Молитва по сунне
Для ознакомления с положениями и предписаниями молитвы, во-первых, напомним, что существуют обязательные и желательные молитвы. Обязательные молитвы бывают двух видов: некоторые из них являются ежедневной обязанностью, которые должны совершаться в определенное время, а некоторые совершаются иногда по особым причинам и не входят в постоянную ежедневную программу.
Время совершения ежедневных молитв
Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:
إِنَّ الصَّلاَةَ كَانَتْ عَلىَ الْمُؤْمِنِينَ كِتَاباً مَوْقُوتاً
«Воистину, молитва для верующих предписание в [определенное] время» — Сура «Ан-Ниса» (4) – аят 103
Ежедневные обязательные молитвы — это пять молитв, которые в совокупности равны семнадцати рак‘атам:
- Утренняя молитва (Салят ас-Субх) — два рак’ата
- Полуденная молитва (Салят аз-Зухр) – четыре рак’ата
- Послеполуденная молитва (Салят аль-‘Аср) – четыре рак’ата
- Вечерняя молитва (Салят аль-Магриб) — три рак’ата
- Послевечерняя молитва (Салят аль-‘Иша’) — четыре рак’ата
Время утренней молитвы
Время утренней молитвы начинается от рассвета и длится до восхода солнца. В течение этого промежутка времени необходимо совершить молитву, и чем ближе к началу времени — тем лучше.
На исходе ночи в небе появляется едва различимая вначале вертикальная светлая полоса, напоминающая лисий хвост, который своим узким концом опирается на линию горизонта. Это так называемый ‘ложный рассвет’. Вскоре возникает уже вполне различимая горизонтальная полоска света, напоминающая светлую нить, соседствующую с черной нитью ночи. Она постепенно расширяется и заливает ярким светом весь небосклон, знаменуя собой окончание ночи и начало дня. Это «истинный рассвет», и с его наступлением можно приступать к утренней молитве.
В Священном Коране сказано:
حتى يتبين لكم الخيط الابيض من الخيط الاسود
«…пока не будете отличать нить белую от нити черной…» — Сура «Аль-Бакара» (2) – аят 187
В одном из преданий говорится о том, как некий верующий по имени Удай ибн Хатам пришел однажды к Пророку (да благословит Аллах его и род его!) и рассказал, как он положил перед собой белую и черную нитки и изо всех сил вглядывался в них, но так и не увидел рассвета. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) от всей души рассмеялся и сказал: «О сын Хатама! Речь идет о белизне света дня (рассвета) и темноте ночи…» — «Маджма‘ аль-Баян», том 2, стр. 281.
Время полуденной и послеполуденной молитвы (зухр и ‘аср)
Время этих молитв начинается в полдень (по шариату) и продолжается до заката солнца.
Полдень по шариату можно определить при помощи гномона — то есть длинного предмета, установленного вертикально, чтобы он отбрасывал четкую тень. При восходе солнца тень будет падать в сторону заката солнца. По мере возвышения солнца тень уменьшается. После полудня тень гномона переходит в сторону востока и растет снова до захода солнца. Полдень с точки зрения шариата — это когда солнце находится максимально высоко, то есть тень нашего гномона имеет минимальную длину.
Важность обязательных ежедневных молитв, в особенности полуденной молитвы, неоднократно подчеркивается в Коране, поскольку молитва является наиболее эффективным средством связи человека со Всевышним Аллахом.
В Священном Коране сказано:
حافظوا على الصلوات والصلاة الوسطى وقوموا لله قانتين
«Будьте внимательны к молитвам и [особенно] к средней молитве. Стойте перед Аллахом смиренно» — Сура «Аль-Бакара» (2) – аят 238
И ни жара, ни холод, ни мирские заботы не должны помешать вашему исполнению этого великого долга.
Выражение /ас-салят аль-вуста/ — «средняя молитва» подразумевает именно полуденную молитву — Аз-Зухр.
Сразу же после полудня тот отрезок времени, за который можно совершить 4-рак‘атную молитву, предназначен только для молитвы зухр. Последний же отрезок времени до захода солнца, которого хватит для совершения всего четырех рак’атов молитвы, предназначается исключительно для послеполуденной молитвы — Аль-‘Аср. Остальное время от полудня и до захода солнца — общее между этими двумя молитвами, и можно совершать их вместе, соблюдая порядок — вначале Зухр, после — ‘Аср.
Время вечерней и послевечерней молитвы
Время вечерней /Аль-Магриб/ и послевечерней /Аль-‘Иша/ молитвы начинается после захода солнца при исчезновении на горизонте красноты, появляющейся на востоке после заката солнца, и кончается в полночь. Сразу же после захода солнца тот отрезок времени, за который можно совершить 3-рак‘атную молитву, относится только к вечерней молитве, и тот промежуток времени, который остается до полуночи, и в который можно совершить лишь 4-рак‘атную молитву, предназначен только для совершения послевечерней молитвы. Остальное время от магриба и до полуночи — общее для двух этих молитв, аналогично случаю с молитвами зухр и ‘аср.
Для определения времени полуночи, которая является последним временем для совершения послевечерней молитвы, необходимо разделить пополам промежуток времени между магрибом (вечерним азаном) и рассветом (утренним азаном). Середина этого промежутка времени является полночью.
Важное замечание: Вовсе не обязательно определять все это самому по тени гномона или какими-то расчетами, сейчас достаточно источников, которые покажут вам время каждой молитвы для любой даты и точки мира. Например, вы можете воспользоваться расписанием молитв на нашем сайте.
