После знакомства с ужасными фактами уничтожения наследия Пророка (да благословит Аллах его и род его) у читателя может возникнуть вполне рациональный вопрос: «А что же было с теми, кто не подчинялся этому лицемерному запрету и все-таки передавал сунну?» Такие люди, как выясняется, должны были понести наказание. Вот, один пример, что мы находим в книге видного представителя ученых, являющихся сторонниками Умара — Нур Ад-Дина Аль-Хейсами, жившего в 8 и самом начале 9-го века хиджры.
بعث عمر بن الخطاب (لعنة الله عليه) الى ابن مسعود و ابي مسعود الانصار ي و ابي الدرداء فقال: ما هذا الحديث اللذي تكثرون عن رسول الله (صلى الله عليه و آله)؟ فحبسهم بالمدينة حتى استشهد
Послал Умар ибн Аль-Хаттаб за Ибн Масудом, Абу Масудом Аль-Ансари и Абу Дардой и сказал: «Что это за хадисы, что вы много передаете от Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!)??» И поместил их под стражу в Медине вплоть до того, как погиб шахидом (по мнению его сторонников, конечно же). — «Маджма Аз-Заваид», том 1, стр. 149, а также «Тадвин Ас-Сунна», стр. 438 и «Тазкират Аль-Хуффаз»
Сам Аль-Хейсами в комментариях написал, что это неверно, однако опять же не объяснил, почему именно, и какие есть у него свидетельства против. На первый взгляд это вполне в рамках общей традиции и методологии этого лицемера — Умара бин Аль-Хаттаба, поэтому чтобы отрицать, нужно привести какой-то довод. Тем более и передается это не только у него в сборнике.
Достойно упоминание и свидетельство, кстати, самого Муавии бин Аби Суфьяна, которое передает сам Ахмад бин Ханбал — известнейший мухаддис тех, кто назвал себя «ахль ас-сунна валь-джамаа», живший во 2 — 3 веках хиджры, известнейший представитель направления «ахль аль-хадис», а также основатель ханбалитского мазхаба.
فان عمر قد كان اخاف الناس في الحديث عن رسول الله صلى الله عليه و آله
Поистине, Умар запугал людей передавать хадисы от Посланника Аллаха (Да благословит Аллах и род его!). — «Аль-Иляль» Ахмада бин Ханбала, том 3, стр. 183, хадис №4789, а также «Аль-Камиль ибн Удай», том 1, стр. 33
Что ж, доказательств преступлений Умара против сунны предостаточно, хотя тут приведены и далеко не все из подтверждающих это преданий. Что же было во время третьего тирана — Усмана бин Аффана? А было то же самое. Возьмем, к примеру, предание Бин Саада.
عن محمود بن لبيد قال: سمعت عثمان بن عفان (لعنة الله عليه) على منبر يقول: لا يحل لاحد ان يروي حديثا عن رسول الله (صلى الله عليه و آله) لم اسمع به في عهد ابي بكر و لا عهد عمر (لعنة الله عليهما)
От Мухаммада бин Лабида, сказал: «Я слышал Усмана бин Аффана, сидящим на минбаре, и говорящим: «Не дозволяйте ни одному человеку передавать хадис от Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!), которого я бы не слышал во время правления Абу Бакра и время правления Умара.» — «Ат-Табакат Аль-Кубра», том 2, стр. 336
Получается, что дозволено было передавать лишь то немногое из практических предписаний, что дозволили его предшественники, то есть линия противоборства с сунной продолжается. Тут кажется вполне уместным вспомнить один момент о том, как Усман сел на трон, а также о позиции Повелителя правоверных Имама Али (Мир ему!).
Многие, наверняка, знают, что Умар для выбора правителя после себя назначил совет из 6 человек, которые коллегиальным решением должны были назначить следующего правителя из числа участников совета. Для общей информации перечислим имена тех, кто входил в этот совет:
— Повелитель правоверных Али бин Аби Талиб (Мир ему!)
