После рассказа о печальных событиях «бедствия четверга», мы продолжим наше погружение в историю уничтожения сунны Посланника Аллаха лицемерными «правителями» первого века исламской истории.
Не будет лишним упомянуть и еще один случай, как варварски обходился первый узурпатор Абу Бакр с изречениями Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!), всячески усердствуя в том, чтобы до нас дошло минимальное их количество. В этот раз против него свидетельствует его же дочь — Аиша.
قالت عائشة (لعنة الله عليها): جمع أبي أحاديث رسول الله (صلى الله عليه و آله) و كانت خمسمائة حديث فبات ليلة يتقلب كثيرا قالت فغمني و قلت أتتقلب لشكوى أو شيء بلغك؟ فلما اصبح قال أي بنية هلمي الاحاديث اللتي عندك فجئته بها فدعا بنار فحرقها
Аиша сказала: «Собрал мой отец хадисы Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его), и было там 500 хадисов. Он поспал одну ночь и очень сильно ворочался.» И сказала: «Это опечалило меня, и я сказала: «Ворочаешься ли ты от какой-то печали или чего-то, что дошло до тебя?» А поутру он сказал: «О, дочь, принеси мне те хадисы, что у тебя.» И я принесла их ему, он же попросил огня и сжег их …» — «Тазкират Аль-Хуффаз», том 1 стр. 5
Как видим мы — в начале правления был приказ прекратить передачу, ну а потом еще и попытки уничтожить то, что уже собрано и записано. Планомерное уничтожение всего столь дорогого нам, что так необходимо для понимания религии Аллаха.
Тут стоит отметить два момента. Во-первых, дальше в этой передаче Абу Бакр объясняет свой поступок страхом, что он будет доверять кому-то в передаче хадиса и ошибется в этом, в итоге поспособствовав передаче ложных данных, потому и уничтожил все. Конечно, само объяснение крайне нерационально. Кто будет уничтожать все наследие лишь из-за вероятности того, что там будет ошибка? Потом, нет основания и вовсе доверять этому мнению хотя бы потому, что он еще и с первых дней прихода к власти, как мы это увидели выше, пытался прервать передачу сунны, а также потому что Абу Бакр мог спокойно соврать, дабы оправдать свои действия. Примером такого с его стороны может служить выдуманный хадис, противоречащий даже самой Книге Аллаха Всевышнего о том, что Пророки (Мир им!) якобы не оставляют наследства. Подробнее об этом можно узнать, поискав материал об истории с землей Фадак. Сейчас же речь идет о противоборстве с сунной, и этот вопрос лежит за пределами темы этого сочинения. Однако, материалы о Фадаке легко будут найдены интересующимся читателем.
Во-вторых, сам же Аз-Захаби после упоминания этой передачи сказал: «И это недостоверно, и Аллах знает лучше.», однако он не привел никаких аргументов в пользу того, что это выдуманная история, так что скорее всего тут сыграла роль предвзятость автора, феномену которой будет посвящена отдельная глава, если будет на то воля Аллаха Всевышнего. На самом же деле сам такой поступок вполне ожидаем. Сначала запрет на передачу, ну а потом — попытки уничтожить то, что все-таки передавалось, раз уж кто-то сей запрет нарушил. Типичное насаждение силой своего превратного понимания. Тираны есть тираны во все времена.
Второй тиран в истории ислама — Умар ибн Аль-Хаттаб, который, как выше было упомянуто, еще и при жизни Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) мешал сохранить священную сунну для будущих поколений, также последовал этим курсом. Пишет Мухаммад бин Джарир Ат-Табари, который является самым выдающимся историком последователей Абу Бакра, Умара и прочих узурпаторов, ученый этого направления третьего века хиджры:
قال عمر (لعنة الله عليه):جردوا القرآن و اقلّوا الرواية عن محمد و انا شريككم
Умар сказал: «Выделяйте Коран и поменьше передавайте от Мухаммада (Да благословит Аллах его и род его!), и я — ваш товарищ…» — «Тарих Ат-Табари», в разделе описания времени правления Умара, Канз Аль-Уммаль, Аль-мустадрак Аля ас-сахихайн
В передаче этого изречения есть один интересный момент. Искреннему мусульманину довольно резко бросается в глаза то, что Умар говорит о Пророке (Да благословит Аллах его и род его!) в довольно неуважительном виде — просто «от Мухаммада». Поэтому более поздние авторы, такие как Аль-Хаким Ан-Нисабури в своем Мустадраке заменили это на «от Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!)». Ат-Табари жил чуть ли не на 100 лет раньше, чем Аль-Хаким, потому читатель вполне имеет право считать его версию лишенной приукрашиваний, в то время как более поздние — прошедшими корректуру, улучшающую облик этого тирана в глазах читателя.
