Месяц мухаррам — время траура для всех последователей прямого пути — пути Мухаммада и его семейства (мир им всем). Ни для кого не секрет, что в каждом году можно легко отметить два явных всплеска интереса к религии среди шиитов — одним из них будет месяц рамадан, а другим — мухаррам. Конечно, сам факт таких скачков интереса к религии не очень приятен, и эту ситуацию следует исправлять. Месяц мухаррам для этого предоставляет хорошую возможность.
Общие рекомендации
В первую очередь следует воздержаться от всего, что не соответствует траурному состоянию. Давайте откажемся от любых увеселительных собраний и праздников из уважения к трауру по Имаму Хусейну (мир ему). Если у вас или ваших близких планируется какое-то торжество — просто отложите его на месяц. Ведь все эти наши мирские даты не так важны по сравнению с соблюдением Сунны Пророка (да благословит Аллах его и род его) и Имамов (мир им). Если вас пригласили куда-то, где атмосфера никак не совместима с трауром, найдите повод отказаться.
Помнить следует и о том, что траур не ограничен каким-то особым временем суток, часами в день или только территорией мечети. К сожалению, нередко можно увидеть такую ситуацию, что на выходе из помещения, где проводятся траурные мероприятия, или же непосредственно после самого собрания можно услышать смех, анекдоты и разговоры о мирском. Понятно, что подобное поведение никак не соответствует общей траурной атмосфере. Давайте же постараемся воздерживаться от этого!
Траурные собрания и их важность
Помимо общего проявления траура не менее важным являются и особые траурные собрания. Обычно они проходят везде, где есть хоть какое-то шиитское сообщество. Если есть возможность собраться в мечети или подобном помещении — это отлично, но если такой возможности нет, не стоит отказываться вовсе от проведения таких мероприятий. Вполне возможно собраться и дома у кого-нибудь или сообща арендовать на время первых дней месяца мухаррам какое-либо помещение, чтобы провести там нужные мероприятия. В хадисах от Имамов (мир им) этим собраниям придается особая важность. Шейх Мухаммад Ас-Садук передает в своей книге «Саваб Аль-А’маль» следующий диалог Имама Джаафара Ас-Садика (мир ему) с передатчиком данного хадиса:
عن أبي عبد الله ، قال: تجلسون وتتحدثون؟ قال: قلت: جعلت فداك نعم. قال: إن تلك المجالس أحبها، فأحبوا أمرنا، إنه من ذكرنا وذكرنا عنده فخرج من عينه مثل جناح الذبابة غفر الله ذنوبه ولو كانت أكثر من زبد البحر
Перевод:
— [Имам спрашивает у передатчика] вы собираетесь вместе и разговариваете [речь идет о траурных собраниях]?
— Да, пусть буду я жертвой за тебя.
— Поистине, я люблю эти собрания. Оживляйте же наше дело. Поистине тот, кто будет вспоминать нас или мы просто будем упомянуты в его присутствии, и при этом у него прольется слеза хотя бы размером с крыло мухи, Всевышний Аллах простит его грехи, даже если они будут больше пены морской.
Важным моментом при организации траурных мероприятий в месяц мухаррам является выбор тематики проповедей. Наверняка, любой согласится, что если повторять каждый год историю событий Ашуры, то многим довольно быстро станет не интересно, и они прекратят посещать такое мероприятие. Да и история-то по большому счету ценна не сама по себе, а ценна теми уроками, которые мы из нее можем извлечь.
Ради чего Имам пожертвовал собой?
Зачем вообще Имам Хусейн (мир ему) пошел на это самопожертвование? Как он сам ясно указал это в письме своему брату — Мухаммаду бин Аль-Ханафийа:
وأني لم أخرج أشرا ولا بطرا ولا مفسدا ولا ظالما وإنما خرجت لطلب الاصلاح في أمة جدي صلى الله عليه وآله أريد أن آمر بالمعروف وأنهى عن المنكر، وأسير بسيرة جدي وأبي علي ابن أبي طالب عليه السلام
Перевод:
И поистине я выхожу не от нечего делать, и не ради беспорядков или угнетения. Я выхожу лишь с целью исправления общины моего деда — посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его), желаю лишь призывать к добру и запрещать зло, и идти тем же путем, что шел мой дед и мой отец — Али бин Аби Талиб (мир ему) … — хадис приводится в «Бихар Аль-Анвар», том 44, стр. 329
Имам Хусейн (мир ему) пожертвовал собой и своими близкими ради спасения шариата от искажения, ради сохранения правильных исламских убеждений, дабы они могли дойти до нас с вами. Он погиб, чтобы мы с вами могли соблюдать шариат именно так, как это предписал Всевышний Аллах.
