О расписаниях молитв и расхождениях в них

Опубликовано 18.07.2013 | Автор: barrie | Разное, Тексты лекций

Во имя Аллаха Всемилостивейшего и Милосердного! И да пребудет мир Его и благословение над нашим пророком Мухаммадом и его пречистым семейством, и да проклянет Всевышний Аллах всех их врагов от начала времен до судного дня!

Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракату!

В очередной раз с большой радостью поздравляю всех с наступающим месяцем рамадан, месяцем поста и иных видов поклонения, который мы, иншалла, встречаем готовыми к этому месяцу. И в программе подготовки к этому месяцу мы сегодня обсуждаем такую проблему, которая возникает периодически, особенно в северных регионах, а именно разногласия и разные варианты расчета времен молитв. Обычно возникает у нас летом такая проблема, и чуть позже мы поймем, почему. Что нам важно в первую очередь в месяц рамадан, какие времена? Понятно, что все времена молитвы и начало каждого из времен молитв очень критично для любого соблюдающего человека. Но при этом некоторые из них более критичны в месяц рамадан, как, например, начало времени утренней молитвы, то есть тот момент утреннего азана, когда мы должны прекратить до него прием пищи и питья. А чтобы прекратить точно до него, нам как минимум надо знать, когда он начинается, когда наступает это время. И вот с этим-то у нас часто летом и возникают проблемы в регионах нашей страны, а именно с определением начала времени утренней молитвы. Вроде в обычные месяцы это тоже важно, но ведь не так принципиально, потому что в обычные месяцы человек может поспать чуть подольше или подождать чуть подольше и встать за сорок минут, за полчаса до конца времени утренней молитвы, совершить ее, и тогда он точно уверен, что сделал это вовремя. Но с прекращением еды и питья так сделать не получится, потому что важно прекратить это точно до начала, а не точно до конца. Поэтому нам важно рассмотреть, в чем проблема и как поступать в этой ситуации.

То же самое касается времени молитвы магриб, то есть вечерней молитвы – это когда мы можем начинать есть и пить. Обычно в месяц рамадан каждому тоже хочется узнать это время очень точно и спланировать как-то свой день и свою программу. Ну с магрибом обычно более или менее все просто, на самом деле. Но так или иначе мы тоже затронем этот момент.

Для начала давайте вообще разберемся, что же такое время молитвы. У нас предписана молитва в определенные несколько времен. Так как сегодня мы говорим об утренней молитве (фаджр, или субх) и о вечерней молитве (магриб), то посмотрим, что у нас есть на этот счет в хадисах. В книге «Аль-Кафи» шейха Мухаммада Аль-Кулейни в третьем томе на 283-й странице есть такой хадис от Али бин Ибрахима (Али бин Ибрахим – это автор тафсира «Аль-Кумми», автор одного из лучших наших тафсиров), от Мухаммада бин Иса бин Убейд (это тоже у нас достоверный передатчик), от Юнуса ибн Абдуррахмана (тоже достоверный передатчик), от Язид бин Халифа Аль-Хариси Аль-Хальвани (этот человек не был шиитом, признающим двенадцать имамов, он был из секты так называемых вакифитов, но в книгах о хадисах и о передатчиках этот человек помечен как достоверный), от Аби Абдалла (а), то есть от имама Джафара Садыка (а). Так как человек помечен как достоверный, то хадис этот будет уже не сахих, потому что для сахих нам нужно, чтобы все передатчики были шиитами-имамитами, с правильной акидой и достоверными в передаче, а хадис этот будет, что называется, мувассак. Хадис мувассак тоже применяется в фикхе, поэтому с работой с этим хадисом у нас не возникает проблем с точки зрения принятия, до тех пор, пока он не начинает противоречить чему-то из сахих, достоверных хадисов. Итак, сказал имам Джафар Садык (а): «Время утренней молитвы (время рассвета) – это с того момента, когда начинает светать, до того как рассветет (то есть до того, как выйдет солнце, до того, как появится диск)». Другой хадис, также в этом же разделе, в книге «Аль-Кафи» в третьем томе, на 283-й странице, также от Али бин Ибрахима Аль-Абихи, от его отца (это Ибрахим бин Хашим Аль-Кумми, это человек, который переселился из Куфы в Кум и распространил там много хадисов от имамов (а), также шиит и достоверный передатчик), от Аби Умейра (это Мухаммад бин Аби Умейр, тоже шиит и достоверный передатчик, нет у нас в нем никаких сомнений), от Хамада Усмана бин Наба (также достоверный передатчик, также шиит двенадцати имамов, у нас нет никаких сомнений в достоверности его слов), от Халяби (может показаться, что это человек, который относится к городу Алеппо в Сирии, который на арабском называется Аль-Халяб, но на самом деле Халяби – это такая большая семья в городе Куфа; в данном случае у нас речь идет об Абдулле бин Али Аль-Халяби, это один из этой семьи, все они достоверные передатчики согласно науке риджал, передавали они от имама Джафара Садыка (а)). И вот этот хадис у нас получается полностью сахих, достоверный. Сказал имам (а): «Время утренней молитвы – когда появляется рассвет, до того, как осветит восход небеса. Не положено на последний момент оставлять время молитвы (это уже что касается мустахабб, то есть желательных действий), но это время дано для тех, кто был занят, или забыл, или спал».

