Омовение по сунне
Виды ритуального очищения
Ритуальное очищение бывает трех видов:
- Вуду /الوضوء/ — малое омовение
- Гусль /الغسل/ — ритуальное омовение всего тела
- Таяммум /التيمم/ – совершение ритуального омовения землей или песком
Малое омовение — вуду /الوضوء/
В Священно Коране говорится о необходимости при определенных условиях совершать омовение лишь некоторых частей тела:
«О вы, которые уверовали! Когда приступаете к совершению молитвы обрядовой, омойте лица ваши и руки до локтей, проведите [рукой мокрой] по голове и ногам до щиколоток…» — Сура «Аль-Маида» (5), аят 6.
Порядок совершения малого омовения
При совершении малого омовения (вуду) вначале один раз или дважды умывают лицо. Омывать лицо следует строго сверху вниз, т.е. от верхней части лба, где растут волосы, до конца подбородка. Набрав в ладонь правой руки воду, омывают лицо, охватывая его шириной ладони от конца указательного и до конца большого пальцев кисти правой руки. Предшествующие этой процедуре обмывание кистей рук, полоскание ротовой и носовой полости не являются обязательными, но поощряются.
После того как омыли лицо, необходимо омыть руки. Причем в начале необходимо омыть правую руку, а затем левую. Набрав левой ладонью воду, моют правую руку, начав от локтевого сгиба до кончиков пальцев. Для того чтобы убедиться в том, что локти промыты, необходимо помыть чуть выше них. Хотя бывает, что кисти рук моют до омовения, но при совершении малого омовения все равно необходимо помыть свои руки от локтей и до кончиков пальцев, так как если руки будут омыты только до запястий, то такое омовение считается недействительным.
Омыв правую руку, точно таким же образом омываем левую руку. Кажду руку достаточно вымыть один раз, а мытье рук более двух раз аннулирует омовение.
После омовения рук совершаем обтирание головы влажной рукой в области темени. Обтирание головы необходимо совершать так, чтобы со стороны было понятно, что человек протирает рукой голову, а не голову протирает о руку. Желательно обтирание головы совершать тремя сомкнутыми пальцами и длиной в один палец.
Затем, необходимо провести влажными руками по ногам до их сгиба. В начале необходимо провести по правой ноге, а затем по левой.
Необходимо упомянуть, что темя головы и поверхности ног во время обтирания должны быть сухими.
Некоторые положения шариата, связанные с малым омовением
При совершении омовения (вуду) необходимо строго придерживаться некоторых правил:
- Вода должна быть чистой, и в порядке предосторожности она не должна быть запачканной вещами, которые являются чистыми, но вызывают отвращение (например, мочой животного, пригодного к употреблению в пищу).
- Вода должна быть дозволенной к использованию (шариатом). Не должна быть узурпированной.
- Вода не должна быть смешанной с чем-либо, поэтому предосудительно использовать для омовения соки, чай, кофе и т.д.
- Посуда, используемая для омовения, должна быть дозволенной (не узурпированной).
- Посуда для омовения не должна быть золотой или серебряной.
- Части тела, которые мы моем во время вуду или обтираем, должны быть чистыми.
- Не должно быть препятствий для попадания воды на части тела (части, используемые во время вуду).
- Вуду должно совершаться с искренним намерением, без притворства.
- Во время вуду необходимо соблюдать порядок действий в том виде, в котором было сказано.
- Действия вуду должны совершаться беспрерывно и последовательно.
- Человек сам должен совершать вуду без чьей-либо помощи, кроме случаев, когда он сам не в состоянии совершать его самостоятельно.
- Использование воды не должно навредить ему (его здоровью).
- Наличие времени для совершения вуду.
При соблюдении вышеперечисленных условий омовение принимается, но если хотя бы одно из этих положений не будет соблюдено, то в таком случае вуду недействительно.
