Противоречия хадисов друг другу

Ответ дан Вопрос закрыт
0
0

Ас-саламу алейкум уа рахматуллахи уа баракяту, шейх Антон! Не так давно столкнулся с хадисами из Аль Кафи о том, что если мы встречаем 2 противоречащих друг другу хадиса, то что же нам делать в такой ситуации? Итак хадисы:

Аль Кафи Т.1, стр.65, хадис 3
Али ибн Ибрагим передал от своего отца, от ибн Абу Наджран от ‘Асима ибн Хумайд от Мансур ибн Хазим, который сказал следующее: «Я сказал (имаму), Абу ‘Абдаллаху, — это, иногда, путает меня, когда я задаю вам вопрос, а вы даете мне ответ, но затем другой человек приходит и получает иной ответ на тот же вопрос (от Вас). Имам ответил : «Мы отвечаем людям подробным образом и в обобщенном виде.» Тогда я спросил: «Говорили ли правду Сахабы (сподвижники Святого пророка) или лгали, передавая его (Пророка) хадисы?» Имам ответил : «Они говорили правду». Тогда я спросил: «Почему же они различаются по содержанию?» Имам ответил: «Учитываешь ли ты тот факт, что человек навещая Пророка, и задавая вопрос получает ответ (согласно хадису), но позже кто-то другой будет получать иной ответ, из-за отмены приказа
(указания). Таким образом, хадис отменяется другим хадисом».

Так же на стр.62 на 2 хадиса ранее вышеуказанного есть большой хадис в котором сказано (приведу лишь отрывок того, что говорит имам Али): У людей было как Haq (Божественный путь) так и Батиль (ложь), правда и вымысел, то что отменяет и то, что уже было отменено, общие и частные вопросы, безошибочные указания и замысловатые Аяты, наряду с правильно запомненными фактами и те цитаты, которые были основаны на простых предположениях.

Из этих хадисов становится ясно то, что имамы (ас) могли давать как общие фетвы (указания) так и частные (касаемые конкретного человека и или ситуации)

Аль Кафи Т.1, стр.67, хадис 8
Али ибн Ибрагим передал от своего отца, от ‘Усмана ибн ‘Иса Аль-Хусейн ибн Аль-Мухтара, который передается от Абу ‘Абдаллаха, который сказал следующее: «Если вы придете ко мне за ответом на вопрос и я дам вам ответ общего характера, а затем вы придете снова, в следующем году, и я дать вам другой ответ, которому ответу вы последуете?» Я ответил: «Я бы последовал последнему из них» Имам сказал: «Пусть Аллах ниспошлет вам Его благословение».

Аль Кафи Т.1, стр.67, хадис 9
Передается от него, от его отца, от Исмаила ибн Маррар от Юнуса от Дауда ибн Фаркад от Муаля ибн Хунайс который сказал следущее: Я спросил Имама Абу Абдаллаха, «если мы получим хадис от одного из наших ранних имамов (например от Имама Зейн-уль-Абидина) и хадис со ссылкой на одного из наших последних имамов (например, Имама Мухаммада Бакира), какому мы должны следовать?» Имам ответил: «Следуйте последнему (более позднему) хадису, пока вы не получите более четкие инструкции (хадис) от живого имама. Когда что-то приходит от живого имама то действуйте согласно его словам.» Имам объяснил: «Мы, клянусь Аллахом, хотим защитить вас, и поэтому поручили вам следовать последнему, но если нет никакого риска или вреда, тогда поступайте согласно любому из них, какой вам нравится». В другом хадисе он сказал: «Следуйте согласно тому, который является ближайшим к вашему времени».

Из этих хадисов становится ясным то, что необходимо следовать последнему из хадисов (т.е. тому который передан от Имама (ас) ближайшего к нашему времени.

Вопрос в том, что если мы встречаем 2 хадиса — один более ранний, но содержащий общее положение, а другой более поздний, но касаемый частного вопроса, какому хадису следовать нам последователям Ахль Бейт (ас) позднему (но частному) или раннему (но общему)?