Соответственно, что у нас получается? Время утренней молитвы, как все вы знаете, иншалла, — это от рассвета, то есть когда начинает светать, когда наступает переход от абсолютной темноты в светлую сторону, и до появления диска солнца. Отлично.

А что же такое вечерний азан? С этим у нас немного более сложная ситуация, более сложная ситуация не с точки зрения хадисов, а с точки зрения понимания, потому что некоторые по привычке или по ошибочному представлению думают, что вечерний азан наступает с момента захода солнца. Но по мнению большинства ученых из последователей ахль аль-бейт (а) (есть исключительные мнения, которые говорят, что с захода солнца) время наступает немножко позже, а точнее давайте посмотрим, что же сказано в хадисах. Книга «Аль-Кафи», том третий, страница 278-я. Мухаммад бин Яхья Аттар (достоверный передатчик), Ахмад бин Мухаммад бин Иса Аль-Ашари (достоверный передатчик), Аль-Мухаммад Аль-Халид Аль-Баки (достоверный передатчик), Аль-Хусейн бин Саид (в данном случае это Аль-Ахвази, человек из Ахваза, то есть из области на границе Ирана и Ирака, которая находится на территории современного Ирана), Аль-Касим бин Урва Аль-Аджли (или Аль-Аджали; тоже достоверный передатчик, у нас нет никаких в нем проблем), Ан-Нурейд бин Муавия (тоже достоверный передатчик) от Аби Джафара (а), то есть от имама Бакира (а), передают, что имам сказал: «Если исчезла краснота в этой стороне, — сказал имам, указывая на восток (не на запад, а на восток, не там, где заходит солнце, а на противоположной стороне), — тогда солнце зашло за горизонт, значит, наступает время вечерней молитвы». Также в книге «Аль-Кафи», там один большой раздел о временах молитв, соответственно, в третьем томе на 281-й странице есть другой хадис. Также от Мухаммада бин Яхья Аттара (как до нас уже дошло, достоверный передатчик), от Ахмада бин Мухаммада бин Исы Аль-Ашари (тоже достоверный передатчик), от Абдаллы бин Мухаммада Хаджаля (тоже достоверный передатчик), от Салябы бин Маймуна (тоже достоверный передатчик), Имран бин Али Аль-Халяби (это тоже человек из Куфы на самом деле, достоверный передатчик) сказал, то есть Имран бин Али Аль-Халяби сказал (этот хадис у нас с точки зрения передачи у нас, как и прошлый, сахих и полностью принимается): «Спросил я имама Джафара Садыка (а), когда становится обязательной молитва аль-атама, — наверное, для вас это новое слово, но во многих хадисах того времени молитва магриб называется аль-атама. – «Когда исчезают сумерки»». И, возможно, из-за этого у нас иногда бытует некоторое распространенное мнение, что, мол, магриб читается, когда уже стало как-то темно, исчезли сумерки. Сумерки – это что такое? Это полусвет-полутьма, правильно? Так вот нет. Что имеется в виду под сумерками, имам дальше объяснил: «Сумерки – это вот та краснота». И Убейдулла, который присутствовал, сказал: «Пусть Аллах сделает тебя достойным! После исчезновения красноты на востоке у нас еще светло». Имам сказал: «Поистине, сумерки – это всего лишь краснота, — то есть сумерки – это всего лишь краснота на востоке, не на западе – на западе она намного дольше, а с восточной стороны (когда солнце заходит, вы можете убедиться, что чуть-чуть есть покраснение на небе). – А свет не является для нас сумерками». То есть исчезла краснота на востоке после захода, и наступает время вечерней молитвы.