Кибла – направление молящегося
Кааба, которая находится в священном городе Мекке в «Аль-Масджид аль-Харам», является киблой для мусульман. Молящиеся обязаны во время совершения молитвы обращаться лицом в сторону киблы.
Для находящихся за пределами Мекки достаточно встать так, чтобы со стороны было видно, что он совершает молитву в направлении киблы, т.е. города Мекка и Каабы в нем.
Кибла – это символ единобожия и является эмблемой Ислама. В «Нахдж аль-Балага» (проповедь 173) кибла характеризуется как «отличительный знак» и «знамя веры». Идолопоклонники и те, кто поклонялся небесным светилам, в своих молитвах обращались лицом к идолам, звездам, Луне. Ислам, переступив через эти заблуждения, объявил Каабу киблой для мусульман. Таким образом, обращение в сторону Священной мечети считается признаком того, что верующий помнит о Боге. Некоторые предания упоминают, что Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его) сидел, как правило, повернувшись лицом к Каабе. Имамы из семейства Пророка (мир им всем) часто рекомендовали сидеть, лежать, спать и располагаться во время какого-либо занятия, повернувшись в этом направлении. Это считается одной из форм поклонения Господу, не забывайте об этом!
В Священном Коране сказано:
وَمِنْ حَيْثُ خَرَجْتَ فَوَلِّ وَجْهَكَ شَطْرَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ وَإِنَّهُ لَلْحَقُّ مِن رَّبِّكَ وَمَا اللَّهُ بِغَافِلٍ عَمَّا تَعْمَلُونَ
«И где бы ни оказался ты, обращай лицо в сторону мечети Запретной. Вот она, Истина от Господа твоего, и ведает Аллах о том, что вершите вы» — Сура «Аль-Бакара» (2) — аят 149
Направление киблы почти для любой точки Земли вы также можете найти у нас на сайте в разделе расписаний молитв. Зеленая линия будет указывать направление на священную Каабу в отмеченной вами точке.
Одеяние молящегося
В Священном Коране об одеянии сказано:
يَا بَنِي آدَمَ قَدْ أَنزَلْنَا عَلَيْكُمْ لِبَاسًا يُوَارِي سَوْآتِكُمْ
«О сыны Адама! Ниспослали Мы вам одежды, чтобы прикрывали вы части ваши срамные…» — Сура «Аль-А’раф» (7) — аят 26
Лица мужского пола при совершении молитвы должны прикрыть срамные части тела (аурат), и лучше если одежда будет покрывать тело, по крайней мере, от пупка до колен.
Одежда лиц женского пола при совершении молитвы должна покрывать все тело, за исключением лица, кистей рук и ступней ног.
Одежда молящегося должна отвечать следующим условиям:
Должна быть ритуально чистой (не наджисом);
Должна быть дозволенной (с точки зрения шариата), т.е. не должна быть украденной или присвоенной не по праву;
Не должна быть изготовлена из мертвечины — например, не должна быть из кожи животного, забитого не по законам шариата, будь это даже ремень или шапка (в порядке обязательной предосторожности), не должна быть изготовлена из шкуры хищников, и даже — в порядке обязательной предосторожности — не должна быть изготовлена из шкуры тех животных, чье мясо с точки зрения шариата нельзя употреблять в пищу. Например, не должна быть изготовлена из шкуры леопарда или лисы. Если молящийся — мужчина, то его одежда не должна быть вышита золотом или быть из натурального шелка.
Место совершения молитвы
Место, где человек совершает молитву, должно отвечать следующим условиям:
Молящийся должен иметь законное право использовать это место. Например, нельзя совершить молитву в чьем-либо доме, если хозяин против этого.
Место совершения молитвы не должно быть в движении (кроме вынужденных ситуаций вроде молитвы в самолете), которое будет препятствием для того, чтобы стоять, совершать поясной или земной поклон. В порядке обязательной предосторожности, место должно быть недвижимым, так чтобы молящийся мог легко сохранять спокойное положение своего тела во время молитвы.
Место не должно быть тесным или с низким потолком, чтобы можно было должным образом совершать поясной или земной поклон.
Место прикосновения лба при земном поклоне должно быть чистым.
Если место молящегося будет осквернено, то оно не должно быть настолько влажным, чтобы намочить одежду или тело молящегося, так как они тогда тоже будут осквернены.
Место прикосновения лба во время земного поклона не должно быть примерно на одном уровне с точкой прикосновения ног, кроме вынужденных случаев совершения молитвы на склоне холма или чем-то подобном, когда нет других вариантов. Также допускается небольшая разница в высоте — в пределах четырех сложенных пальцев руки.
В порядке обязательной предосторожности, место женщины во время молитвы должно находиться позади мужчины.
Азан и икамат
Желательно перед совершением пяти обязательных ежедневных молитв вначале прочесть азан (призыв на молитву), а затем после него икамат (провозглашение о том, что молитва начинается).
Азан – призыв, возвещающий общине мусульман о наступлении времени той или иной обязательной молитвы.
Оригинал
اَلله ُأَكْبَرُ
أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللهِ
أَشْهَدُ أَنَّ عَلِياًّ وَلِىُّ اللهِ
حَىَّ عَلىَ الصَّلاَةِ
حَىَّ عَلىَ الْفَلاَحِ
حَىَّ عَلىَ خَيْرِ الْعَمَلِ
اَللهُ أَكْبَرُ
لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ
Транскрипция
Аллаху акбар — 4 раза.
