Этот вопрос в преддверии новогодних праздников задают так часто, что я решил написать небольшую публикацию на этот счет, чтобы кратко разобрать проблему и дать пояснения для интересующихся.
Отношение к Новому Году самому по себе
Для каждого мусульманина очевидно, что Новый Год не является исламским праздником. По большому счету этот календарь нас и вовсе не должен касаться, просто уж так вышло, что мы имеем с ним дело, так как он повсеместно используется. Более того, даже 1 мухаррама, которое является «новым годом» по исламскому календарю, никаким праздником в исламе никогда не был и не отмечается, а уж для последователей истинного пути — пути Мухаммада и его семейства (мир им всем) месяц мухаррам и вовсе время траура по Имаму Хусейну (мир ему) и другим шахидам Карбалы. Но значит ли это, что отмечать Новый Год по российскому или какому-то еще другому календарю (например, новруз, отмечаемый в Иране), а также поздравлять с ним, запрещено?
Очевидно, что каких-то прямых запретов, упоминающих именно Новый Год, нет ни в Священном Коране, ни в хадисах от Пророка и Имамов (мир им всем), а как вам известно, у нас в исламском законе все считается дозволенным (категория мубах), пока не будет каких-либо указаний на запрет, обязательность или что-то еще.
Конечно, никакой шариатской нужды отмечать его нет, но вопрос-то стоит о запрете, ведь у многих есть и собственное желание посетить какие-то праздничные мероприятия или же необходимость поддерживать отношения с родственниками, коллегами и друзьями, которые планируют отмечать этот праздник. Собственно, это и заставляет людей задавать вопросы по теме.
Если говорить кратко, то отношение к Новому Году такое же, как и к другим внешним по отношению к исламу праздникам и поводам торжества вроде иранского новруза, российского 9-го мая или дня независимости в США. Отмечать их сами по себе не запрещено, но только при условии, что праздничное мероприятие не будет приводить к совершению чего-либо запретного, как то, например, употребление опьяняющих напитков или даже нахождение за одним столом с теми, кто их употребляет в тот момент, совместные танцы между посторонними мужчинами и женщинами, а также любые запретные действия, которые, к сожалению, часто сопровождают эти праздники. Если вы можете посетить праздничное мероприятие и избежать запрещенного, то само это посещение дозволено, ну и уж тем более нет ничего запретного в том, чтобы поздравить кого-то из близких вам людей с этим праздником.
Тут кто-либо может возразить, что ведь у нас есть запрет уподобляться последователям других религий, а значит и Новый Год должен быть запретным праздником. Такой запрет действительно существует и нельзя о нем забывать. Согласно хадисам мы не должны использовать какие-либо вещи, ставшие отличительными особенностями представителей других религиозных направлений. Например, нельзя носить рясу и крест, подобно христианским священникам, или хасидскую шляпу, а также это может относиться и к действиям вроде зажигания свечей на еврейскую хануку и подобных им.
Но является ли празднование Нового Года отличительной особенностью какой-то определенной религии, и если да, то какой? По крайней мере, в тех частях России, о которых у меня есть достаточно информации, Новый Год — это просто государственный праздник, по большому счету верующие христиане и вовсе не придают ему какого-то значения, а некоторые из них и вовсе не терпят этого праздника, так как он был основан в свое время, дабы заменить столь важное им рождество. Есть даже те, кто запрещает его отмечать для христиан, так что считать Новый Год христианским праздником было бы довольно странно. Насколько видно мне, это просто государственный праздник в России вроде Дня Победы, который одинаково относится ко всем жителям и не принадлежит какой-то определенной религиозной общине. Исходя из этого, хадисы, касающиеся уподобления неверным, не касаются этого праздника.
Конечно, нельзя исключать теоретическую возможность, что где-то есть, допустим, село, в котором какая-нибудь церковь канонизировала Новый Год и где его отмечают только христиане или еще какая-нибудь отдельная религия. В таком случае в той местности это действительно будет уподоблением неверным и запретным деянием, но для большей части России это, судя по всему, не так.
Задача специалистов по исламскому закону вообще лишь в том, чтобы объяснить положение шариата в общих терминах, то есть рассказать, что уподобление запрещено и что такое уподобление. А определять, является ли конкретный праздник в вашей местности уподоблением кому-либо — задача уже человека в той местности, потому что это все может отличаться в зависимости от географического местоположения или исторического периода.
Думаю, каждый может посмотреть вокруг и увидеть, чем для него является Новый Год, а чем нет, а потом поступить соответствующим образом.
Надеюсь, что эта заметка поможет вам разобраться в вопросе. Если она вам понравилась — распространите ее среди друзей и знакомых, и да воздаст вам Аллах наилучшим воздаянием. Ваши комментарии по теме также крайне приветствуются.
Поддерживать связь со мной, а также получать информацию о новых лекциях и иных материалах можно по следующим адресам:
Сайт: http://imam-ali.ru
Поддержать проект: https://imam-ali.ru/donate
Вопросы и ответы: http://imam-ali.ru/questions
Подписка ВКонтакте: http://vk.com/najaf
Канал YouTube: http://youtube.com/imamaliru ( Подписаться: http://www.youtube.com/subscription_center?add_user=imamaliru )
Подписка Facebook: http://facebook.com/imamaliru
Livejournal: http://najaf.livejournal.com
Twitter: http://twitter.com/imamaliru
Салам алейкум!
А что запретного в танцах со знакомыми или малознакомыми людьми, будь они противоположного пола? Я понимаю, танго, вальс, но, скажем, много ведь танцев без тактильного контакта и без неоднозначных эротических элементов.
Ва алейкум салям ва рахматулла. Вопросы дозволенного и запретного в шариате не решаются так просто, и если мы не видим чего-то плохого в каком-то действии, это вовсе не значит, что это обязательно будет разрешено. В употреблении в пищу той же свиньи в принципе нет ничего очевидного плохого, однако Аллах запретил нам это, и на это есть причина. Она не всегда известна нам, но она есть. Совместные танцы посторонних мужчин и женщин не допускаются шариатом.