Желательные зикры и дуа во время совершения омовения
Во время омовения желательно произносить следующие слова (каждое в свое время, соответственно):
При виде воды:
الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِى جَعَلَ الْمَاءَ طَهُورًا وَ لَمْ يَجْعَلْهُ نَجِسًا
Транскрипция
Аль-хамду лилляхиль лязи джа’аляль маа тахура ва лям йаджа’льху наджиса
Перевод
Хвала принадлежит лишь Аллаху, Который установил воду для очищения и не сделал ее скверной!
Слушать:
Во время мытья рук:
بِسْمِ اللَّهِ وَ بِاللَّهِ اَللَّهُمَّ اجْعَلْنِى مِنَ التَّوَّابِينَ وَ اجْعَلْنِى مِنَ الْمُتَطَهِّرِينَ
Транскрипция
Бисмилляхи ва билляхи Аллахумма дж’альни минат-таввабина ва дж’альни миналь-мутатаххирин
Перевод
Во имя Аллаха и с Аллахом, Боже сделай меня из кающихся и сделай меня из очищающихся!
Слушать:
После полоскания рта:
اَللَّهُمَّ لَقِّنِى حُجَّتِى يَوْمَ أَلْقَاكَ وَ أَطْلِقْ لِسَانِى بِذِكْرِكَ
Транскрипция
Аллахумма ляккини худжати йаума алькака ва атлик лисани бизикрик
Перевод
Боже, дай мне доказательство в день, когда Ты будешь давать его, развяжи язык мой, чтобы я упоминал Тебя.
Слушать:
После полоскания ротовой полости:
اَللَّهُمَّ لاَ تُحَرِّمْ عَلَىَّ رِيحَ الْجَنَّةِ وَ اجْعَلْنِى مِمَّنْ يَشُمُّ رِيحَهَا وَ رَوْحَهَا وَ طِيبَهَا
Транскрипция
Аллахумма ля тухаррим аляйа рихаль джаннати вадж’альни мимман йашумму рихаха ва раухаха ва тибаха
Перевод
Боже, не запрещай мне запаха рая, и сделай меня из тех, кто почувствует его запах, [ощутит] его ветер и благовония!
Слушать:
Во время мытья лица:
اَللَّهُمَّ بَيِّضْ وَجْهِى يَوْمَ تَسْوَدُّ فِيهِ الْوُجُوهُ وَ لاَ تُسَوِّدْ وَجْهِى يَوْمَ تَبْيَضُّ فِيهِ الْوُجُوهُ
Транскрипция
Аллахумма байид ваджхи йаума тасвадду фихиль вуджух ва ла тусаввид ваджхи йаума табйадду фихиль вуджух
Перевод
Боже, обели лицо мое в день, когда почернеют лица, и не очерняй его в день, когда будут белеть лица!
Слушать:
Во время мытья правой руки:
اَللَّهُمَّ اعْطِنِى كِتَابِى بِيَمِينِى وَ الْخُلْدَ فِى الْجَنَانِى بِيَسَارِى وَ حَاسِبْنِى حِسَابًا يَسِيرًا
Транскрипция
Аллахумма а’тыни китаби бийамини валь хульда филь джанани бийасари ва хасибни хисабан йасира
Перевод
Боже! Дай запись [деяний] моих в правую [руку], вечное [пребывание] в раю — в левую, и сделай мою расплату легкой!
Слушать:
Во время мытья левой руки:
اَللَّهُمَّ لاَ تُعْطِنِى كِتَابِى بِشِمَالِى وَ لاَ مِنْ وَرَاءِ ظَهْرِى وَ لاَ تَجْعَلْهَا مَغْلُولَةً إِلِى عُنُقِى وَ أَعُوذُ بِكَ مِنْ مُقَطِّعَاتِ النِّيْرَانِ
Транскрипция
Аллахумма ля ту’тыни китаби би шимали ва ля мин вараи захри ва ля тадж’альха маглулятан иля ‘унуки ва а’изу бика мин мукатти’атин-ниран
Перевод
Боже! Не дай письмо [деяний моих] мне в левую [руку] и не из-за спины, и не закованным в мою шею, и ищу спасения у Тебя от огненных обломков [ада]!