— Усман бин Аффан
— Абдуррахман бин Ауф
— Тальха бин Убайдилля
— Саад бин Аби Ваккас
— Зубейр бин Аль-Авам
Кстати, очень метко этот совет описал Имам Хусейн (Мир ему!), когда его спросили о первых угнетателях, что передает нам Абу Ас-Салях Аль-Халяби — известный ученый последователей Ахль Аль-Бейт (Мир им!) 5-го века хиджры, а также Шейх Мухаммад Аль-Муфид и другие авторы.
رووا عن المنذر الثوري قال: سمعت الحسين بن علي عليهما السلام قال: ان ابا بكر و عمر عمدا الى الامر و هو لنا كله فجعلا لنا فيه سهما كسهم الجدة اما والله لتهمز بهما انفسهما يوم يطلب الناس فيه شفاعتنا
Передают от Аль-Мунзир Ас-Сури, сказал: «Я слышал Хусейна бин Али (Мир им обоим!), говорящего: «Поистине Абу Бак и Умар умышленно захватили власть, и ведь она полностью по праву принадлежит нам, и нам в ней выделили долю, подобную доле бабушки. Поистине, сожмутся их души (от страха) в тот день, когда люди будут просить нашего заступничество (судный день).» — «Аль-Амали», стр. 49; «Такриб Аль-Маариф», стр. 243
Фраза «доля бабушки» как раз указывает на тот самый совет шестерых, ведь по праву-то все принадлежало Имаму Али (Мир ему!), однако в итоге он был лишь одним из шести в совете, а «бабушка» по исламскому закону как раз получается 1/6 часть наследства. Впрочем, к мнению имамов Ахль Аль-бейт (Мир им!) об Абу Бакре, Умаре и подобным им мы еще вернемся в отдельном разделе, если будет на то воля Всевышнего.
Но к чему же был тут упомянут этот совет? А к тому, что сами же историки, являющиеся сторонниками Умара, передают важный факт для понимания всей глубины разногласия между истинным руководством семейства Пророка (Мир им!) и группой лицемеров, захвативших трон. Когда совет не мог договориться, кого же выбрать между Имамом Али (Мир ему!) и Усманом бин Аффаном, то у Повелителя Правоверных (Мир ему!) спросили, станет ли он принимать присягу на тех условиях, что он будет править по Корану, сунне Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!), а также сунне «двух шейхов», то есть Абу Бакра и Умара? Этот момент передается в огромном количестве исторических произведений. Итак, Абдуррахман Бин Ауф сказал Имаму Али (Мир ему!):
لنا والله عليك ان وليت هذا الامر ان تسير فينا بكتاب الله وسنة نبيه (صلى الله عليه و آله) و سيرة ابي بكر و عمر (لعنة الله عليهما). فقال: اسير فيكم بكتاب الله و سنة نبيه (صلى الله عليه و آله) ما استطعت
Наше право, клянусь Аллахом, если достанется тебе эта власть, чтобы ты руководил нами по книге Аллаха, сунне его Пророка (Да благословит Аллах его и род его!) и традиции Абу Бакра и Умара. На что Имам Али (Мир ему!) сказал: «Буду править вами по книге Аллаха и сунне его Пророка (Да благословит Аллах его и род его!), сколько смогу …» — «Тарих Аль-Йаакуби», том 2, стр. 162
То есть Имам Али (Мир ему!) отказался править по методам предыдущих узурпаторов, что и понятно — ведь не мог же он поддерживать несправедливость, нововведения и уничтожение сунны. Усман же, как передает история далее, согласился пойти их путем. Путем, ведущим, к сожалению, общину к великому заблуждению. Относительно передачи этого факта есть интересный момент, несмотря на то, что он передан в большом количестве сборников, например, в «Муснаде» Ахмада бин Ханбала, «Тарих Ат-Табари», «Тарих Аль-Медина», да и много где еще, в большинстве из них, видимо, вследствие последующих корректировок, были исправлены слова Имама Али (Мир ему!) и заменены на: «…сколько смогу» или нечто подобное. Видимо, это очередная работа цензоров, дабы скрыть разногласия. Но факт есть факт — ни в одном из описанных вариантов он не согласился последовать сунне Абу Бакра и Умара, и именно поэтому правление досталось Усману, который, как мы видим, действительно пошел их путем и продолжил уничтожать сунну. Впрочем, было и множество других ужасных поступков со стороны лицемерных правителей, но так как этот раздел о сунне и борьбе с ней, то упоминать их тут не кажется уместным.
