Толкование аятов про Йаджудж и Маджудж
Приветствие и благие пожелания в ваш адрес, если вас не затруднит дайте пожалуйста толкование этих аятов из суры Кахф;
Они сказали: «О Зу-л-карнайн, ведь Йаджудж и Маджудж распространяют нечестие по земле; не установить ли нам для тебя подать, чтобы ты устроил между нами и ними плотину?»
-
(95). Он сказал: «То, в чем укрепил меня мой Господь, лучше; помогите же мне силой, я устрою между вами и ними преграду.
-
(96). Принесите мне кусков железа». А когда он сравнял между двумя склонами, сказал: «Раздувайте!» А когда он превратил его в огонь, сказал: «Принесите мне, я вылью на это расплавленный металл».
-
(97). И не могли они взобраться на это, и не могли там продырявить.
-
(98). Он сказал: «Это — по милости от моего Господа.
-
А когда придет обещание Господа моего, Он сделает это порошком; обещание Господа моего бывает истиной».
-
(99). И оставим Мы их тогда препираться друг с другом и подуют в трубу, и соберем Мы их воедино
Конкретно хотелось бы знать, если от имамов их историческое наименование этих народов, может название тех кто их потомки и географическая среда обитания? Еще хотелось бы знать, есть ли у нас, как у некоторых предание что этот народ под землей, ломает стену и когда скажет «иншаллах завтра мы ее разрушим» тогда типа эти народы вновь возьмутся за старое или выйдут, вообщем в этом роде?
- Шиит задал(а) вопрос 11 лет назад
Ва алейкум салям ва рахматулла.
У этих аятов есть множество толкований и версий для понимания. Причем даже в хадисах о том, кто такой Зуль-Карнайн, а также и о сущности народов Йаджуджа и Маджуджа довольно много противоречивых сведений. Причем любому разумному человеку ясно, что эти все мнения и предания не могут быть одновременно достоверными из-за явных противоречий между ними, как это и отметила часть толкователей Корана, например, Сеййид Ат-Табатабаи в своем тафсире «Аль-Мизан».
Если присмотреться как следует, то будет понятно, что Зуль-Карнайн в итоге все-таки не ангел и не пророк, а простой человек, которого Всевышний одарил некоторыми особыми знаниями и возможностями по своей воле.
Как то, например, в достоверном хадисе в Аль-Кафи:
> عَلِيُّ بْنُ إِبْرَاهِيمَ عَنْ أَبِيهِ عَنِ ابْنِ أَبِي عُمَيْرٍ عَنِ
> ابْنِ أُذَيْنَةَ عَنْ بُرَيْدِ بْنِ مُعَاوِيَةَ عَنْ أَبِي جَعْفَرٍ وَ
> أَبِي عَبْدِ اللَّهِ ع قَالَ قُلْتُ لَهُ مَا مَنْزِلَتُكُمْ وَ مَنْ
> تُشْبِهُونَ مِمَّنْ مَضَى قَالَ صَاحِبُ مُوسَى وَ ذُو الْقَرْنَيْنِ
> كَانَا عَالِمَيْنِ وَ لَمْ يَكُونَا نَبِيَّيْنِ
>
> От Имамов Бакира и Садика (мир им), что были спрошены: «Каково ваше
> положение и на кого похожи вы из предшествующих?» На что Имам (мир ему)
> сказал: «На товарища Мусы (мир ему) и Зуль-Карнайна — оба они обладали
> знанием, и при этом не были пророками».
Но несмотря на это, есть хадисы и о том, что он был пророком или даже ангелом. Лично я предпочел бы для принятия этот и подобные ему из-за достоверности цепочки передатчиков, и Аллах знает лучше, как там оно на самом деле.