Слушать:
Во время обтирания головы:
اَللَّهُمَّ غَشِّنِى بِرَحْمَتِكَ وَ بَرَكَاتِكَ وَ عَفْوِكَ
Транскрипция
Аллахумма гашшини бирахматика ва баракатика ва ‘афвика
Перевод
Боже! Покрой меня Своей милостью, благодатью и прощением!
Слушать:
Обтирая ноги:
اَللَّهُمَّ ثَبِّتْ قَدَمِي عَلَى الصِّرَاطِ يَوْمَ تَزِلُّ فِيهِ الْأَقْدَامُ وَ اجْعَلْ سَعْيِى فِي مَا يُرْضِيكَ عَنِّى يَا ذَا الْجَلاَلِ وَ الْإِكْرَامِ
Транскрипция
Аллахумма саббитни аляс-сырати йаума тазиллу фихиль акдам вадж’аль са’йи фи ма йурдика анни йа заль джаляли валь икрам
Перевод
Боже! Укрепи мои стопы на мосту Сират в день, когда будут скользить на нем ноги и сделай так, чтобы я усердствовал в том, чем Ты доволен. О, Обладатель величия и милости!
Слушать:
По завершению омовения:
للَّهُمَّ إنِّى أَسْأَلُكَ تَمَامَ الْوُضُوءِ وَ تَمَامَ الصَّلاَةِ وَ تَمَامَ رِضْوَانِكَ وَ الْجَنَّةَ وَ الَحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
Транскрипция
Аллахумма инни ас-алюка тамамаль вудуи ва тамамас саляти ва тамама ридваника валь джанната валь хамду лилляхи раббиль ‘алямин
Перевод
Боже! Поистине, я прошу у Тебя полного омовения и полной молитвы и полного Твоего довольства и рая. Хвала Аллаху, Господу миров!
Слушать:
Полное омовение — гусль /الغسل/
О нем Всевышний Аллах сказал в Священном Коране следующее:
وَإِن كُنتُمْ جُنُبًا فَاطَّهَّرُواْ
«…а если вы осквернены (половым контактом), то очиститесь…» — Сура «Аль-Маида» (5), аят 6.
Виды полного омовения — гусль /الغسل/
- «Гусль аль-джанабат» — /غسل الجنابة/ — ритуальное омовение тела после полового акта,
- «Гусль масс аль-майит» — /غسل مس الميت/ — ритуальное омовение, вызванное прикосновением к умершему,
- «Гусль аль-майит» — /غسل الميت/ — ритуальное омовение умершего,
- «Гусль аль-хайд» — /غسل الحيض/ — омовение для женщины после завершения месячных,
- «Гусль аль-истихада» — /غسل الاستحاضة/ — омовение после завершения некоторых иных неменструальных выделений,
- «Гусль ан-нифас» — /غسل النفاس/ — омовение по завершению послеродовых кровотечений,
- «Гусль ан-назр» — /غسل النذر/ — омовение, которое становится обязательным по причине данного обета или клятвы.
Порядок совершения полного омовения
Все виды полного омовения совершаются абсолютно одинаково, за исключением некоторых дополнительных предписаний, касающихся омовения усопших, но эта тема сейчас затронута не будет.
Гусль можно выполнить двумя способами, совершая «гусль тартиби» (омовение по частям в строго определенном порядке) и «гусль иртимаси» (одновременное омовение всего тела).
Совершая «гусль тартиби» и определив его как таковое, в порядке обязательной предосторожности необходимо вымыть сначала голову и шею, затем правую часть тела, а после — левую.
Ритуальное омовение «гусль иртимаси» будет верным, если, определив его для себя как таковое, совершающий его сразу полностью окунется в воду или будет погружаться в воду постепенно до тех пор, пока тело полностью не скроется под водой. Для совершения «гусль иртимаси» необходимо такое количество воды, чтобы человек мог полностью погрузить себя в нее.
