После перерыва на траур первых 10 дней мухаррама продолжается серия лекций о нашем хадисоведении.
Сначала речь пойдет о науке Ар-Ривая, то есть о передаче хадисов. Более подробно о разделах хадисоведения вы можете узнать из предыдущей лекции.
В этой же я рассказываю об основных понятиях этой науки, что такое сборник хадисов и какие виды сборников у нас бывают, чтобы перейти потом к материалу об основных наших сборниках.
Смотреть видео
Слушать аудио
Краткий коспект лекции, присланный одним из слушателей
[toggle title=»Развернуть»]
Наука о передаче хадисов – общие понятия
Во имя Аллаха, Всемилостивейшего и Милосердого! Да прибудет мир Его и благословение над нашим пророком Мухаммадом и его пречистым семейством! Да проклянет Всевышний Аллах всех их врагов от начала времен и до Судного дня!
Из предыдущих занятий мы узнали, что науки о хадисах делятся на 3 основных раздела: ‘ильм ар-ривая, ‘ильм ар-риджал, ‘ильм ад-дирая. В одном из разделов мы описываем хадис с точки зрения его источников (Откуда хадис был взят? Откуда мы его вообще получили?). В другом разделе мы описываем его с точки зрения его смысла и понимания, а в третьем — мы описываем его с точки зрения передатчика, то есть какие люди нам этот хадис передали.
Наша задача — получить приблизительное представление о каждой из этих наук. Зададимся вопросом: «Зачем вообще нам все это нужно?». Постараемся так или иначе ответить на этот вопрос. Мы пришли в этом мир, так получилось, что по милости Аллаха мы решили следовать Корану и Сунне. Но, чтобы им следовать, нам надо же знать, что они от нас хотят. Как раз «что они от нас хотят» сваливается на нас в куче огромного неструктурированного знания. У нас есть Коран, с которым имеется масса проблем с пониманием, а с хадисами проблем еще больше. Хадисы доходят до нас тысячами от каких-то людей в каких-то книгах. Как нам разобраться, каким преданиям следовать, а каким нет, кому из этих людей, которые передавали хадисы, доверять, а кому нет, какие из этих хадисов касаются нас сейчас, а какие не касаются нас? Вот, поэтому нам нужны эти науки о хадисоведении, которые по наставлению имамов создали и сформировали предшествующие ученые. Мы же сейчас используем и стараемся развивать.
Первая наука, к разбору которой мы приступаем — ‘ильм ар-ривая. Как уже было сказано ранее, данная наука изучает источники хадиса (как он до нас дошел). Хотелось бы отметить, что хадисы в каждой из наук подвергаются описанию. Например, в науке о передатчиках людей описывают как сахих (достоверных), слабых и т.д. Как же наука об ‘ильм ар-ривая описывает хадис? Наука о передаче описывает его как известный хадис или неизвестный, он может быть мутаватиром (очень распространенным).
Далее, хотелось бы поговорить об основных базовых книгах (источниках) — их четыре. Эти книги являются основными в шиитской идеологии, и к ним обращаются ученые фикха в основном и в первую очередь, и все мы и вы обязаны знать их. Прежде чем приступить к знакомству с этими книгами, нужно усвоить разницу между книгой и аслем. Асль – это сборник, который записан непосредственно со слов Имама. Во времена имама Джафара ас-Садика было 400 аслей, в наше время сохранилось около 14 книг, и как раз все основные сборники хадисов были составлены из этих аслей. Важно знать разницу между этими книгами. В следующей статье разберем 4 основных сборника . Ва-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!
[/toggle]
Поддерживать связь со мной, а также получать информацию о новых лекциях и иных материалах можно по следующим адресам:
Сайт: http://imam-ali.ru
Вопросы и ответы: http://imam-ali.ru/questions
Подписка ВКонтакте: http://vk.com/najaf
Канал YouTube: http://youtube.com/imamaliru ( Подписаться: http://www.youtube.com/subscription_center?add_user=imamaliru )
Подписка Facebook: http://facebook.com/imamaliru
Livejournal: http://najaf.livejournal.com
Twitter: http://twitter.com/imamaliru
спасибо большое.
вы говорите, что со времён джафара садыга до нас дошли около 14 книг.
где можно узнать поподробнее об этих книгах?
я слышал, что от имамов до нас не дошла ни одна книга…
Всегда пожалуйста. Об этих книгах должно быть упомянуто в следующих лекциях. Все по порядку, иншалла.
Как можно думать, что от Имамов(а) не дошла ни одна книга, когда та же Сахифа Саджадия даже на русском переведена и присутствует?
Единственное что это все писано не рукой Имама (мир ему), а под его диктовку несколькими переписчиками, но с последующей его проверкой, так что в этом нет никакой проблемы.
[…] (أصل). О разницах между книгой и «асл»-ем речь шла в предыдущей лекции, и если вам это непонятно — настоятельно рекомендуем […]