Ашхаду ан ля иляха илляллах — 2 раза.
Ашхаду анна Мухаммадан расулюллах — 2 раза.
Ашхаду анна ‘Алийан валийуллах — 2 раза.
Хаййа ‘аля-с-салях — 2 раза.
Хаййа ‘аля-ль-фалях — 2 раза.
Хаййа ‘аля хайриль-‘амаль — 2 раза.
Аллаху акбар — 2 раза.
Ля иляха илляллах — 2 раза.
Перевод
Аллах Велик
Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха
Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха
Свидетельствую, что Али — Вали Аллаха
Спешите на молитву
Спешите к спасению
Спешите к благому делу
Аллах Велик
Нет божества, кроме Аллаха
Слушать
Икамат – провозглашение о том, что молитва начинается.
أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللهِ
أَشْهَدُ أَنَّ عَلِياًّ وَلِىُّ اللهِ
حَىَّ عَلىَ الصَّلاَةِ
حَىَّ عَلىَ الْفَلاَحِ
حَىَّ عَلىَ خَيْرِ الْعَمَلِ
قَدْ قَامَتِ الصَّلاَةُ
اَللهُ أَكْبَرُ
لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ
ТранскрипцияАллаху акбар — 2 раза.Ашхаду ан ля иляха илляллах — 2 раза.
Ашхаду анна Мухаммадан расулюллах — 2 раза.
Ашхаду анна ‘Алийан валийуллах — 2 раза.
Хаййа ‘аля-с-салях — 2 раза.
Хаййа ‘аля-ль-фалях — 2 раза.
Хаййа ‘аля хайриль-‘амаль — 2 раза.
Кад камати-с-салях — 2 раза.
Аллаху акбар — 2 раза.
Ля иляха илляллах — 1 раз.
Перевод
Аллах Велик
Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха
Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха
Свидетельствую, что Али — Вали Аллаха
Спешите на молитву
Спешите к спасению
Спешите к благому делу
Свершается молитва
Аллах Велик
Нет божества, кроме Аллаха
Слушать
Порядок совершения молитвы
Молитва начинается с Такбират Аль-Ихрам — произнесением слов «Аллаху Акбар» и кончается словами приветствия.
Обязательные действия и условия при совершении молитвы следующие:
1 — Нийат — /النية/ — намерение
2 — Такбират аль-Ихрам — /تكبيرة الإحرام/ — восхваление Всевышнего словами «Аллаху Акбар» в начале молитвы
3 — Киям — /القيام/ — положение стоя
4 — Руку’ — /الركوع/ — поясной поклон
5 — Суджуд — /السجود/ — земной поклон
6 — Кираат — /القراءة/ — чтение священного Корана
7 — Зикр — /الذكر/ — поминание Всевышнего Аллаха
8 — Ташаххуд — /التشهد/ — произнесение исламского свидетельства
9 — Таслим — /التسليم/ — произнесение определенного приветствия
10 — Тартиб — /الترتيب/ — правильный порядок выполнения действий
11 — Мувалят — /الموالاة/ — непрерывность выполнения молитвы
Заповеди для обязательных частей молитвы
1. Нийат (намерение)
Молящийся должен знать, какую молитву он собирается совершить, а также он должен совершать ее ради приближения к Всевышнему Аллаху — господу миров.
Нет необходимости произносить намерение вслух, однако в этом нет ничего предосудительного. Необходимо сохранять чистоту намерения от начала и до конца молитвы, а также воздерживаться от любого рода лицемерия и притворства.
2. Такбират-аль-Ихрам (восхваление Всевышнего словами «Аллаху Акбар»)
Как было сказано ранее, молитва начинается со слов «Аллаху Акбар», и это называется «такбират-аль-ихрам», так как с произнесением такбира многие из тех дел, которые ранее до совершения молитвы были разрешены, с этого момента становятся для молящегося запрещенными до завершения молитвы. Например, во время молитвы нельзя есть, пить, смеяться и произносить посторонние слова.
ПереводАллах велик!
Слушать
Во время молитвы в момент произнесения такбират-аль-ихрам, а также других такбиров, желательно поднимать руки до уровня ушей.
3. Киям (положение стоя)
Молящийся во время произнесения такбират-аль-ихрам и чтения сур должен находиться в положении стоя и без лишних движений.
Если молящийся забудет совершить поясной поклон и после кираата захочет совершить земной поклон, но перед суджудом вспомнит о пропущенном поясном поклоне, то он обязан полностью выпрямиться, затем совершить поясной поклон, а уже после перейти к земным поклонам.
Молящийся, в порядке обязательной предосторожности, в положении стоя должен твердо опираться на обе ноги, но вовсе не обязательно равномерно распределять вес своего тела между ними.
Тот, кто не может ни при каких условиях совершать молитву стоя, даже если будет опираться на трость или прислоняться к стене, должен молиться, сидя лицом в сторону Киблы. Если же не сможет совершать молитву сидя, то должен делать это лежа.
После совершения руку’ необходимо полностью выпрямиться, затем совершить земной поклон. Если молящийся специально после совершения руку’ не выпрямится, то его молитва считается недействительной.