Впрочем, пренебрежительное отношение к Пророку (Да благословит Аллах его и род его!) со стороны Умара бин Аль-Хаттаба зафиксировано и во многих других случаях. Самым известным, пожалуй, является уже рассмотренный нами выше хадис, известный как «бедствие четверга», но для дополнения картины упомянем, пожалуй, еще один. Этот случай передает Умар бин Шуба (Шаба) — известный историк 2 — 3 веков хиджры, также принадлежащий к противникам руководства Ахль Аль-Бейт (Мир им!) — в своей книга «Тарих Аль-Мадина Аль-Мунаввара», иногда известной под именем «Китаб Умара Аль-Мадина». История о том, что Посланник Аллаха (Да благословит его Всевышний и его пречистое семейство!), когда племя Бани Тамир приняли ислам, назначил среди них своим представителем человека по имени Шарих, ну а дальше:
… و لم يزل شريح عامل رسول الله (صلى الله عليه و آله) على قومه و عامل ابي بكر (لعنة الله عليه) و فلما قام عمر (لعنة الله عليه) أتاه بكتاب رسول الله (صلى الله عليه و آله) فأخذه فوضعه تحت قدميه وقال: لا, ما هو الا ملك انصرف
«И Шурайх оставался уполномоченным со стороны Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) в своем племени, а также уполномоченным Абу Бакра, а когда к власти пришел Умар, он (Шурайх) пришел к нему с письмом от Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!), и Умар взял его и бросил себе под ноги, сказав: «Нет, это есть лишь то правление, что прошло!» — «Тарих Аль-Мадина Аль-Мунаввара», том 2, стр 596
Кто из добропорядочных мусульман позволит себе таким образом обращаться с тем, что записано самим Пророком (Да благословит Аллах его и род его!)? Слова же этого тирана-невежды еще хуже, так как он выражает идею, что правление Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) подобно обычному царству, приходит и уходит, такое же как его собственное правление, потому и имеет право он спокойно менять любые пророческие установления.
Другой пример противоборства Умара с сохранением сунны:
اراد عمر (لعنة الله عليه) ان يكتب السنة ثم بدا له ان لا يكتبها ثم كتب في الامصار: من كان عنده شئ من ذلك فليمحه
Вначале хотел Умар записывать сунну, но потом решил не записывать, после чего написал в разные части государства: «У кого есть что-то из того (то есть из записанной сунны), пусть уничтожит». — «Канз Аль-Уммаль», том 10, стр. 292, хадис №29476
Не гнушался этот преступник также и обмана ради того, чтобы добиться своей цели в уничтожении записанной сунны. Передает Ахмад ибн Абдульмаджид, известный как Аль-Хатиб Аль-Багдади — выдающийся историк 4 — 5 веков хиджры, относящийся так же к сторонникам Абу Бакра, Умара и иных узурпаторов:
حدثنا القاسم بن محمد: أنّ عمر بن الخطاب (لعنة الله عليه) بلغه أنه ظهر في ايدي الناس كتب فاستنكرها و كرهها و قال: ايها الناس إنه قد بلغني أنه قد ظهرت في ايديكم كتب. فأحبها الى الله أعدلها و أقومها, فلا يبقين احد عنده كتاب إلا اتاني به فأرى فيه رأيي. قال: فظنوا أنه يريد ينظر فيها و يقومها على امر لا يكون فيه اختلاف فأتوه بكتبهم فأحرقها بالنار ثم قال: أمنية كأمنية اهل الكتاب؟؟
Рассказывал Аль-Касим бин Мухаммад: «Дошло до Умара бин Аль-Хаттаба, что у людей есть книги (запись сунны), что ему не понравилось, и он порицал это. И сказал он: «О, Люди! Поистине, дошло до меня, что у вас появились книги, и лучшие из них переда Алаххом ведь — самые справедливые и верные. Пусть же не останется ни у кого книги, кроме как принесет ее мне, чтобы я посмотрел и высказал свое мнение о ней». И подумали люди, что он хочет посмотреть и исправить дело так, чтобы не было расхождений, и принесли ему свои книги. А он сжег их и сказал: «Записи, подобные записям людей писания?» — «Такйид Аль-Ильм», стр. 53, хадис №72
Так, в итоге, были обмануты многие люди, желающие сохранить сунну Пророка (Да благословит Аллах его и род его!), что все еще ожидали от этого тирана каких-то полезных для религии действий. Он же нашел действительно хороший повод получить доступ к этим сборникам, ведь люди думали, что будет просто проверка на достоверность и ошибки, что весьма полезно, а оказалось в итоге просто уничтожение. Не обманулись же тут только те, кто знал сущность Умара и не испытывал к нему никакого доверия, то есть рафидиты того времени — наши благородные предшественники (Да пребудет над ними милость Аллаха!). Критик может возразить, что тут говорится о некоторых книгах, но никаким образом не упоминается слово «сунна», может быть, уничтожались какие-то другие, вредные книги? Конечно, такую теорию могут выдвинуть желающие оправдать Умара, но по совокупности других преданий любой непредвзятый читатель понимает, что речь идет именно о хадисах Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!). Тем более и сами очевидцы сообщали, что речь шла именно о сунне.
