Качества Аллаха

Ответ дан Вопрос закрыт
0
0

Салам уалейкум шейх Антон. У меня вопрос такого плана: Всем известно, что у шиитов и саляфитов понятия о качествах и атрибутах Аллаха координально различаются. Например, саляфиты говорят, что у Аллаха есть рука, нога и т.д., но они не похожи ни на что, она не такая как у человека, и обосновывают это 11 аятом суры Аш-Шура — «Нет ничего подобного Аллаху». Мы же говорим, что у него нет руки, а само слово «рука» в Коране означает сила, а также утверждаем, что само понятие «рука» это творение и не может быть присуще Аллаху. В принципе опираясь на тот же 11 аят мы можем сказать что приписывание Аллаху руки является уподоблением, потому что «рука» это творение.
Но когда мы заговорим например о милосердии или любви, то эти качества относятся и к человеку и к Аллаху. Аллах милосерден, но не так как человек или силен, но не так как человек. Так ведь же понятие «милосердие», «милость» это тоже создания. По такой же схеме как и первом абзаце мы можем это тоже уподоблением назвать.

  • Андрей задал(а) вопрос 11 лет назад
  • последнее обновление 11 лет назад
Удовлетворительный ответ
0
0

Ва алейкум салям ва рахматулла.
Хороший вопрос, постараюсь пояснить кратко. Например, мы говорим «Аллах — живой» и говорим «человек — живой» — мы используем одно и то же слово, но при этом поясняем, как и чем жизнь Аллаха отличается от жизни человека, что Он не изменяется в процессе и т.п., как вам, вероятно, известно из материалов по идеологии. Тогда получается, что, действительно, есть отличие, а одно слово использовано просто из-за бедности выразительных свойств нашего языка по отношению к Всевышнему и Его качествам.

Когда кто-то говорит — «у Аллаха есть рука, но не как руки», не поясняя при этом, что же с ней такого особенного и чем она отличается, он думает, что избавился от проблемы с подобием, однако он автоматически создал другую — бессмысленность данного заявления.

Ведь фраза «рука не как руки» по сути не имеет смысла. Получается, что у Аллаха есть нечто, непонятно что. Примерно, как сказать: «у Аллаха есть аоыиралва» — смысла в этом ровно столько же. Т.е. что-то есть, что это, не известно, и спрашивать про это нельзя. Как будто Аллах обязал всех верить в некоторое утверждение, которое не понимается в принципе. Это похоже на проблему непонимаемой троицы у христиан, просто речь идет чуть в другом ключе.

Мы же, хвала Всевышнему, имея толкование от Ахль аль-Бейт (мир им), не нуждаемся в таких попытках убежать от проблемы подобия, которые, как мы видим, просто создают проблему в другой плоскости.

Показан 1 вопрос