Зная это, любой понимает, что нет никакого смысла говорить: «Я люблю Имама Хусейна», если при этом даже не стараешься соблюдать шариат. Насколько удивительны слова и поступки тех, кто вспоминает об исламе лишь в первые десять дней месяца мухаррам, просто посещая собрания как дань традиции, но при этом все остальное время ему нет дела ни до ислама, ни до шариата. Наше общество на самом деле тяжело больно. Тяжкие раны, оставленные годами богоборческого советского режима, до сих пор не исцелены. Есть немало людей, кто приходит на ашуру в мечеть, а при этом запрещает своим же женам и дочерям соблюдать то, за что отчасти и погибал Имама Хусейн (мир ему), не разрешая выходить на улицы в подобающем мусульманке виде. С этим надо что-то делать.
Давайте подумаем, когда еще будет более благоприятный момент для работы с этими людьми? Когда еще эффективнее всего призывать их раскаяться и начать соблюдать предписанное Всевышним? Сейчас, в дни месяца мухаррам, у них проявляется хоть какой-то интерес к религии, они посещают мечеть и слушают то, что будет им сказано. Так пусть же проповедники не ограничиваются пересказом истории гибели Имама Хусейна (мир ему) и чтением каких-нибудь стихов на эту тему, пусть указывают на ошибки, которые следует исправить, не забывая напоминать, ради чего погиб Имам Хусейн (мир ему).
Ни в коем случае не нужно бояться негативной реакции посетителей, если мы укажем им на их ошибки. Конечно, нужно найти подобающие методы и постараться никого не обидеть, но сколько-то недовольных найдутся всегда. Но разве это не дни Имама Хусейна (мир ему)? Разве не его путем мы все хотим идти и постоянно заявляем об этом? Имамы (мир им) не искали довольства людей, а стремились лишь к довольству Всевышнего Аллаха. Шейх Муфид на 225 странице своей книги «Аль-Ихтисас» приводит ответ Имама (мир ему) на просьбу одного куфийца научить его лучшему для этой и следующей жизни:
… فإن من طلب رضا الله بسخط الناس كفاه الله أمور الناس ومن طلب رضى الناس بسخط الله وكله الله إلى الناس …
Перевод:
Поистине, кто будет искать довольства Аллаха тем, что вызывает гнев людей, тому достаточно будет Аллаха против козней людей, а кто будет искать довольства людей тем, что вызывает гнев Аллаха, дела такого человека Всевышний вверит людям…
Так что призыв к добру и запрет зла должны быть основной целью наших траурных собраний. Если мы посещаем какое-то траурное мероприятие, а после него не замечаем в себе каких-то изменений или хотя бы попыток измениться к лучшему, значит что-то определенно не так. Помните об этом, когда вы организуете мероприятия в месяц мухаррам и когда выбираете, какие мероприятия посетить.
Помогай другим советом
Как я уже говорил выше, особенностью траурных мероприятий на территории бывшего СССР является то, что там мы можем встретить много не очень осведомленных в религии людей. Они вовсе не все плохи, в конце концов, полностью плохой человек вряд ли будет посещать траурные мероприятия и проливать слезы по Имаму Хусейну (мир ему), но они часто нуждаются в нашей с вами помощи, хотя и не всегда осознают это сами.
Когда вы видите ошибки в чьем-то поведении или видите, что человек где-то нарушает шариат или же пытается соблюдать, но делает это неправильно, знайте — такой человек нуждается в вашем совете. Не смотрите на него свысока — ошибиться может каждый, и не ждите, пока он сам попросит вас научить его выполнять нужные предписания правильно. Ведь возможно он вовсе не в курсе, что у него есть ошибки, или же он стесняется обратиться к кому-то, проявив тем самым свою некомпетентность. Идите всегда навстречу первыми, но делайте это правильно и учтиво.
Можно дать совет так, что человек будет благодарен и исправится, а можно и так, что он будет обижен на вас еще долгое время, например, если вы выставите его глупым перед окружающими. Лучше всего сделать это тихо и уважительно, чтобы никто кроме вас двоих ничего не заметил.
Будем же и сами принимать добрые советы и исправления наших ошибок с благодарностью и без лишней гордости. Надеюсь, что эти краткие наставления окажутся вам полезными. Пусть Всевышний примет все наши деяния в этот месяц, простит наши прегрешения и позволит заслужить право называться истинными последователями Имама Хусейна (мир ему).
Антон Веснин, 1 мухаррама 1435 г хиджры, священный Наджаф.