Мы поняли, что время утренней молитвы – это начало перехода из абсолютной темноты в светлую сторону, и когда исчезает краснота на востоке – это время вечерней молитвы. Стоит, наверное, нам ввести такое понятие, которое называется имсак. Вы, наверное, про него многие слышали, в некоторых расписаниях молитв его пишут: имсак за десять минут до утреннего азана, за пять минут, за двадцать минут кто-то пишет. Имсак – это значит остановка, прекращение, то есть когда мы прекращаем есть и пить. Так вот, на самом деле имсак – это не какое-то реально существующее понятие. Надо для себя четко уяснить, что нет реально такой вещи как имсак. Это просто пишут для предосторожности, чтобы, если расписание вдруг чуть-чуть неточное, вы точно не промахнулись и остановились до утреннего азана. Если вдруг вы попили или поели, если вы пользуетесь расписанием, в котором указана такая штука как имсак, и вдруг вы выпили чай или воду после имсака, например за пять, за десять минут до азана, то не нужно беспокоиться, ваш пост действителен, имсак – это просто некая здравая рекомендация, а не то что из-за нее аннулируется пост. С этим ясно.

Теперь поговорим о такой проблеме. В Москве, например, когда мы смотрим расписание молитв для месяца рамадан (не важно, для месяца рамадан или нет, просто проблема чаще всего возникает ясно, часто приходят вопросы именно в месяц рамадан), у нас одни расписания показывают где-то в районе двух, полвторого ночи, другие в три с чем-то. «Когда же нам все-таки совершать свою молитву, — спрашивают люди, — и когда нам прекращать есть и пить, до куда можно есть, а до куда нельзя? Поясните нам уже в конце концов, неужели вы не можете одно нормальное расписание посчитать?» Беда в том, что его мы действительно не очень можем посчитать, нормальное расписание, и сейчас я расскажу о сути возникновения этих проблем. Точнее, вообще общие правила, как мы считаем. Для этого нужно ввести одно понятие астрономическое – склонение. В данном случае мы будем говорить о склонении солнца. Склонение – это такая штука, это одна из двух, грубо говоря, координат экваториальной системы, и равна она угловому расстоянию. Если представить, что небо – это сфера воображаемая, то склонение равно угловому расстоянию от экватора этой небесной сферы до какого-то светила, в данном случае до солнца. То есть вот этот некоторый угол, который у вас будет, это и будет так называемое склонение. Соответственно, склонение у нас обычно выражается в градусах, минутах, секундах, радианах – в любой форме измерения угла. И когда у вас солнце находится в зените, то есть в высшей точке, то вот это склонение солнца равно вашей широте. Ну и, соответственно, склонение солнца у нас меняется в зависимости от времени года, нашей широты и т.д. Склонение на Северном полюсе равно +90°, склонение на Южном – 90°. И вот здесь нам и нужно посмотреть, как мы будем это определять. Во-первых, мы решили произвести некоторые математические расчеты, чтобы рассчитать расписание на любой день любого времени года. Что нам нужно знать? Как мы можем физически или астрономически определить время начала утренней молитвы? Время начало утренней молитвы – это когда было полностью темно… Что такое полностью темно? Ночью же что-то видно, какой-то свет присутствует, но максимально темно – то есть темнее, чем сейчас, уже не становится. То есть вот тот момент, когда темнее, чем сейчас, уже не становится, и называется абсолютная ночь. Когда наступает переход от этого момента к рассвету, то есть становится чуть-чуть светлее, это и есть начало утренней молитвы. В данном случае у нас есть такие понятия как «фаджр ас-садык» и «фаджр аль-казиб», то есть «истинный рассвет» и «ложный рассвет». В данном случае это выходит за рамки объяснения. Истинный рассвет наступает чуть позже ложного, когда действительно начинает светать, а ложный (не везде, не во всех местностях бывает) – это когда чуть-чуть светает, а потом снова темно. Мы говорим об истинном рассвете, когда начало светать и продолжает уже светать дальше. С этим понятно.