4. Кираат (чтение)
При совершении первых и вторых рак‘атов ежедневных молитв необходимо вначале прочесть суру «Аль-Фатиха» (первая сура Священного Корана), а после нее прочесть другую суру из Корана полностью, например, суру «Ихляс» (112 -ая сура Священного Корана).
Сура «Аль-Фатиха»
Оригинал
بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ * الْحَمْدُ ِللهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ * الرَّحْمَـنِ الرَّحِيمِ * مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ * إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَ إِيَّاكَ نَسْتَعِينَ * إِهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ * صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَ لاَ الضَّالِّينَ *
Транскрипция
Бисмилляхир-рахманир-рахим.
Альхамду лилляхи раббиль-а’лямин.
Ар-рахмани-р-рахим.
Малики йауми-д-дин.
Иййака на’буду ва иййака наста’ин.
Ихдина-с-сираталь мустаким.
Сираталь-лязина ан’амта ’аляйхим гайрил-магдуби ’аляйхим ва ля-д-даллин.
Перевод
1) Во имя Аллаха Всемилостивейшего, Милосердного.
2) Хвала [принадлежит] лишь Аллаху, Господу миров.
3) Всемилостивейшему, Милосердному!
4) Властителю Дня Суда!
5) [Лишь] Тебе мы поклоняемся и [только] Тебя просим о помощи.
6) Веди нас путем прямым.
7) Путем тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, что вызвали Твой гнев, и не заблудших.
Слушать
Сура «Аль-Ихляс»
Оригинал
بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ. قُلْ هُوَ اللهُ أَحَدٌ * اللهُ الصَّمَدُ * لَمْ يَلِدْ وَ لَمْ يُولَدْ * وَ لَمْ يَكُن لَّهُ كُفُوًا أَحَدٌ
Транскрипция
Бисмилляхир-Рахманир-Рахим.
Куль хувал-Лаху Ахад.
Аллаху-с-Самад.
Лям йалид ва лям йуляд ва лям йакун ляху куфуван ахад.
Перевод
Во имя Аллаха Всемилостивейшего, Милосердного.
1) Скажи: «Он – Аллах, Единый.
2) Аллах, Вечный.
3) Не родил и не был рожден.
4) И не было никого, равного Ему.
Слушать
При совершении третьего и четвертого рак‘атов молитвы, если они нужны, вместо сур лучше читать «ат-тасбихат аль-арба» — четырехкратное восхваление Всевышнего. Лучше прочесть его трижды, но по мнениям многих ученых достаточно и одного раза. Также вместо восхвалений можно просто прочесть один раз суру «Аль-Фатиха», но тасбихат считается предпочтительным вариантом.
«Ат-Тасбихат Аль-Арба’а»
Оригинал
سُبْحَانَ اللهِ وَ الْحَمْدُ لِلَّهِ وَ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَاللهُ أَكْبَر
Транскрипция
Субханаллахи валь-хамду лилляхи ва ля иляха илляллаху валлаху акбар
Перевод
«Свят Аллах, Хвала Аллаху, и нет божества, кроме Аллаха, и Аллах Велик».
Слушать
Некоторые заповеди для чтения (кираата)
При совершении третьего и четвертого рак‘атов молитвы, в порядке обязательной предосторожности, суру «Аль-Фатиха» или «Ат-Тасбихат Аль-Арба’а» необходимо читать шепотом.
При совершении молитвы «Зухр» и «’Аср» суры в первых двух рак’атах также следует читать шепотом.
Лица мужского пола при совершении утренней, вечерней и ночной молитв, в порядке обязательной предосторожности, суру «Аль-Фатиха» и другую суру в первом и во втором рак‘атах должны читать громко. Что касается лиц женского пола, то им следует читать суры громко лишь при условии, что их голос не будет слышен постороннему мужчине.
Умышленное чтение громко, когда следует читать тихо, ровно как и умышленное чтение шепотом, когда следует читать суры громко, аннулирует молитву. Если же это произошло по ошибке или забывчивости, то молитва действительна.
Если во время чтения суры «Аль-Фатиха» и другой суры молящийся поймет, что он совершил ошибку, например, если вместо громкого чтения прочел шепотом, то он не обязан начинать читать суру с начала.
Человек должен выучить молитву так, чтобы при ее совершении он не допускал ошибок. Если кто-то не в состоянии выучить наизусть всю суру «Аль-Фатиха», то должен выучить и читать то количество аятов, которое он в состоянии выучить. Однако, если число этих аятов мало, то в порядке обязательной предосторожности, необходимо при совершении молитвы присоединить к ним те аяты из других сур Корана, которые он способен выучить. Если же он не в состоянии сделать это, то необходимо к аятам из суры «Аль-Фатиха» присоединить тасбихат. Если кто-то не в состоянии выучить наизусть вторую суру, то нет необходимости читать что-то другое вместо этой суры, и из желательной предосторожности лучше, если он будет совершать молитву за имамом (джамматом).
5. Руку’ (поясной поклон)
Молящийся обязан в каждом рак‘ате после кираат с намерением совершения руку’ наклониться так, чтобы пальцы рук касались колен — это действие называется «руку’».
В положении руку’ обязательно произнесение зикра. При совершении руку’ лучше не менее трех раз произнести:
Оригинал
سُبْحَانَ اللهِ
Транскрипция
Субханаллах
Перевод
Пречист Аллах
Слушать
или всего один раз сказать:
Оригинал
سُبْحَانَ رَبِّيَ الْعَظِيمِ وَ بِحَمْدِهِ
Транскрипция
Субхана раббияль ‘азими ва бихамдих
Перевод
Пречист мой Господь, Великий и Славный
Слушать
Еще лучше, если будут произнесены оба зикра.
