Некоторые хадисы о восстании
Ас Саламу Алейкум! Достоверны ли эти хадисы:
Передаёт Абу Мурхиф: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Погибнут быстроскачущие». Я спросил: «Кто они – быстроскачущие?» Он сказал: «Торопящие. И спасутся приближенные, и будет непоколебима крепость на своих опорах. Будьте словно паласы в ваших домах, ведь пыль (смуты) ляжет на тех, кто поднял её. Они не захотят для вас беды, если Аллах охватит их заботой, кроме как для того, кто сам затронет их».
Источник: «Аль Гейба», Шейха Нумани, стр. 229
Передаёт Али ибн Асбат от некоторых сподвижников: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Удержите ваши языки и пребывайте в ваших домах, ибо тогда беда никогда не охватит исключительно вас, а охватит массы. И никогда зейдиты не перестанут быть вашей защитой».
Источник: «Аль Гейба», Шейха Нумани, глава 11, стр. 231, хадис 8
Если следовать этим хадисам, то шиитам во время сокрытия Имама Махди (А) надо быть как паласы и не нужно выходить против тиранов и правителей, верно ли это суждение? Ведь шиитам надо быть как Имам Хусейн (А) и нужно выходить против правителей, которые судят не по шариату.
И расскажите по подробней, можно ли выходить на восстания до прихода Каима (А) и создать гос-во чтобы приготовить почву к его приходу?
- Нурик задал(а) вопрос 10 лет назад
- последнее обновление 10 лет назад
Ва алейкум салям ва рахматулла.
Первый хадис слабый с точки зрения передатчиков по нескольким причинам, взять хотя бы Абу Аль-Мирхафа, достоверность которого не установлена.
Второй же хадис Али бин Асбат передает «от некоторых своих товарищей», то есть цепочка передатчиков не полностью известна нам, а значит он попадает в категорию «мурсаль» и считается слабым (подробнее о категориях хадисов и их принятии смотрите в **[лекции о классификации хадисов][1]**).
Однако, сама по себе слабость цепочки передатчиков не позволяет просто так отвергнуть эти хадисы, как минимум, пока они не противоречат более достоверным, и это важно понимать.
Что же касается вопроса поднятия восстаний, то, во-первых, пример с Имамом Хусейном (мир ему) безусловно хороший, но он не может являться ясным доказательством обязательности восставать, ведь как известно, остальные Имамы (мир им) не подымали восстаний, хотя у некоторых из них вполне себе были возможности закончить его, как минимум, аналогично событиям Карбалы.
Мнения шиитских ученых в этом вопросе тоже расходятся, но лично я думаю, что дело именно в его тонкости и индивидуальности, то есть невозможно дать универсальный ответ для любой ситуации вроде «надо восстать» или «надо терпеть». Кратко свой обобщенный взгляд я уже высказывал в аналогичном вопросе, можете **[прочесть ответ тут][2]**.
[1]: http://imam-ali.ru/lectures/musnad-and-mursal/
[2]: http://imam-ali.ru/questions/question/%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2-%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D0%BF%D1%80%D0%B0
- Шейх Антон ответил 10 лет назад
- последнее обновление 10 лет назад