При чтении всего этого неизбежно возникает вопрос: «Зачем же узурпаторам было так усердствовать в уничтожении священной сунны Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!)?» В конце концов, чем мешало им сохранение религии, принадлежность к которой они с переменным успехом внешне проявляли сами? Безусловно, одним из основных факторов, подталкивающих их к этому поступку, было желание максимально уничтожить все, что пришло от Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) о достоинствах его пречистого семейства (Мир им!), а также о том, что именно им принадлежит право на руководство общиной после него. Приведем же для примера прямое свидетельство этому, для чего вновь обратимся к труду известного мухаддиса — Аль-Хатиба Аль-Багдади.
عن عبد الرحمن بن اسود عن ابيه قال: جاء علقمة بكتاب من مكة او اليمن صحيفة فيها احاديث في اهل البيت — بيت النبي (عليهم السلام) فاستأذنا على عبد الله (ابن مسعود) فدخلنا عليه فدفعنا اليه الصحيفة. فدعاء بجارية ثم دعا بطست فيها ماء فقلنا له: يا ابا عبد الرحمن انظر فيها فإن فيها احاديثا حسانا قال فجعل يميثها فيها و يقول: نحن نقص عليك احسن القصص بما أوحينا اليك هذا القرآن. القلوب اوعية فاشغلوها بالقرآن ولا تشغلوها ما سواه
От Абдуррахмана бин Асвада, от его отца, сказал: «Пришел Алькама с книгой в виде свитка из Мекки или Йемена, в которой были хадисы о семействе — семействе Пророка (Мир им!), и мы попросили аудиенции Абдуллы (имеется в виду Абдулла бин Масуд) и вошли к нему, и передали ему этот свиток. Он позвал прислугу и попросил сосуд с водой, и мы сказали ему: «О, отец Абдуллы, посмотри же эту книгу, ведь поистине в ней хорошие хадисы, он же стал размачивать его в воде, приговаривая: «Мы рассказываем тебе лучшие истории так, как дали тебе этот Коран откровением… (отсыл к суре «Юсуф» (12), аят 3). Сердца — сосуды, занимайте же их Кораном и не занимайте ничем помимо него». — «Такйид Аль-Ильм», стр 57, хадис №76
Во-первых, тут стоит выразить отдельную благодарность передатчику за то, что указал подробно «о семействе — семействе Пророка (Мир им!)», а иначе сразу начались бы ответы из серии: «Почему вы решили, что речь именно о его семействе? Это могли быть хадисы просто об уважении собственной семьи и ее ценности». В данной же формулировке все предельно ясно даже желающим упираться до последнего и цепляться за любую соломинку в безуспешных попытках оправдать лицемеров вроде Умара, Абу Бакра и подобных оным.
Конечно, это не все предания, свидетельствующие об уничтожении группировкой лицемерных правителей сунны Пророка Мухаммада (Да благословит Аллах его и род его!), что равносильно попытке уничтожить и всю религию, но ведь и цель наша не перечислить их все, а дать общее представление о картине.
Как мы видим, лицемеры, узурпировавшие власть, приложили много усилий для уничтожения сунны Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!), и одной из основных целей этой ужасной программы было стирание изречений, которые свидетельствуют о принадлежности истинного и непреложного руководства исламской общиной семейству Пророка (Мир ему!), а также о необходимости следовать им во всем малом и большом. Конечно, как мы увидели в предыдущем разделе, по воле Всевышнего Аллаха, полностью добиться своих целей им не удалось, однако же большинство мусульман все-таки было введено ими в заблуждение, по сей день находясь в неведении об истинных толкователях Корана и носителях Сунны (Да пребудет над ними мир и благословение Аллаха!). Именно по вине Абу Бакра, Умара, Усмана и их первых сторонников, большинство мусульман сейчас следуют не истинной и неискаженной религии Аллаха, а чему-то, больше напоминающему некачественную копию, а также синтез исламского вероучения с некоторыми иудейскими идеями, примеры которых мы рассмотрим позже, если будет на то воля Всевышнего. Пока же остается упомянуть лишь о том, что запрет на запись и передачу сунны так или иначе сохранялся до прихода к власти Умара бин Абдуль-Азиза, что соответствует самому концу первого века хиджры.