Зикры следует произносить тогда, когда положение тела при совершении поясного поклона будет без движения.
Если кто-то специально произнесет зикр раньше того, как совершит руку’, и тело его примет устойчивое положение поясного поклона, то его молитва аннулируется.
Если же кто-то специально до завершения зикра изменит положение своего тела и выпрямится, то его молитва тоже аннулируется.
6. Суджуд (земной поклон)
Как передает шейх Мухаммад Ат-Туси в своей книге «Тахзиб Аль-Ахкам» — том 2, стр 235
وَ قَالَ هِشَامُ بْنُ الْحَكَمِ لِأَبِي عَبْدِ اللَّهِ ع أَخْبِرْنِي عَمَّا يَجُوزُ السُّجُودُ عَلَيْهِ وَ عَمَّا لَا يَجُوزُ قَالَ السُّجُودُ لَا يَجُوزُ إِلَّا عَلَى الْأَرْضِ أَوْ عَلَى مَا أَنْبَتَتِ الْأَرْضُ إِلَّا مَا أُكِلَ أَوْ لُبِس
Сказал Хишам бин Аль-Хакам Имаму Джаафару Ас-Садику (мир ему): «Расскажи мне о том, на что разрешается совершать земной поклон и на что не разрешается». Имам (мир ему) сказал: «Земной поклон не разрешен ни на что, кроме как на землю или то, что произрастает из земли, кроме того, что едят или надевают».
Молящийся обязан в каждом рак‘ате молитвы после совершения руку’ совершать два земных поклона (саджда).
Саджда — это такое положение тела молящегося, когда с намерением покорности его лоб, ладони рук, колени, кончики больших пальцев ног будут касаться земли. Молящийся должен во время совершения земного поклона произносить зикр.
При совершении саджда можно три раза произнести:
ПереводПречист Аллах
Слушать
Или всего лишь один раз произнести:
ТранскрипцияСубхана раббияль а’ля ва бихамдих
ПереводСвят мой Господь, Всевышний и СлавныйСлушать
И лучше, если будут произнесены оба зикра.
Зикры следует произносить тогда, когда положение тела при совершении земного поклона будет без движений.
Если молящийся намеренно произнесет зикр до того времени, как его лоб коснется земли, и тело примет устойчивое положение земного поклона, то его молитва аннулируется. Однако если он совершит это действие по забывчивости, то должен вторично в состоянии спокойствия тела произнести зикр.
Молящийся обязан после завершения зикра первого земного поклона сесть так, чтобы его тело было без движений, и только после этого совершить второй земной поклон.
Если молящийся, прежде чем завершит чтение зикра, специально поднимет голову от земного поклона и выпрямится, то эта молитва будет аннулирована.
Если кто-то при совершении зикра земного поклона поднимет одну из семи частей тела, которые должны касаться земли при совершении саджда, то его молитва аннулируется. Если в то время, когда он не будет занят чтением зикра, поднимет одну из частей тела, кроме лба, и заново опустит, то в этом не будет ничего предосудительного, кроме случая, когда спокойствие тела заметно нарушится.
Если при совершении земного поклона вместе с большими пальцами ног другие пальцы ног тоже будут касаться земли, то в этом нет ничего предосудительного.
Во время совершения саджда лоб молящегося должен соприкасаться с землей или с тем, что произрастает из земли, но не на съедобное или одежду. Например, можно совершить земной поклон на лист дерева.
Не следует совершать земной поклон на минералы, такие как золото, серебро, агат и т.п.
Если земной поклон совершается на то, что произрастает из земли и является пищей животных, но не человека, как трава или солома, то такой поклон действителен.
Если земной поклон будет совершен на бумагу, и при этом она будет изготовлена из тех вещей, на которые разрешается совершать земной поклон, например, из хлопка или льна, то в этом нет ничего предосудительного.
Лучше всего совершать саджда на землю священной Карбалы, где мученически пал за веру внук Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его) — Имам Хусейн (мир ему). Если не будет земли, взятой из Карбалы, то лучше совершать земной поклон на простую землю, если не будет земли, то на камень, если не будет земли и камня, то на сухое растение.
Если при первом саджда «турбат» (небольшая плитка прессованной глины, используемая при совершении молитвы) прилипнет ко лбу, то его необходимо убрать со лба и положить на место для совершения на него второго земного поклона.
Обязанности того, кто не может совершать земной поклон как обычно
Тот, кто не в состоянии при совершении саджда прикоснуться лбом земли, должен нагнуться так, как может, и поставить «турбат» повыше, и так совершать земной поклон, но при этом его ладони, колени, пальцы ног обязательно должны соприкасаться с землей.
Если молящийся вообще не в состоянии нагнуться для совершения саджда, то он должен сесть и делать головой знак, что совершает земной поклон, но из желательной предосторожности будет лучше, если он приподнимет «турбат» и приложит лоб к нему.
Обязательные саджда Корана
В Священном Коране есть четыре аята, после чтения вслух или непосредственного слушания которых, необходимо совершить земной поклон. В связи с этим чтение этих сур во время молитвы не допускается.
Эти аяты приведены ниже:
— 15-ый аят суры «Ас-Саджда»
— 37-ой аят суры «Аль-Фуссилат»
— 62-ой аят суры «Ан-Наджм»
— 19-ый аят суры «Аль-‘Аляк»
Если молящийся забыл совершить саджда, то всякий раз, когда вспомнит об этом, должен совершить земной поклон.
