Как мог быть отменен аят о постоянном браке на людях писания? (ведь Трапеза - последняя)
Ассаламу Алейкум, мир вам!
Взято отсюда https://arsh313.com/sura-trapeza-ayaty-4-5/
Шейх Кулейни привёл от Зурары:
Я спросил Имама Бакира (А) о словах Аллаха: «И целомудренные из тех, кому даровано писание до вас (5:5)». Он сказал: «Эти слова отменены словами Аллаха: “Не держитесь за узы с неверующими (60: 10)».
(«Аль-Кафи», том 5, С. 358).
Он также привёл от Хасана ибн Джахма:
Имам Реза (А) сказал мне: «О Абу Мухаммад! Что скажешь ты о человеке, который женится на христианке, а не на мусульманке?» Я сказал: «Да буду я твоей жертвой! Что значит моё слово в твоём присутствии?» Он сказал: «Ответь мне, и из твоего ответа будет ясен мой ответ».Я сказал: «Нельзя жениться на христианке».Он сказал: «А почему?» Я сказал: «По слову Аллаха: “Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют (2:221)». Он сказал: «А как же слова Аллаха: “И целомудренные из верующих и целомудренные из тех, кому даровано писание до васˮ?» Я сказал: «Тот аят отменил этот».Тогда он улыбнулся и замолчал.
(«Аль- Кафи», том 5, С. 357).
Но как аят из Трапезы, мог быть отменен аятом из суры Корова или суры Испытуемая, если Трапеза — последняя?
Передано от имама Али (А)
Одни аяты Корана отменяли другие, и по повелению Посланника Аллаха (С) то, что было ниспослано позднее (и отменяло предыдущее), было тем, за что надо держаться. И из числа последнего, что было ниспослано — сура «Трапеза», которая отменила (некоторые аяты), ниспосланные прежде, а её аяты не были отменены никакими другими. («Тафсир Айаши», том 1, С. 317).
от Имама Бакира (А), что повелитель верующих Али (А) сказал:
Сура «Трапеза» была ниспослана за два или три месяца до смерти Пророка (С).
(«Тафсир Айаши», том 1, С. 317).
В добавок: Ибн Абу Хатим передаёт, что ибн Аббас сказал: «Когда был ниспослан аят: Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют. (2:221) люди перестали жениться на них, пока не был ниспослан аят: И целомудренные из тех, кому даровано писание до вас (5:5) – и люди стали брать в жены женщин из числа обладателей писания».
Также известно, что запрет постоянного брака на людях писания — это как раз таки бидаат — Умара ибн Аль Хаттаба.
от Катады известно, что Умар бин аль-Хаттаб, будучи халифом, повелел Хузайфе бин аль-Йаману, Тальхе бин Убайдилле и другим сахабам, да будет доволен ими Аллах, развестись с их жёнами из числа обладательниц Писания.
Все послушались, кроме Хузайфы, который спросил его: «Ты свидетельствуешь, что она запретна (для меня)?»
Умар ответил: «Она (подобна) горячему угольку, разведись с ней!»
Хузайфа сказал: «Я знаю, что она (подобна) угольку, однако она дозволена для меня».
Тем не менее, потом он дал неверующей жене развод, а когда его спросили: «Разве ты не разошёлся с ней, как тебе это приказал Умар?», он ответил: «Мне неприятно, если люди будут считать, что я совершил дело, которое мне не подобает (ослушался халифа)»
передали: аль-Байхакы, Абду-р-Раззак и Ибн Джарир. См. «Джами’у-ль-ахадис» ас-Суюты, 25/450; «Тафсиру-т-Табари», 4/364-365; «аль-Мугни» Ибн Кудамы, 7/100; «Ахкяму ахли-з-зимма» Ибн аль-Кайима, 2/796).
- Андрей задал(а) вопрос 5 лет назад
Ва алейкум салям ва рахматулла.
Спасибо за интересный вопрос, и тут важно обратить внимание на два момента.
- Суры не ниспосылались полностью, они ниспосылались по частям, и разные аяты разных сур могли приходить в разном порядке. Когда говорят, что сура Трапеза была ниспослана незадолго до смерти Пророка (да благословит Аллах его и род его), то имеются ввиду обычно аяты о дне Гадир и связанные с ними. Или то, что большая часть этой суры была ниспослана уже в конце жизни посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его). У нас нет точной информации о том, где и когда был ниспослан каждый из аятов, чтобы составить полную хронологию, так что не стоит придавать ей большого значения. Про многие аяты и вовсе точно неизвестно когда они были ниспосланы, или имеется несколько версий, причем все — слабые.
- Есть несколько вариантов понимания, был ли аят о браке с людьми писания отменен полностью, или просто хадисы о временном браке уточняют его смысл, в том плане, что брак с ними дозволен, но только временный. Сегодня большинство шиитских муджтахидов считают, что временный брак с людьми писания разрешен, а постоянный — нет.
Очевидно, когда есть два противоречащих друг другу хадиса. то какой-то из них содержит в себе ошибку, а может и оба вместе ложные. Чтобы точно выяснить ответ на этот вопрос об этом аяте, требуется время на серьезное исследование, на которое сейчас у меня, к сожалению, нет ни времени, ни сил, так что это все, что я пока могу сказать по этому поводу. Надеюсь на ваше понимание, но в общем, не стоит сильно полагаться на фразы вроде «последняя сура Корана», потому что могут иметься ввиду конкретные аяты, а не вся сура целиком.
- Шейх Антон ответил 5 лет назад
Возможность ответа для гостей закрыта.