Но все это что такое? Все это можно выразить обычно в каких-то углах, по отношению к горизонту или к тому самому склонению солнца. Горизонт в данном случае – это воображаемая линия, где небо как бы соединяется с землей. Понятно, что такой реальной вещи как небо нет, это все кажется нашему глазу. Но там, где воображаемое небо соединяется с землей – это и есть то, что мы называем горизонт в данном случае. Соответственно, все точки намаза, все времена начала молитв так или иначе соотносятся с каким-то склонением солнца. Как были сделаны вычисления этого склонения, любой человек, если как следует задумается, он может представить себе, как были сделаны эти вычисления. Мы можем замерить, когда у нас начинает темнеть, темнеть, темнеть, то есть света от солнечных лучей все меньше, меньше, меньше попадает на землю, потом в какой-то момент меньше уже не становится, остановилось и все, меньше не становится. Плато это называется. Если мы график света нарисуем, образуется некоторое плато: кривая пошла меньше, меньше и меньше, потом выровнялась, и у нас меньше уже становится, такая стабильность, потом раз – и светлеет больше и больше. Угол попадания в это плато называется наступлением иша, желательным временем для молитвы иша, и также выход из этого плато (это будет не тот же самый угол, сейчас поясню, почему) называется началом утренней молитвы. Осталось только посчитать эти углы (а угол солнца мы умеем определять довольно точно), и мы можем считать времена молитв для какой угодно точки, в какое угодно время года, теоретически, в некотором приближении мы можем считать и считать так, как нам нравится. Соответственно, углы фаджра и иша определены. Есть разные методы их определения, я, когда исследовал вопрос, нашел около семи-восьми разных вариантов углов, по разным школам. Есть два основных шиитских астрономических института: Тегеранский и Кумский, и Тегеранский определяет угол фаджра как 17,7°, а Кумский институт определят как 16°. А угол иша Тегеренский университет вообще никак не определяет, ну вроде как все совмещают молитвы, и они решили не заниматься, а Кумский определяет 14°. У внимательного слушателя возникает вопрос: каким таким образом, если мы имеем две точки на графике освещенности, вход и выход на плато, увеличение освещенности, каким таким волшебным образом получились у нас разные углы? На самом деле, ответ простой. Рассвет наступает чуть раньше, на чуть большем заходе солнца за горизонт, для рассвета угол больше, чем для наступления полной темноты. Это все обусловлено преломлением света в атмосфере и тем направлением, в какую сторону вращается Земля вокруг своей оси и вокруг Солнца. Если вы нарисуете себе небольшую модельку в голове или на листочке, представите, как лучи солнца идут, вы поймете, почему рассвет наступает относительно угла раньше, чем наступление полной темноты относительно угла. Точно так же восход солнца по углу наступает раньше, чем наступает закат. Вот и все. Это надо помнить и не удивляться такой небольшой разнице, получается, примерно в пару градусов.