Если человек услышит аят с обязательным земным поклоном в записи, то нет необходимости совершать саджда.
Если человек услышит по прямой трансляции аят с обязательным саджда, то должен совершить земной поклон. Если же трансляция будет не прямая, а в записи, то нет необходимости совершать саджда. Если он не знает, прямая это трансляция чтения или запись, то совершать земной поклон также нет необходимости.
Произносить зикр во время таких земных поклонов не обязательно, но желательно.
7. Ташаххуд (свидетельство)
Во втором и последнем рак‘атах обязательных молитв после совершения второго саджда молящийся должен сесть и в положении без движения прочесть «ташаххуд».
Слова ташаххуда:
Оригинал
أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَ رَسُولُهُ اَللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ وَ آلِ مَحَمَّدٍ
Транскрипция
Ашхаду алля иляха илляллаху вахдаху ля шарика ляху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху ва расулюху. Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва али Мухаммад
Перевод
Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, Един Он, нет Ему сотоварища, и, что Мухаммад — Его раб и посланник. Боже, благослови Мухаммада и род Мухаммада!
Слушать
8. Таслим (приветствие)
В последнем рак‘ате молитвы после произнесения «ташаххуд»-а, необходимо прочесть «Таслим» и на этом завершить молитву. То есть необходимо произнести следующее:
Оригинал
السَّلاَمُ عَلَيْكَ أَيُّهَا النَّبِىُّ وَ رَحْمَةُ اللهِ وَ بَرَكَاتُهُ
Транскрипция
Ас-саляму ‘аляйка аййухан-набиййу ва рахматул-лахи ва баракатуху
Перевод
Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословение
السَّلاَمُ عَلَيْنَا وَ عَلَى عِبَادِ اللهِ الصَّالِحِينَ
Aс-саляму ‘аляйна ва ‘ала ‘ибадилляхис-салихин
Мир нам и праведным рабам Аллаха
السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ وَ رَحْمَةُ اللهِ وَ بَرَكَاتُهُ
Ас-саляму ‘аляйкум ва рахматуллахи ва баракатух
Мир вам, милость Аллаха и Его благодать
Слушать
9. Ат-Тартиб (порядок выполнения)
Молитву нужно совершать в следующем порядке
- Такбират аль-ихрам
- Kираат
- Руку’
- Суджуд
- Во втором рак‘ате после суджуда чтение «ташаххуд»-а
- В последнем рак‘ате после «ташаххуд»-а произнести «таслим».
10. Аль-Мувалят (непрерывность выполнения)
«Мувалят» — это непрерывность молитвы без ощутимых пауз или срывов от начала и до ее окончания.
Если кто-либо во время совершения молитвы сделает длительную паузу, так что для стороннего наблюдателя это не будет считаться совершением молитвы, то его молитва аннулируется.
Затягивание руку’, суджуда, а также чтение больших сур Корана не нарушает непрерывность молитвы.
11. Кунут (молитва — просьба)
Желательно во втором рак‘ате после чтения суры «Аль-Фатиха» и еще какой-нибудь суры Корана до совершения руку’ обратиться к Всевышнему с молитвой-просьбой. Для этого следует поднять руки до уровня лица и произнести любую молитву или зикр.
При совершении кунута любой зикр достаточен, даже если произнести только зикр «субханаллах». Одним из распространенных вариантов является чтение следующих слов:
Оригинал
رَبَّنَا آتِنَا فِى الدُّنْيَا حَسَنَةً وَ فِى الْآخِرَةِ حَسَنَةً وَ قِنَا عَذَابَ النَّارِ
Транскрипция
Раббана, атина фид-дунйа хасанатан ва филь-ахирати хасанатан ва кина ‘азабан-нар
Перевод
Господь наш, даруй нам добро в ближайшей и в загробной жизни и защити нас от наказания геены.
Слушать
Действия, аннулирующие молитву
С того времени, как молящийся произнесет «такбират аль-ихрам» и начнет совершать молитву, и до тех пор, пока он не завершит ее, совершение некоторых деяний для него становится запретным. Если во время молитвы он совершит одно из этих деяний, то его молитва аннулируется. Эти деяния приведены ниже:
- Посторонняя речь
- Смех
- Плач по мирской причине
- Уклонение от киблы
- Прием пищи и питья
- Искажение вида молитвы
- Уменьшение или увеличение «рукнов»
Заповеди для действий, аннулирующих молитву
Посторонняя речь
Если молящийся специально произнесет какое-то слово (даже если оно будет состоять из одной буквы), которое будет означать что-либо, то его молитва аннулируется.
Если молящийся по забывчивости во время совершения молитвы произнесет слово, например, из-за невнимания, что совершает молитву, то его молитва не аннулируется. Кашель или чихание не аннулируют молитву.
Во время совершения молитвы молящийся не должен с кем-то здороваться, но если кто-то поздоровается с ним, то он обязан ответить на это приветствие в том же виде, в котором оно было произнесено, например, если скажут «Ас-саляму алейкум!», то в ответ нужно сказать «Ас-саляму алейкум!» и не более того.
Смех и плач, вызванный мирскими причинами
Если молящийся специально громко засмеется, то это аннулирует его молитву.
Улыбка не аннулирует молитву.