Условия действительности полного омовения
Все те условия, которые необходимы в вуду, вроде чистоты воды и принадлежности ее совершающему омовение, являются также обязательными и для ритуального омовения категории «гусль». Однако при совершении омовения «гусль» нет необходимости мыть тело сверху вниз, также как и при совершении «гусль тартиби» нет необходимости после мытья одной части тела сразу начинать мыть другую его часть.
Тот, кто должен совершить несколько омовений тела, может объединить их всех в намерении и совершить один гусль за все. Тот, кто совершит ритуальное омовение тела после полового акта «гусль аль-джанабат», для совершения молитвы не нуждается в совершении дополнительно к нему малого омовения.
Во время одновременного омовения тела «гусль иртимаси» или омовения по частям «гусль тартиби» не обязательно, чтобы все тело было чистым, и если тело очистится с погружением в воду или обливанием воды с намерением омовения тела, то такой гусль будет считаться верным.
Таяммум /التيمم/ – совершение ритуального омовения землей
Таяммум – это один из способов очищения, равноценный малому или даже полному омовению, о котором сказано в священном Коране:
وان كنتم مرضى او على سفر او جاء احد منكم من الغائط او لامستم النساء فلم تجدوا ماء فتيمموا صعيدا طيبا فامسحوا بوجوهكم وايديكم ان الله كان عفوا غفورا
«…Если же вы больны или же в пути, иль выходили по естественной нужде, иль с женщиной сношение имели и если не найдете вы воды, то совершайте омовение чистым мелким песком и оботрите им ваши лица и руки. Воистину, Аллах – Прощающий, Извиняющий» — Сура «Ан-Ниса» (4), аят 43.
Из этого и других аятов Священного Корана видно, что при некоторых обстоятельствах необходимо вместо вуду совершать таяммум, а именно:
- При отсутствии воды или при невозможности достать воду.
- В случае опасности нанесения вреда (здоровью).
- В случае, если человек использует воду для совершения омовения, и при этом сам, жена, дети, друзья или те, которые имеют с ним какие-то отношения (даже животные, находящиеся в его распоряжении), умрут от жажды или заболеют, или это приведет к острой жажде, которую трудно вытерпеть.
- В случае, если его тело или одежда стали осквернены, а воды хватает лишь для устранения скверны, а другой одежды нет под рукой.
- В случае, если времени будет очень мало, что если совершит вуду или гусль, установленное для молитвы время подойдет к концу, и вся молитва или ее часть будет выполнена после положенного времени.
Порядок совершения таяммум
Таяммум начинают совершать с искреннего, внутреннего намерения – «нийат», которое можно выразить, например, такими словами: «Совершаю таяммум для приближения к Всевышнему Аллаху».
После этого нужно ударить ладонями обоих рук по предмету, заменяющим воду. Это может быть земля, песок, глина, камни, голыши, но при том условии, если они будут чистыми.
Затем, прикасаясь ладонями обеих рук к верхней части лба, перпендикулярно бровям совершаем обтирание сверху вниз до уровня переносицы.
После чего ладонью левой руки обтираем внешнюю поверхность кисти правой руки запястья и до кончиков пальцев.
Точно также поступаем и с кистью левой руки, обтирая ее внешнюю поверхность ладонью правой руки от запястья и до кончиков пальцев.
Для совершения «таяммум»-а человек должен снять с руки кольцо и избавиться от любого другого препятствия, находящегося на тех частях тела, которые используются при совершении «таяммум»-а.
Все деяния «таяммум»-а должны совершаться с чистым намерением и ради послушания указов Всевышнего. Нет необходимости определять, что «таяммум» совершается вместо гусля или вместо вуду, кроме одного случае, когда совершаются оба одновременно.
2 комментарий для “Омовение по сунне”
Комментарии закрыты.
[…] Омовение по сунне […]
[…] Омовение по сунне […]