Мухаммад бин Саад — также известный мухаддис 2 — 3 веков хиджры — в своей книге «Ат-Табакат Аль-Кубра» также упоминает о подобном:
عبد الله بن العلاء قال سألت القاسم يملي علي أحاديث فقال إن الأحاديث كثرت على عهد عمر بن الخطاب فأنشد الناس أن يأتوه بها فلما أتوه بها أمر بتحريقها ثم قال مثناة كمثناة أهل الكتاب قال فمنعني القاسم يومئذ أن أكتب حديثا
От Абдуллы бин Аль-Аля, сказал: «Спросил я Аль-Касима, чтобы он продиктовал мне хадисы (для записи), на что он сказал: «Поистине, (записанных) хадисов стало много во время правления Умара, и он приказал людям принести их ему, а потом приказал сжечь их, и сказал: «Записи, как записи людей писания?». И тогда не позволил мне Аль-Касим записать ни одного хадиса.» — «Ат-Табакат Аль-Кубра», в описании Масаба бин Абдуррахман бин Ауф
Как мы видим, насаждение столь варварского отношения к наследию Посланника Аллаха (Да пребудет над ним и его семейством благословение Господа!) привело к тому, что даже после его смерти люди противились тому, что та сунна, в которой так нуждается община для понимания Корана и шариатских предписаний, была записана и сохранена. Как мы понимаем из текста, сам диалог состоялся после смерти Умара. Это ясно из упоминания того, что хадисов стало много передаваться именно во время его правления, а правил он до самой смерти. Если бы это все происходило при его жизни и правлении, не было бы никакого смысла упоминать это в объяснении. Анализ списка передатчиков подтверждает этот вариант понимания, потому что Абдулла бин Аль-Аля просто не жил во время правления Умара, так как родился лишь в 75 году хиджры. Как знать, может, потому что он не застал периода того тирана, у него и не было в голове этой жуткой идеи противоборства с сохранением сунны, и Аллах знает лучше.
После какого-то момента, как ни странно, Умар разрешил передавать некоторые хадисы, но лишь те, в которых речь идет о практических заповедях, необходимых людям, как то передает, например, Ибн Касир — известный историк последователей Абу Бакра, живший в 7 веке хиджры, кстати, ученик столь популярного сегодня среди этого направления Ибн Таймии.
قال عمر (لعنة الله عليه) اقلوا الرواية عن رسول الله (صلى الله عليه و آله) الا في ما يعمل به
Сказал Умар: «Поменьше передавайте от Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!), кроме того, на основании чего поступают.» — «Аль-Бидая Ван-Нихая», том 8, в описании Абу Хурейры
Это очень интересное свидетельство, так как получается, что проблема была у него только с каким-то конкретным видом сунны, а так — практические заповеди и их передача не сильно волновали этого узурпатора. Конечно, в первую очередь, лицемерное правление хотело уничтожить все то, что может помешать становлению их авторитета в обществе и пролить свет на истинно достойных претендентов, что назначены Пророком (Да благословит Аллах его и род его!) — его пречистое семейство (Мир им!). Последуют и другие свидетельства в пользу этого понимания, если будет на то воля Всевышнего Аллаха.
Это статья по мотивам видео лекции «Уничтожение хадисов в периоды Абу Бакра и Умара», если хотите, вы можете посмотреть и оригинал.
Продолжение следует …
Поддерживать связь со мной, а также получать информацию о новых лекциях и иных материалах можно по следующим адресам:
Сайт: http://imam-ali.ru
Вопросы и ответы: http://imam-ali.ru/questions
Поддержать проект: http://imam-ali.ru/donate
Подписка ВКонтакте: http://vk.com/najaf
Канал YouTube: http://youtube.com/imamaliru ( Подписаться: http://www.youtube.com/subscription_center?add_user=imamaliru )
Подписка Facebook: http://facebook.com/imamaliru
Livejournal: http://najaf.livejournal.com
Twitter: http://twitter.com/imamaliru