Что же по этому поводу говорят сами сторонники тех узурпаторов, что составляют сегодня большинство мусульман? Должны же они были придумать всем этим действиям какие-нибудь оправдания, ведь никто из них прямо не заявляет о своей вражде с сунной? И действительно, попытки оправдать были предприняты, причем самими же узурпаторами, кратко это даже было упомянуто в некоторых преданиях, приведенных выше, сейчас же мы постараемся с помощью Всевышнего рассмотреть вопрос более подробно.
Хоть сколько-то интересных для рассмотрения оправданий было придумано два, которые в итоге сводятся на самом деле к одному. Если вы спросите у последователей Абу Бакра и Умара: «Почему же так варварски уничтожалась сунна?», то скорее всего услышите один из двух ответов, ну или оба:
- Это было «мудрое» решение, чтобы хадисы не смешались с Кораном, и Священное Писание было сохранено.
- Потому что сам Пророк (Да благословит Аллах его и род его!) запретил записывать свои изречения, чтобы опять же не смешались они с Кораном, дабы священное писание не было искажено.
Поэтому в этой ситуации сначала стоит рассмотреть нам, запрещал ли сам Посланник Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) записывать свои изречения, ну а потом и саму вероятность смешения их с кораническим текстом.
Конечно мы, как последователи семейства Пророка (Мир им!), прекрасно знаем, что запрета от него не было, ведь Имам Али (Мир ему!), как выше уже было показано, записывал хадисы, а никто кроме него не имел лучшего представления о запретах, исходивших от Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!). Конечно, тут остается возможность предположить, что разрешено было записывать лишь определенным людям, а в общем наложен запрет, и если бы сторонники лицемерных узурпаторов пришли к этому мнению, то было бы лучше для них, но так как заявляют они совсем иное, эта точка зрения не будет рассмотрена тут за неимением сторонников. Но давайте же взглянем на то, что приписали Посланнику Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!), дабы оправдать варварство Абу Бакра и Умара, а также подобных им узурпаторов по отношению к сунне. Одно из известнейших преданий в этом случае передается от Аби Саида Аль-Худри:
عن أبي سعيد الخدري أن رسول الله (صلى الله عليه وآله) قال لا تكتبوا عني ومن كتب عني غير القرآن فليمحه وحدثوا عني ولا حرج ومن كذب علي قال همام أحسبه قال متعمدا فليتبوأ مقعده من النار
От Аби Саида Аль-Худри передают, что Посланник Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Не записывайте за мной ничего, и кто записал что-то за мной помимо Корана — пусть сотрет это. И передавайте от меня устно без проблем, и тот, кто соврет от моего имени,» — сказал Хамам, считаю, что сказал «умышленно» — «пусть считает, что ему уготовано место в аду!» — «Сахих» Муслима, хадис №3004; «Муснад» Ахмада бин Ханбала, хадис №10774
Другая группа преданий исходит к известному лжецу Абу Хурейре, который ради собственной выгоды спокойно приписывал Посланнику Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) то, что требовали от него власти или обстоятельства. И ведь, поистине, лучше было бы обратить внимание на предупреждение об уготованном месте в аду для тех, что будут лгать от Его имени умышленно, которое даже сам и передавал.
عن أبي هريرة ، قال : خرج علينا رسول الله صلى الله عليه آله ونحن نكتب الأحاديث , فقال : » ما هذا الذي تكتبون ؟ » , قلنا : أحاديث سمعناها منك , قال : » أكتابا غير كتاب الله تريدون ؟ ما أضل الأمم من قبلكم إلا ما اكتتبوا من الكتب مع كتاب الله » . قال أبو هريرة ، فقلت : أنتحدث عنك يا رسول الله ؟ قال : » نعم , تحدثوا عني ولا حرج ، فمن كذب علي متعمدا فليتبوأ مقعده من النار » .