Теперь скажет слушатель: вроде наговорил ты много уже нам, а толку-то никакого нет; все это, конечно, интересно, но что нам делать с этим расписанием молитв, которое одно показывает полвторого, а другое три часа? Кому верить, как поступать, и почему так в итоге получается? Сейчас мы перейдем как раз к ответу на этот вопрос.

Какие у нас возникают разногласия, не разногласия, а разница в определениях? К сожалению, далеко не каждое расписание молитв объясняет, как оно делает свои расчеты. Поэтому мне даже пришлось одно время написать свою программу, которая считает, чтобы проследить наконец-то, как она делает все эти расчеты. Хотя бы я знаю, как мой сайт считает, хоть какой-то плюс. Какие бывают разногласия? Во-первых, могут быть небольшие разногласия в несколько минут из-за разницы в географической точке. Понятно, что через двадцать-тридцать километров чуть-чуть показания меняются, на минуту, на полминуты, на две минуты. Соответственно, даже в разных точках Москвы, одна, например, возле Кремля, другая возле МКАДа где-нибудь, скажем, в Отрадном или на Речном вокзале, в этих точках будут немножко разные показания, потому что отличается географическая широта. Но эти расхождения будут незначительны, и на такие расхождения вы не обращаете обычно внимания. Поэтому если вы видите расхождение во времени, которое выражается в нескольких минутах всего лишь, не обращайте на них внимание, просто соблюдайте предосторожность, и все окей. Это просто разные географические точки, по которым взяты показания, вот и все. Кто-то может брать показания для Москвы по Кремлю, а кто-то может брать по некому геометрическому центру, если описать Москву в окружность. Это все будет давать какую-то разницу, но незначительную, которая никого не будет беспокоить. Потом есть разница в самих углах. Кто-то будет считать по 17,7, а кто-то по 16. Но это тоже даст незначительную разницу, но вы все, так или иначе, не будете большого внимания обращать, если разница будет в пять минут.

А вот есть большие разницы. И если вы посмотрите, зимой расписания совпадают, зимой все у нас нормально. А вот летом возникают всякие проблемы. И сейчас я вам постараюсь объяснить, почему же летом возникают все эти проблемы. Кстати, хочу сказать, есть отличный сайт praytimes.org, это разработчики некой библиотеки для различных языков программирования, которые позволяют производить расчеты. Они там очень подробно описывают, на английском языке у них есть статья, на арабском тоже есть, но статья на английском ничуть не хуже арабской, так как у нас в аудитории больше знают все-таки английский, чем арабский (хотя арабский я всем рекомендую выучить), там подробно написано, как они считают, там есть формулы. Чтобы их понять, достаточно неплохого знания школьной программы: вы должны знать, что такое угол, в чем он измеряется, что такое косинус угла, синус угла, чем они отличаются и какие вычисления мы с ними можем производить. И все это вам тогда станет более или менее понятно. Ну и иметь общее представление о том, как Земля вращается вокруг своей оси, что такое эксцентриситет орбиты, наклон оси, как она движется вокруг Солнца. И то там это более или менее поясняется. Почитайте статью, я постараюсь поместить ссылку на нее в описании видео на Youtube, и вы тогда сможете почитать, если вам интересно, там есть формулы, можете проверить вычисления, это будет полезно все для общего развития.

