Таухид и качества сущности...

Ответ дан Вопрос закрыт
0
0

Извиняюсь за новый вопрос по этой теме, но это для меня очень важно, так как есть хадисы от пречистых Имамов(а.с)… Приведу их: Книга «Таухид шейха Садука»

حدثنا محمد بن الحسن بن أحمد بن الوليد رضي ال عنه، قال: حدثنا محمد ابن الحسن الصفار، عن محمد بن عيسى — 5
بن عبيد، عن سليمان بن جعفر الجعفري قال: قال الرضا عليه السلم: المشية والرادة من صفات الفعال، فمن زعللم أن
ال تعالى لم يزل مريدا شائيا فليس بموحد
(398) Передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что
передал Мухаммад ибн Хасан Саффар от Мухаммада ибн Исы ибн
Убейда от Сулеймана ибн Джафара Джафари, что он сказал:
Имам Реза (А) сказал: «Желание (машийа) и воля (ирада) Аллаха – из качеств
действия, и тот, кто думает, будто Аллах всегда был желающим (шаи) и
волящим (мурид), – не единобожник (муваххид)»239.

حدثنا محمد بن علي ماجيلويه رحمه ال، قال: حدثنا محمد بن يحيى العطار قال: حدثنا محمد بن أحمد بن يحيى بن — 8
عمران الشعري، عن موسى بن عمر عن ابن سنان، عن أبي سعيد القماط، قال: قال أبو عبد ال عليه السلم: خل للق اللل
المشية قبل الشياء ، ثم خلق الشياء بالمشية
8. (401) Передал нам Мухаммад ибн Али Маджилавей, что передал
Мухаммад ибн Йахья Аттар, что передал Мухаммад ибн Ахмад ибн
Йахья ибн Имран Ашари от Мусы ибн Умара от Ибн Синана от
Абу Саида Каммата, что он сказал:
Имам Садык (А) сказал: «Аллах сотворил замысел (машийа) прежде вещей, а
потом сотворил вещи по замыслу».

Теперь вопрос: Если Аллах сотворил волю и замысел, чтобы создать все живое — какое качество сущности способствовало этому (я имею ввиду саму идею создания)…если ответить слепо то можно сказать что этому способствовало его знание (Ал-Алим), однако учитывая то что Аллах по сущности своей (Ас-Самяд), остается Милость(Ар-Рахман), потому что у того кто создан появляется шанс узнать своего Творца, что является несомненной Милостью.Помнится даже хадис об этом был..Однако и это можно оспорить…
Так как имам называет «не единобожник» того кто думает что воля и замысел Аллаха от его сущности — то в этом вопросе мне надлежит быть очень осоторожным…
Естейственно все это является моделью у нас в голове и то что мы представляем никак не относится к Аллаху, однаковажно понять что об Аллахе можно говорить а что нельзя…
Заранее очень благодарен вам за ответ. в городе есть ученые — которые не далеко ушли в этом вопросе и некоторые кто оспаривают 1-ый хадис (говоря что в нем нет ни намека на то что воля сотворена)… Я так же прошу вас помоч мне с дословным переводом.Еще раз большое вам спасибо!

Удовлетворительный ответ
0
0

Ва алейкум салям ва рахматулла. Сам по себе первый хадис действительно прямым текстом не говорит о том, что воля (ирада) сотворена. Вообще, тут есть не то чтобы ошибка, но некоторая странная неточность в переводе. В конце концов, в обоих хадисах присутствует слово **»المشيئة» «машийа»**, но в первом оно переведено как «желание», а во втором — как «замысел». Лично мне казалось бы более логичным переводить это слово везде одинаково, раз уж мы говорим об одном и том же.

Так или иначе, первый хадис лишь свидетельствует, что оба этих понятия являются атрибутами действия, а второй ясно говорит, что вначале Всевышний сотворил замысел (аль-машийа), а после уже все вещи по замыслу.

Что касается милости, то как и было сказано в ответе на предыдущий вопрос, это скорее тоже атрибут действия, так что как изначальная причина вряд ли подходит.

Но мне кажется вы тут упускаете один момент, ну или по крайней мере излагаете так, что создается соответствующее впечатление. Дело в том, что качества сущности Всевышнего являются ею самой (его сущностью), так что фразы: «этому способствовало его знание» и «этому способствовала его извечность и независимость (ас-самад)» или нечто аналогичное с любым другим атрибутом сущности Всевышнего — равнозначно. Ведь знание и есть его сущность, а значит оно же и есть его независимость и извечность. Это явно следует из транзитивности отношения эквивалентности. Соответственно, вопрос — какая из этих фраз более легитимна — не имеет смысла, ведь речь идет об эквивалентных фразах. Так что можно сказать так относительно любого атрибута его сущности, будь то знание, извечность, мудрость или хоть бы и единственность.

Показан 1 вопрос