Мнения разошлись и в понимании самого слова «зуль-карнайн», то ли это действительно «обладатель двух рогов», то ли что-то еще. И ежели это рога, то что за рога, например, был это какой-то особый шлем или что-то еще? Так же есть хадисы, что речь идет не о двух каких-то рогах, а о двух веках, в которые он жил, и ведь действительно век в арабском языке тоже звучит как «قرن», и такое представление никак не противоречит Корану. Как то, например, в тафсире Аль-Бурхан:
> ابن بابويه: عن أبيه، عن محمد بن يحيى العطار عن الحسين بن الحسن
> بن أبان، عن محمد ابن اورمة، قال: حدثني القاسم بن عروة، عن بريد العجلي،
> عن سعد بن طريف، عن الأصبغ بن نباتة، قال: قام ابن الكواء إلى علي (عليه
> السلام) و هو على المنبر، فقال: يا أمير المؤمنين، أخبرني عن ذي القرنين،
> أنبياء كان أم ملكا؟ و أخبرني عن قرنيه، أمن ذهب أم من فضة؟ فقال له
> (عليه السلام): «لم يكن نبيا و لا ملكا و لم يكن قرناه من ذهب و لا فضة،
> و لكنه كان عبدا أحب الله فأحبه الله، و نصح لله فنصحه الله، و إنما سمي
> ذا القرنين لأنه دعا قومه إلى الله عز و جل فضربوه على قرنه، فغاب عنهم
> حينا، ثم عاد إليهم، فضرب على قرنه الآخر، و فيكم مثله». يعني نفسه
>
> Имам Али (мир ему) сидел на минбаре, и Ибн Аль-Кива, встав, обратился к
> нему с вопросом: «О, предводитель верующих, расскажи мне о
> Зуль-Карнайне. Он был Пророком или ангелом **[**также слово
> предполагает понимание «царем»**]**? И расскажи мне о двух его рогах,
> были они из золота или же серебра?» И Имам Али (мир ему) сказал в
> ответ: «Не был он ни пророком, ни ангелом, и не были «карн» **[**слово
> может значить как «рог», так и «век»**]** его ни золотыми, ни
> серебряными. Но был он просто рабом, возлюбившим Аллаха, и Аллах
> возлюбил его. И был он полностью искренен по отношению к Аллаху и
> Аллах был искренен по отношению к нему. И он назван был «зуль-карнайн»
> только из-за того, что призывал он свой народ к Всевышнему Аллаху и
> отреклись они от него в его век, и тогда ушел он от них, а когда
> вернулся он к ним, то отреклись они от него и во второй век его. И
> среди вас есть подобный ему.» Имея в виду себя.
Не стоит, однако, пытаться строить на этом хадисе теории о большой продолжительности жизни Зуль-Карнайна, потому что слово «قرن» в смысле «век», не обязательно значит именно 100 лет, как это в нашем современном понимании, но могло означать и 40, 80 или 100 лет, как это упоминается в соответствующих словарях.
Собственно с народами Йа’джудж и Ма’джудж ровно такая же проблема, а именно — противоречивость сведений, описывающих как их самих, так и их местоположение. О них передают и то, что они потомки Йафиса бин Нуха, и что они вовсе не являются людьми и потомками Адама, а также много чего еще. Также понятно, что это те же самые народы, что в Библии названы «Гог и Магог», но это никак особо не облегчает установить их географическое положение. Большинство хадисов, упоминающих эти народы, опять же часто имеет проблемы с цепочками передатчиков.
Тот хадис насчет произнесения «иншалла» в наших источниках я не встречал, хотя это не значит, что его нигде нет, потому что охватить все-все толкования и версии очень сложно, но по крайней мере в основных я его не обнаружил.
В итоге можно сказать, что нам остается только гадать, что же это за народы, чем, кстати, успешно и занимается куча людей. Причем доходит иногда до смешного, когда каждый пытается так или иначе доказать, что Зуль-Карнейн — это какой-то там его народный герой, а Йаджудж и Маджудж — кто нибудь из враждующих соседей, которого они не любят.
Конечно, заниматься подобными гаданиями и подгонками под нравящуюся ему версию не подобает умному и справедливому человеку, так что постараюсь в данном случае воздержаться, что всем и советую.
Единственное, что точно можно сказать, так это были такие народы — Йаджудж и Маджудж, и Зуль-Карнайн защитил живших по соседству от их набегов, установив некую преграду. А также то, что ближе к концу существования привычного нам мира они все-таки вырвутся на свободу, как об этом ясно сказано в 96 аяте суры Аль-Анбия.
- Шейх Антон ответил 11 лет назад
- последнее обновление 11 лет назад