От Абу Хурейры, сказал: «Вышел к нам Посланник Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!), когда мы записывали хадисы и сказал: «Что это вы записываете?». Мы ответили: «Хадисы, что слышали от тебя», [он] сказал: «Хотите вы книгу, помимо книги Аллаха? Поистине, не ввело в заблуждение общины, что были до вас, ничего, кроме того, что записывали из книг, помимо книги Аллаха». Сказал Абу Хурейра: «Тогда я сказал: «Передавать ли нам от тебя устно, о, Посланник Аллаха?», сказал: «Да, передавайте устно от меня без проблем, кто соврет от моего имени умышленно, пусть считает, что ему уготовано место в аду!» — «Такйид Аль-Ильм», хадис номер 15
Так же были изобретены и другие предания на эту тему с аналогичным смыслом, например, те, что восходят к Зейду бин Сабиту. Кто хочет углубиться в тему — сможет найти многие из них в книге «Такйид Аль-Ильм» Аль-Хатиба Аль-Багдади, в которой этот известный ученый 4 — 5 веков хиджры собрал много свидетельств против лицемеров, уничтожавших сунну, иногда остается только удивляться, как сам он умудрялся после этого оставаться их сторонником, но о фактах такого поразительного закрытия глаз на факты и о предвзятости ученых мы поговорим в отдельной главе, если будет на то воля Всевышнего Аллаха.
Второе предание по сути включает в себя содержание первого, но само по себе еще более абсурдно. Ведь согласно ему все-все книги, помимо Корана, ведут к заблуждению и подлежат уничтожению. И якобы именно из-за этого впали в заблуждение предыдущие общины, записывая что-то еще. Причем, это включает в себя, получается, все — и книги по естественным наукам, вроде физики или математики, и религиозную литературу, которая помогала бы понимать ту самую Книгу Аллаха, которую предлагалось оставить единственной на земле.
Любому здравомыслящему человеку ясно, что на самом деле все с точностью до наоборот — запись изречений Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) просто необходима для правильного понимания Корана, запрет же на запись позволил каждому играться с толкованием, как ему угодно, и следовать своим страстям. Впрочем, даже сами сторонники Абу Бакра и Умара используют именно этот метод толкования священного Корана — через изречения Пророка (Да благословит Аллах его и род его!), точнее через тот их минимум, что дошел до них, к тому же претерпев по пути правки и искажения. Польза иной литературы также очевидна, кроме редких исключений. Только крайне недалекий человек может поверить в то, что Посланник Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) мог сказать такое. К тому же, помимо факта о записи хадисов Имамом Али (Мир ему!) мы вскоре приведем и иные свидетельства, подтверждающие ложность этих преданий, причем со слов самих же сторонников Умара бин Аль-Хаттаба.
К слову, при разборе этой клеветы вспоминается, что по мнению многих историков Умар бин Аль-Хаттаб приказал Амру бин Аль-Асу сжечь александрийскую библиотеку с пояснением: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому и в том и в другом случае их надо сжечь.» Спорный вопрос, имел ли место быть такой приказ на самом деле, и подробный разбор этого выходит далеко за рамки этого скромного сочинения, однако минимум что можно сказать по этому поводу, так то, что такой приказ вполне соответствовал традиции и убеждениям Умара бин Аль-Хаттаба. Именно эти люди, а также их самые ярые сторонники и опорочили лик ислама перед цивилизованным миром, в то время как учение Посланника Аллаха и его семейства (Мир им всем и благословение Всевышнего!), что является истинным исламом, напротив — оплот мудрости, знаний и цивилизации.
Внимательный читатель, наверняка, заметит, что эти предания, даже если предположить их достоверность, которая с помощью Всевышнего будет вскоре нами опровергнута, запрещают лишь записывать, но не запрещают передавать. Ранее же нами были приведены факты, когда Умар бин Аль-Хаттаб запрещал не просто записывать, но и вовсе передавать сунну, требуя уменьшить количество преданий. Так что, даже если в рамках дискуссии предположить достоверность этих и подобных им преданий — полностью оправдать его отношение к наследию Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) не получится.
Прежде чем обосновать ложность этих преданий, давайте уточним, с чего же все-таки мы считаем таким важным именно запись сунны, и почему никак нельзя было довольствоваться устной передачей.