Так вот, проблема в том, что когда мы определили все углы наши прекрасные: на каком солнце должно находиться, угол склонения, наступил у нас фаджр, наступил у нас магриб… проблема в том, что на некоторых широтах летом солнце за эти углы вообще не заходит, проходит выше этого угла, не опускается на нужную величину. И в этом случае мы не понимаем, получается, что согласно этому углу начала времени фаджр не существует вообще, равно как и желательного времени иша не существует вообще согласно формуле. Не то чтобы совсем не существует, а в рамках расчетов, которые мы предположили и рассмотрели. Не существует времени, вычислить невозможно. Поэтому нужно что-то делать, нужно выработать какое-то математическое приближение, чтобы мы могли примерно определить время фаджра. В итоге у нас есть три метода приближения. О том, как вычислили эти методы и почему именно эти, наверное, слишком долго здесь рассказывать. В принципе, кто хочет, обратится к статьям. Так или иначе, вычислилось три метода приближения, когда солнце на нужный угол у нас не уходит. И основное большое разногласие и расхождение между расписаниями молитв будет возникать именно из-за того, кто какой метод приближения использовал.

Человек, который решил крепко держаться за вычисления, ставит прочерки. Формула не может вычислить, значит, он говорит, я не могу вычислить по формуле. То есть время начала утреннего намаза неизвестно, не вычисляется, считайте сами как хотите,  хоть на глаз. Это один из методов. Вы, наверное, видели такие расписания тоже. Есть другой метод – по астрономической полуночи. Программа делает очень просто: делит время от восхода солнца до заката солнца (не от рассвета, потому что рассвет мы не можем вычислить) пополам. Делим это время пополам и считаем, что первая половина у нас – когда свет идет на уменьшение до полной темноты, вторая половина времени – это выход из полной темноты. К чему это приводит? Это приводит, во-первых, к самым ранним результатам начала утренней молитвы, и во-вторых, приводит к тому, что время иша и время утренней молитвы совпадут. Если у вас будет, например, показывать два часа утра для иша и для утренней молитвы, если увидите такое расписание, то можете с большой довольно-таки уверенностью сказать, что это расписание использует поправку для северных широт (ну и для сильно южных тоже, понятное дело, но наши основные зрители все-таки больше в северных, никого в Австралии обычно нет, или русский язык не понимают, у них там свои специалисты есть, иншалла) по астрономической полуночи. Для шиитского расписания это небольшая проблема, потому что получается довольно глупый результат, когда время иша желательное получается аж после полуночи, после которой молитвы магриб и иша считаются уже пропущенными. То есть это получается некий неосмысленный результат, но автор расписания говорит: я не виноват, солнце как ходит, так и ходит, формула у меня такая, я по ней считаю, кто знает лучше формулу – считайте по ней. В принципе, винить его особо не в чем, он же не виноват, как солнце ходит, не может же он его поправить.

Есть другой подход, который будет давать другие результаты. Это подход по одной седьмой части. Мы берем также период от заката до восхода солнца, делим его на семь частей, равных по времени, и желательное время для иша у нас будет наступать, получается, после конца первой одной седьмой, то есть в начале второй седьмой времени от заката до восхода. А время фаджр начинается в начале последней одной седьмой, то есть седьмой седьмой, части до восхода. Соответственно, это даст, конечно, другие результаты, будет сильно сдвинуто это все. Получается довольно большое расхождение, может, в час и больше получится разница. Это значит, что люди используют другое приближение.

Есть еще третье приближение, которое по некоторым принципам считается самым рекомендуемым и самым точным, наверное. Это так называемая поправка по углам. Как мы поступаем? Мы берем угол для наступления молитвы фаджр, допустим, угол у нас равен х. Х – это наш угол. Тогда мы сделаем некоторое такое число n, которое равно х/60. То есть значение угла, без градусов, конечно же… То есть у нас будет дробь, например, 16/60, если предположить, что угол фаджра, согласно Кумскому университету, это 16. Мы берем такую дробь, упрощаем ее, получается четверть. И мы берем число n и делим время от заката до восхода на эти n частей. Понятно, что мы делаем? Если угол равен х, то n равно х/60, и вот на это n частей мы будем делить время. Поделив время на n частей, мы считаем временем наступления молитвы иша (желательным временем, совершать можно сразу после молитвы магриб, согласно пути Мухаммада и его семейства (а)) после завершения первой n части, а время фаджра наступает в начале последней из этих n частей. И так у нас получается еще один, третий, результат этих расписаний.