Также молитва аннулируется из-за плача по мирским причинам, плачь же от страха перед Всевышним или из любви к Нему не аннулирует ее.
Уклонение от киблы
Если молящийся специально отвернется от киблы так, что для стороннего наблюдателя его тело не будет направлено в сторону киблы, то его молитва аннулируется.
Если молящийся по забывчивости или по какой-либо другой причине во время молитвы отвернется в сторону от киблы так, что ни с правой и ни с левой стороны не будет иметь направление в сторону киблы, то его молитва аннулируется. Если молящийся после совершения молитвы, но не до завершения времени, поймет, что он совершал молитву не в сторону киблы, то эту молитву нужно совершить заново, но если узнает об этом после завершения времени молитвы, то в этом нет необходимости.
Если молящийся во время совершения молитвы отвернет лицо от киблы, но его тело сохранит направление, если его шея будет повернута так, что сможет видеть что-либо позади себя, то это будет считаться уклонением от киблы, о котором было сказано в предыдущем положении, и его молитва аннулируется.
Прием пищи и питья
Если съесть или выпить что-либо во время совершения молитвы, то такая молитва аннулируется.
Совершение действий, которые искажают вид молитвы
Если молящийся при совершении молитвы совершит действие, которое изменит вид молитвы, например, начнет махать руками, прыгать вверх или что-то другое в этом роде, и если даже эти действия будут совершены по забывчивости, то его молитва аннулируется.
Если молящийся при совершении молитвы будет настолько тихим и молчаливым, так что нельзя будет сказать, что он совершает молитву, то его молитва аннулируется.
Прерывание обязательной молитвы без уважительной на то причины, в порядке обязательной предосторожности запрещается, кроме случаев крайней необходимости, например:
- Спасение жизни.
- Сохранение имущества.
- Предотвращение нанесения ущерба телу или имуществу.
Прерывание молитвы для уплаты долга людям при нижеприведенных условиях не будет предосудительным:
- При совершении молитвы невозможно уплатить долг.
- Кредитор просит уплатить долг.
- Время для совершения молитвы еще имеется, т.е. он может вначале вернуть долг, а затем совершить молитву заново.
Нежелательно прерывать молитву ради сохранения имущества, которое не имеет большого значения.
Нежелательно при совершении молитвы совершать следующие действия:
- Закрывать глаза.
- Играться пальцами или руками.
- Замолкать во время чтения суры «Аль-Фатиха» или другой суры, а также зикра для того, чтобы послушать чей-то разговор.
- Всякое действие, которое является нескромным и непочтительным.
- Немного поворачивать лицо в правую или левую сторону (так как значительное поворачивание лица сводит молитву на нет).
Сомнения, возникающие при совершении молитвы
Иногда может быть такое, что молящийся будет иметь сомнения относительно выполнения какой-то части молитвы. Например, не будет знать, прочел ли он ташаххуд или нет, или же не будет знать, совершил ли он один земной поклон или два, а иногда у него могут возникнуть сомнения относительно количества совершенных рак‘атов. Например, если молящийся не будет знать, третий или четвертый рак‘ат он совершает в данный момент. По поводу сомнений, возникающих при совершении молитвы, имеются специальные предписания, и все они подробно объясняются, но по причине небольшого объема этой статьи, они приводятся в сокращенном виде.
Сомнения по поводу исполнения частей молитвы
Если молящийся будет иметь сомнения относительно исполнения какой-либо части молитвы, т.е. он не будет точно знать, совершил ли он эту часть молитвы или нет, если при этом он еще не начал совершать другую часть, а находится в положении той части молитвы, относительно которой имеет сомнение, то обязан совершить ее. Однако, если у него возникли сомнения относительно исполнения какой-то части молитвы после того, как он уже начнет выполнять следующую часть, то в таком случае, он не должен уделять сомнению особое внимание и обязан продолжать молитву, и эта молитва будет считаться правильной.
Если у молящегося возникнут какие-то сомнения относительно правильного исполнения совершенной им части молитвы, то в этой ситуации он не должен придавать этому значения, а обязан продолжать молитву до конца, и такая молитва считается действительной.
Сомнения, аннулирующие молитву
Если при исполнении обязательных двух или 3-рак‘атных молитв, как например, утренней молитвы или вечерней, у молящегося возникнут сомнения относительно количества рак‘атов, то его молитва аннулируется.
Если у молящегося возникнут сомнения между первым и другими рак‘атами. Например, между первым и вторым рак‘атами или между первым и третьим рак‘атами, то его молитва аннулируется.
Если при совершении молитвы молящийся вовсе не знает, сколько рак‘атов он совершил, то его молитва аннулируется.
Сомнения, которые не аннулируют молитву
В девяти случаях при совершении 4-рак‘атных молитв, если у молящегося возникнут сомнения относительно числа совершенных рак‘атов, то его молитва не аннулируется, а он должен хорошо подумать, а затем если он будет уверен или будет предполагать, что принял верное решение, то должен, согласно этому решению, завершить молитву. Если же молящийся не уверен или сомневается в правильности принятого им решения, то, согласно вышесказанным предписаниям, он должен продолжать молитву, и его молитва будет считаться правильной. Из девяти случаев сомнения, о которых было сказано выше, чаще встречаются четыре. Мы здесь дадим объяснение только тех, с которыми больше всего приходится иметь дело:
- Если у молящегося после совершения второго саджда появятся сомнения, два рак‘ата он совершил или три, то он должен считать, что совершил три рак‘ата, затем совершить еще один рак‘ат и закончить молитву. После молитвы, в порядке обязательной предосторожности, необходимо совершить 1-рак‘атную молитву-ихтият.
