребенок тянется к знаниям в религии Аллаха. Конфликт при этом часто возникает в том, что родители не видят пользы в его увлечении религией, а напротив, думают, что она мешает ему в учебе или работе. Тут во-первых стоит снисходительно отнестись к ним, а не считать их сразу из числа врагов, ведь эти люди жили по большому счету во время жесткой борьбы с любым духовным учением, когда насильно насаживался атеизм и уничтожалось любое религиозное образование. Естественно, что после такого они могут не поддерживать ваших позиций. Спорить и конфликтовать тут будет, вероятно, не самым лучшим решением. Правильно будет на деле показать, что учение Ахль Аль-Бейт (мир им!) как единственная правильная интерпретация религии Аллаха не просто не мешает вам в учебе, но и помогает в ней. Покажите им отличные результаты и поясните, что добились вы их именно благодаря системности и уважению к знаниями, прививаемым вам исламом. Это может помочь наставить их на истинный путь намного лучше тысячи слов и увещеваний.
Главное тут — правильное и искреннее намерение, которое будет заключаться в том, что все наши действия совершаются ради довольства Всевышнего Аллаха и приближения к Нему. Ради того, чтобы мы были достойны того высокого звания последователей Имамов (мир им!), которое мы так самонадеянно примеряем на себя. Каждый наш успех должен служить подготовке почвы для выхода Имама Махди (мир ему!) из своего затянувшегося сокрытия, а также подготовки нас самих к этому моменту. Помните, Имам (мир ему!) всегда готов, проблема лишь в нас с вами, раз не создали для этого почву.
Наш Имам (да приблизит Аллах его выход из сокрытия!) должен иметь лучших людей во всех важных отраслях жизнедеятельности, так станьте же ими и заслужите его довольство, а посредством этого и довольство Аллаха Всевышнего.
Я же в свою очередь прошу Всевышнего Аллаха ради Мухаммада и его пречистого семейства (мир им!), чтобы вел всех нас прямым путем — путем Ахль Аль-Бейт (мир им!), а также чтобы ускорил избавление наше от бед и разногласий скорейшим выходом Имама Махди (мир ему!) из сокрытия и удостоил нас чести участвовать в установлении всемирной справедливости в ряду его истинных сторонников.
Веснин Антон, священный Наджаф
14 раби’ аль-авваль, 1434 г. хиджры