В итоге получилось у нас три метода поправки и четвертый метод – считать все совсем без поправки, никак не определять. И все они дают разные результаты. Поправка по полуночи будет давать сильно большую разницу с последующими двумя, а последние две будут давать более или менее похожее, но тоже разница будет присутствовать.  Поэтому обычно та разница в расписании, которую вы видите, большая разница, обусловлена тем, кто какую поправку использует. Ну уже почему какой сайт, какая программа использовала какую поправку – это уже каждый автор сам знает. Далеко не каждый сайт пишет, какую поправку они используют, не каждый сообщает. Я вот скажу, что после всех этих изысканий (расписание было запущено до) расписание на сайте imam-ali.ru было уточнено, и я скажу честно, что я лично сам использовал поправку по углам, то есть вот эту последнюю поправку, которая считается точной, самой точной якобы. На сайте imam-ali.ru используется поправка по углам, вы видите, почему там такое расписание, знайте, я использую поправку по углам. Важно понимать одну простую и ясную истину: все эти поправки не пришли к нам из каких-то хадисов, все эти поправки пришли из наших наблюдений и вычислений, которые могут быть не совсем точны – раз, и возможно, мы ошиблись вообще в определении, какая из поправок правильная. Возможно, мы вообще не знаем, как правильно определять время утренней молитвы или знаем примерно. Поэтому самое надежное, что можно делать, особенно в священный месяц рамадан (иншалла Субхана ва Тааля даст вам возможность провести его в посте и поклонении, как это положено) – это, как говорится, «предосторожность – это путь спасения». И что надежней всего делать? Это предосторожность. Соответственно, прекращаем мы питаться и пить по самому раннему расписанию, то есть по тому, которое сейчас дает где-то полвторого с небольшим в Москве, вы все сами можете посмотреть. По вот этому самому расписанию мы прекращаем есть и пить, а намаз совершаем чуть попозже, когда мы уже уверены, что время совершения молитвы наступило. И тогда мы уж точно уверены, что мы не нарушили пост свой принятием пищи или какой-то жидкости во время уже наступившей молитвы, и тем самым уверены, что мы не совершили молитву раньше положенного времени. Это тяжело немножко, но зато надежно, один месяц можно подождать, прекратить есть чуть раньше, отдохнуть чуть-чуть, зиярат Ашура почитать, дуа Нудба, дуа Кумейл, Коран почитать, очень рекомендуется прочесть весть Коран в месяц рамадан. Как раз посидите часик Коран почитаете, один джуз, например, или больше, у кого сколько времени занимает. У меня один джуз занимает полчаса или чуть меньше. У кого-то больше, у кого-то меньше, кто с какой скоростью читает. Почитайте чуть-чуть Коран и наступит ваше время. Вроде и хорошее дело сделали, и уверенность приобрели, и точно ничего не нарушили и ни в чем не ошиблись.

Хочется в конце предостеречь от того, когда люди полагаются на свой взгляд и говорят: да сейчас еще темно, еще не светло. Если вы, конечно, живете далеко где-то в пустыне или в степи, вы выключили все освещение и вышли на улицу, тогда можете наблюдениями в несколько дней определить, когда действительно наступает время, светает или не светает, на глаз. А в условиях городской засветки у нас так много лишнего освещения, и оно так варьируется, освещение на улице включено, выключено, окна домов светят и т.д. – все это создает невообразимые помехи для того чтобы на глаз определить, начало светать или нет. Даже не пытайтесь никогда, вы никогда на глаз нормально этого не определите. То есть вы на глаз определите, что сейчас уже светает, но когда вы видите это на глаз – это значит, что светать начало раньше. Потому что помехи и вариации света будут вам действительно мешать, уличная засветка будет намного больше, чем ранний свет от начала рассвета, вот и все. Поэтому не полагайтесь на глаз. Вы можете полагаться на глаз в том случае, когда вы можете сказать: сейчас уже точно наступило время. Когда вы видите рассвет реально, вы можете полагаться на глаз. А вот полагаться на глаз и сказать, что сейчас время точно еще не наступило, крайне не рекомендуется, потому что вероятность ошибки очень и очень велика.