Поставим для этого мысленный эксперимент. Представьте себе, что вы отправились на пятничную молитву в мечеть и прослушали проповедь, которая вам показалось полезной и интересной, что захотелось передать ее другим людям, не присутствовавшим там. В каком же случае вероятность ошибки и неправильной передачи будет ниже:
- Вы записывали каждое слово еще в мечети и имеете полный текст стенографии.
- Вы стали вспоминать все, что говорил имам, сразу по возвращению домой и записывать.
- Вы решили записать ее на память через год после того, как услышали.
- Вы через два года пересказали ее своему сыну, а сын решил через год записать по памяти.
Любому здравомыслящему человеку ясно — что вероятность ошибки растет от первого варианта к последнему. Причем, растет с катастрофической скоростью. Даже если предположить, что у людей того времени устная память была развита намного сильнее просто по причине неграмотности и большей потребности в ней, что действительно так, саму проблему это не решает. Также со временем растет и цепочка передатчиков, с которой после придется работать — выяснять, кто передал, что за человек, и тут также накапливается вероятность и процент ошибок. Потому-то и важно записывать было все и сразу. Это понимает любой здравомыслящий человек. Оплотом здравомыслия в исламской общине, как обычно, были шииты — те самые первые рафидиты, что ни во что не ставили запрет таких лицемеров, как Абу Бакр и Умар, а записывали предания от Посланника Аллаха и его пречистого семейства (Мир им всем!), следуя традиции повелителя правоверных — Имама Али (Мир ему!) — автора, как мы уже и показали выше, первого сборника хадисов в истории ислама. Так что община по сути должна благодарить первых рафидитов за то, что они сохранили для нее, что смогли из достоверной сунны.
Факты есть факты, из существующих на сегодняшний день сборников хадисов самым старым у последователей Абу Бакра и Умара является книга «Аль-Муватта» Малика бин Анаса — основателя одноименной правовой школы (мазхаба). Малик бин Анас жил с 93 по 179 года по хиджре, об этой книге также известно, что написана она по указу Мансура, что правил в то время в 158 г. хиджры. То есть более полутора века прошло с момента описываемых изречений и событий, а основные фигуранты и первое поколение передатчиков умерли. У нас же, как последователей Семейства Пророка (Мир им!), первая книга, дошедшая до наших дней, — это «Китаб Сулейм бин Кайс» — сборник, составленный Сулеймом бин Кайсом Аль-Хиляли — одним из сторонников Имама Али (Мир ему!) еще во время его правления и чуть после. Умер Сулейм в 76 г. хиджры. Да, она сохранилась неполностью и, вероятно, немного искажена, но в любом случае — тут мы имеем дело с началом и серединой первого века, что более чем на 100 лет опережает работу Малика бин Анаса. И это только сохранившаяся по сей день книга, а были и другие, просто лицемерные власти все время пытались уничтожить наследие, создаваемое сторонниками Семейства Пророка (Мир им!). Ну а основные сборники, что используются сейчас, и вовсе были составлены заметно позже. Любому очевидно, в какой из работ больше вероятность ошибки и искажения. И итоге многие заблуждения прокрались туда благодаря жестокой борьбе Абу Бакра и Умара с наследием Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!). Их деятельность — причина всевозможных разногласий в суждениях ученых и неспособности дать четкое заключение на основе сунны, так как эта самая сунна по некоторым вопросам просто не сохранилась, т.к. была уничтожена в те самые темные времена, которые по ошибке некоторые считают расцветом ислама.
Подробный разбор попыток оправдать подобное отношение к сунне Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его) будет в следующих статьях.
Эта статья по материалам видео лекции «Уничтожение хадисов в периоды Умара и Усмана».
Продолжение следует …
Поддерживать связь со мной, а также получать информацию о новых лекциях и иных материалах можно по следующим адресам:
Сайт: http://imam-ali.ru
Вопросы и ответы: http://imam-ali.ru/questions
Поддержать проект: http://imam-ali.ru/donate
Подписка ВКонтакте: http://vk.com/najaf
Канал YouTube: http://youtube.com/imamaliru ( Подписаться: http://www.youtube.com/subscription_center?add_user=imamaliru )
Подписка Facebook: http://facebook.com/imamaliru
Livejournal: http://najaf.livejournal.com
Twitter: http://twitter.com/imamaliru