- Если возникнут сомнения между вторым и четвертым рак‘атами после совершения второго саджда, то молящийся должен принять решение, что он совершил 4-рак‘атную молитву, и на этом завершить молитву, а затем должен стоя совершить 2-рак‘атную молитву-ихтият.
- Если возникнут сомнения между третьим и четвертым рак‘атами, то в какой бы части молитвы они ни возникли, молящийся должен считать, что он совершил 4-рак‘атную молитву, а после этого должен стоя совершить один рак‘ат молитвы-ихтият или же два рак‘ата молитвы-ихтият сидя.
- Если в положении стоя у молящегося возникнут сомнения между четвертым и пятым рак‘атами, то он должен сесть и прочесть ташаххуд и таслим, а после этого должен стоя совершить один рак‘ат молитвы-ихтият или два рак‘ата молитвы-ихтият сидя.
Сомнения, на которые не нужно обращать внимания
- При совершении желательных молитв.
- При совершении общественной молитвы.
- После завершения молитвы.
- После окончания времени молитвы.
Если у молящегося возникнут сомнения относительно количества рак‘атов при совершении желательной молитвы, т.е. если он точно не будет знать, один рак‘ат он совершил или два, то в этом случае молящийся может выбрать любую сторону сомнения, т.е. он может считать, что прочел всего лишь один рак‘ат, и тогда он должен прочесть еще один, или может считать, что совершил уже два рак‘ата.
Если при совершении общественной молитвы имам молитвы-джама’ат будет иметь сомнения относительно рак‘атов молитвы, но стоящий за имамом никаких сомнений не будет иметь и будет давать понять имаму, который по счету рак‘ат совершается, то имам джама’ата не должен придавать значения своим сомнениям. Если же молящиеся имеют сомнения относительно рак‘атов молитвы, но имам джама’ата этих сомнений не имеет, то молящиеся должны выполнять молитву так, как его выполняет имам, и такая молитва будет считаться правильной.
Если молящийся после завершения молитвы усомнится в правильности совершения молитвы, например, усомнится в том, что совершил ли он руку’ или нет, или усомнится в том, что прочел четыре рак‘ата или пять, то в таком случае он не должен обращать никакого внимания на свои сомнения, но если обе стороны его сомнения будут неверны, т.е. после совершения 4-рак‘атной молитвы молящийся будет иметь сомнения в том, что совершил ли он три рак‘ата или пять, то в таком случае его молитва аннулируется.
Если сомнения возникнут после того, как пройдет время молитвы, и молящийся не будет знать, совершил он молитву или нет, или будет предполагать, что не прочел молитву, то нет необходимости совершать эту молитву заново. Если сомнения возникли до того, как время молитвы прошло, и будет предполагать, что не совершил ее, то следует совершить эту молитву.
Молитва-ихтият (молитва из предосторожности)
В тех ситуациях, когда молитва-ихтият становится обязательной, например, при возникновении сомнений между третьим и четвертым рак‘атом, если эти сомнения не портят вид молитвы, и молящийся не совершит деяние, аннулирующее молитву, то после произнесения таслима он должен без чтения азана и икамата быстро сделать намерение о совершении молитвы-ихтият, произнести такбират аль-ихрам, а затем совершить молитву-ихтият.
Разница между молитвой-ихтият и другими молитвами:
- Намерение о совершении молитвы-ихтият нельзя произносить вслух.
- При совершении молитвы-ихтият читается только сура «Аль-Фатиха». Никакая другая сура и кунут в молитве-ихтият не читаются (даже если эта молитва будет 2-рак‘атной).
- На основе обязательной предосторожности суру «Аль-Фатиха» в молитве-ихтият нужно читать шепотом.
Если совершение 1-рак‘атной молитвы-ихтият станет обязательным, то после второго саджда молящийся должен прочесть ташаххуд и таслим. Если совершение 2-рак‘атной молитвы-ихтият станет обязательным, то в первом рак‘ате молящийся после исполнения двух саджда не должен читать ташаххуд и таслим, а должен сделать еще один рак‘ат (без такбират аль-ихрам ) и только затем уже должен прочесть ташаххуд и таслим.
Саджда Ас-Сахв (земной поклон из-за рассеянности)
В тех случаях, когда это становится обязательным, как например при сомнении относительно четвертого и пятого рак‘атов, молящийся в сидячем положении после произнесения таслима должен совершить саджда «Ас-Сахв» и прочесть следующее:
Оригинал
بِسْمِ اللهِ وَ بِاللهِ السَّلاَمُ عَلَيْكَ أَيُّهَا النَّبِىُّ وَ رَحْمَةُ اللهِ وَ بَرَكَاتُهُ
Транскрипция
Бисмилляхи ва билляхи ас-саляму аляйка аййухан-набиййу ва рахматул-лахи ва баракатух
Перевод
Во имя Аллаха, с помощью Аллаха, мир тебе Пророк, милость Аллаха и Его благодать
Слушать
Затем следует сесть, а потом аналогично совершить второе саджда, а после этого сесть и прочесть ташаххуд и таслим.
2 комментарий для “Молитва по сунне”
Комментарии закрыты.
[…] Молитва по сунне […]
[…] Время совершения ежедневных молитв […]