Ну и в заключении о том, что касается более северных наших регионов. Это полярные дни и полярные ночи. Понятно, что когда люди находятся за полярным кругом, солнце вообще никуда не заходит. Мы вот в Москве в своей жалуемся, что не можем время рассвета определить, а люди скажут: ерунда, вы время рассвета не можете определить, у нас вообще никакое время нормально не определить, солнце не заходит, висит и висит там полгода (или сколько-то месяцев, смотря на какой широте). Соответственно, что они делают. Они просто делят время на пять времен (или на три) и совершают свои молитвы. Или есть еще другой вариант по мнениям некоторых ученых, по мнениям многих даже ученых. Нужно взять ближайший город, ближайшую какую-то точку, в которой есть нормальные день и ночь, не пять минут, а какие-то нормальные, несколько часов, и совершать все по этому городу. Или еще есть мнение, что можно взять город на одной с вами долготе, то есть на одном меридиане находящийся, но на любой другой широте, и совершать по его времени. Тоже все эти мнения пришли не из хадисов, к сожалению, в данном случае у нас нет хадисов на этот счет, и мы пытаемся как-то все вывести, и предосторожность будет здесь хорошим вариантом. Иншалла, мы точно узнаем правильные расчеты, когда выйдет имам (а) из сокрытия.

Я надеюсь, что я объяснил, как работает расписание. Еще раз уточню, что расписание на сайте imam-ali.ru пользуется поправкой по углам, то есть делением на х/60 частей, где х – угол фаджра. Если вы хотите, вы можете пользоваться спокойно нашим расписанием, оно может считать почти для любой точки мира, если вам удобно. Если неудобно, пользуйтесь любым другим, но соблюдайте, пожалуйста, предосторожность. Прекращать есть и пить вы будете немножко до самой ранней версии азана, а совершать молитву вы будете чуть позже, когда вы будете уверены, что время ее уже точно наступило. И тогда Аллах Субхана ва Тааля даже за ваши старания и какие-то неудобства на этом пути, которые в любом случае вы переносите, даст вам, иншалла, еще большую награду ради Мухаммада и его семейства (а).

Стоит также упомянуть, что некоторые люди пытаются экстраполировать (ну это ошибочный метод) и говорить, что магриб наступает через столько-то минут после заката или утренний азан наступает за столько-то часов до восхода. Ничего нельзя таким методом определить. Время в часах, проходящее между рассветом и восходом варьируется в зависимости от широты и в зависимости от времени года, ровно так же как варьируется время между восходом солнца и закатом солнца. Не полагайтесь на какие-то поправки, выраженные в часах, не рекомендуется крайне, скорее всего, вы впадете в ошибку.

На этом у меня все, я надеюсь, что я пояснил, откуда взялись проблемы в расписании, пояснил, как проще всего в этом случае поступать. Хоть это и не решает всех проблем, но, иншалла, хотя бы частично их решает и проясняет ситуацию. Настоятельно рекомендую всем обратиться к более подробным статьям, например на сайте ptaytimes.org, которые объясняют, как они вычисляют время молитв. Это в любом случае полезно. Если у кого какие вопросы будут, пишите вопросы на сайт imam-ali.ru. Не забывайте, пожалуйста, нас всех, кто работает над этим проектом, в дуа, в месяц рамадан особенно нуждаемся мы в этом. Надеемся, что этот материал будет вам полезен. Если он вам понравился, распространите его среди целевой аудитории. На этом все.

Аллахумма салли аля Мухаммад ва али Мухаммад ва аджиль фараджахум валь ан адаахум! Вассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракату! Удачи в месяце рамадан, не забывайте в дуа!

+ Видео лекции


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

captcha

Пожалуйста, введите код с картинки.