Удовлетворительный ответ
0
0

Ва алейкум салям ва рахматулла.

В **первом хадисе** речь идет об отмене или изменении тех или иных положений шариата, что часто называют «насх». Обычно это касается аятов Корана, но на самом деле вопрос более общий, и тут уже [был об этом ответ, советую прочитать его][1]. **Второй хадис** тоже упоминает проблему изменения положений шариата, а также напоминает, что простые люди, не имея связи с откровением, легко впадают в заблуждение, путают отмененное с отменяемым, ясное с иносказательным, общее с частным и так далее. В принципе, понятно, что если есть один хадис, отменяющий другой, то следовать нужно последнему, а вовсе не тому, что был отменен.

**Третий хадис** действительно довольно четко свидетельствует о том, что стоит следовать более позднему. Такая ситуация скорее всего могла быть из-за вынужденного использования такиййи (сокрытия убеждений) Имамом (мир ему), когда он давал первый ответ. Только вот нам-то обычно крайне сложно определить, какой ответ был дан первым, а какой — вторым, когда речь идет о двух хадисах от одного и того же Имама (мир ему). Ведь передатчики обычно никак не указывали дату пересказываемого диалога. Потому для них самих такое правило было полезным, но для нас обычно практической пользы не имеет. Да, практическая польза будет иметь место, если речь идет о хадисах от двух разных Имамов (мир им), когда ясно, какой из ответов является более поздним.

**Четвертый хадис** тоже подтверждает смысл третьего, что следовать нужно последнему. В общем, правило — «следуйте ближайшему к вашему времени» — верное, но важно понимать, в каких ситуациях оно применимо. Речь идет о том, когда хадисы полностью противоречат друг другу, и когда мы вынужденны отказаться от одного из них, чтобы последовать за другим, то есть ситуации, когда нельзя одновременно последовать этим двум хадисам. Например, если бы в одном хадисе было сказано «X — обязательное действие», а в другом «X — запрещено», то тут уж никак нельзя последовать и тому и другому одновременно, придется предпочесть один другому.

Если же один хадис содержит некоторое общее правило, а другой — более частное, то ситуация другая. Тут нужно следовать частному в том, что попадает под его смысл, а в остальных случаях продолжать следовать общему. Правда, отличить и правильно понять такие моменты не всегда просто, особенно для человека, не имеющего большого опыта в работе с хадисами.

Например, если в одном хадисе сказано — «желательно поститься каждый понедельник и четверг», а в другом — «запрещено поститься в праздник жертвоприношения», то ежели праздник жертвоприношения выпал на четверг или понедельник — поститься нельзя, но во все остальные четверги и понедельники пост остается желательным. И в такой ситуации никак не влияет, какой из хадисов был раньше.

Важно помнить еще и то, что к таким правилам предпочтения прибегают только в той ситуации, когда оба хадиса приняты с точки зрения цепочки передатчиков и других критериев. Если же один хадис — достоверный, а другой — слабый, то думаю, всем понятно, какой стоит применять на практике.

Есть и другие принципы предпочтения одних хадисов другим, многие из них освещены шейхом Мухаммадом Аль-Кулейни в начале первого тома «Аль-Кафи». В пример можно привести такую ситуацию, что есть два хадиса, оба достоверных и противоречат друг другу, но смысл одного из них совпадает с учением противников руководства Ахль Аль-Бейт (мир им), а другой идет с ним вразрез. В такой ситуации, как учили нас сами Имамы (мир им), следует принять тот, что противоречит их учению. В принципе, это и понятно, ведь первый скорее всего был произнесен в состоянии такиййи.

Об этих и других путях разрешения противоречий между хадисами у нас через некоторое время планируются лекции [в серии «Знакомство с хадисоведением»][2], следите за новостями.

[1]: http://imam-ali.ru/questions/question/%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B-%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%B0
[2]: http://imam-ali.ru/tag/%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%81-%D1%85%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC/

Показан 1 вопрос