Это продолжение поднятой ранее темы искажения и уничтожения истинных исламских ценностей в первом веке исламской истории почти сразу после смерти Пророка (да благословит Аллах его и род его).

Итак, часть людей, подчинившись приказу Всевышнего Аллаха и Его Посланника (Да пребудет над ним и его семейством благословение Господа!), последовала за Имамами (Мир им!), ведущими в рай, иная же — последовала за самопровозглашенными халифами, то есть за имамами, ведущими в ад. Стоит отметить, что часть, отвергнувшая руководство праведных Имамов (Мир им!), оказалась несравненно больше числа их сторонников, и мы снова воочию видим исполнение аятов Священного Писания, порицающих большинство.

و لكن اكثر الناس لا يعلمون
… но большинство людей не знает

Сура «Аль-Аараф» (7), аят 187

و لكن اكثر الناس لا يشكرون

… но большинство людей неблагодарны

Сура «Аль-Бакара» (2), аят 243

و لكن اكثر الناس لا يؤمنون

… но большинство людей не верует

Сура «Ар-Раад» (13), аят 1

و ما أكثر الناس ولو حرصت بمؤمنين

И большая часть людей, как бы сильно ты ни хотел, неверующие.

Сура «Юсуф» (12), аят 103

Поистине, нам следует избегать слепого следования за большинством, а уж тем более различных лживых преданий, что рекомендуют идти за большинством, в то время как Аллах Всевышний Сам свидетельствует об обратном.

Первый сборник хадисов и его автор

Перейдем к сути проблемы. Мы нередко слышим заявление, что самопровозглашенные халифы на самом деле не имели никаких противоречий с семейством Пророка (Мир им!), более того они являлись олицетворением сохранения и исполнения религии Аллаха, потому и должно следовать им и почитать их. Поистине, сложно представить заявление более лживое, чем это. Утверждающий такое, безусловно, является заблудшим, да еще и ведет других в заблуждение высказываниями такого рода. Конечно, стоит понимать, что, скорее всего, это не его вина, а лишь следствие того коварного обмана, совершенного самими же узурпаторами, и на основе которого выстроена вся система учения противников руководства семейства Пророка (Мир им и благословение Всевышнего!), также известных сегодня под именами «сунниты» и «ахль ас-сунна валь-джамаа».

Для того чтобы понять, насколько были разные позиции каждого из направлений с самого начала, а также какие плоды это все принесло, давайте посмотрим, как относились к самому Пророку (Да благословит Аллах его и род его!), а также к его сунне, что являлась ключом к пониманию Корана, предводители и последователи каждого из них.

Дело в том, что самопровозглашенные халифы, такие как Абу Бакр ибн Аби Кухава и Умар ибн Аль-Хаттаб, приложили все усилия для уничтожения сунны Пророка (Да благословит Аллах его и род его!), и большинство людей, слепо последовавшее за ними, содействовало им в этом ужасном поступке. По факту, единственные, кто боролись за сохранение сунны Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) — это рафидиты (то есть отказавшиеся признавать незаконного правителя) того времени, последовавшие за Ахль Аль-Бейт (Мир им!), подчинившиеся приказу Аллаха: шииты. И поступили они так, следуя за истинным имамом — Али ибн Аби Талибом (Мир ему!), который является автором сборника хадисов в истории ислама — книги «Аль-Джамиа».

قال الامام جعفر الصادق (عليه السلام) : يا أبا محمد وإن عندنا الجامعة وما يدريهم ما الجامعة؟ قال: قلت: جعلت فداك وما الجامعة؟ قال: صحيفة طولها سبعون ذراعا بذراع رسول الله صلى الله عليه وآله وإملائه من فلق فيه وخط علي بيمينه، فيها كل حلال وحرام وكل شئ يحتاج الناس إليه حتى الأرش في الخدش

Имам Джаафар Ас-Садик (Мир ему!), обращаясь к одному из своих сторонников, сказал: «О, Абу Мухаммад! И поистине у нас есть «Аль-Джамиа», и ведь не знают они (имеется в виду остальные люди), что же такое «Аль-Джамиа»?» Тогда сказал Абу Мухаммад (так же известный как Абу Басир среди передатчиков): «Пусть буду я твоей жертвой, а что же такое «Аль-Джамиа»?» Имам (Мир ему!) ответил: «Это свиток, длина которого 70 локтей, если измерять локтями Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!), продиктованная его же устами и записанная правой рукой Имама Али (Мир ему!). В нем разъяснение всего дозволенного и запрещенного, а также всего, в чем нуждаются люди, даже искупления (дия) за мелкие царапины на коже…»

«Аль-Кафи» Шейха Мухаммада Аль-Кулейни, том 1, стр. 239

Только представьте, что же это за великий труд — сборник хадисов, продиктованных самим Посланником Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) и записанных сразу. К сожалению, это не стало достоянием общественности, а осталось только в руках непорочных Имамов (Мир им!). Однако, факт есть факт — первый сборник хадисов был записан рукой Имама Али (Мир ему!), и его сторонники — шииты, следуя его примеру, отказались участвовать в варварском уничтожении сунны Пророка (Да благословит Аллах его и род его!), которым было занято лицемерное правление во главе с Абу Бакром и Умаром. Самое интересно, что даже в источниках противников руководства Ахль Аль-Бейт (Мир им!) проскакивает информация о первом сборнике хадисов, записанным Имамом Али (Мир ему!).

Не удивительно, что лицемерные правители и иные противники руководства семейства Пророка (Мир им и благословение Аллаха!) попытались принизить достоинство этого свитка, дабы уровнять свое положение с теми, кому никто не равен из простых людей. Однако, как часто это бывает, они не преуспели в этом. Более того, сейчас благодаря этому мы находим свидетельства тому, что Имам Али (Мир ему!) действительно был автором первого сборника хадисов в истории ислама, даже в сборниках тех, кто назвал себя «ахль ас-сунна валь-джамаа». Это еще один пример, как исполняются аяты священного Корана:

يريدون أن يطفؤوا نور الله بأفواههم و يأبى الله الا ان يتمّ نوره و لو كره الكافرون

Хотят они потушить свет Аллаха своими устами, но Аллах не допустит иного, кроме как завершить свой свет, даже если это ненавистно многобожникам

Сура «Ат-Тауба» (9), аят 32

Дело в том, что попытки фальсификаций и преуменьшения значения этого свитка были, вероятно, плохо скоординированы, потому показания их передатчиков разнятся в том, что же там было такое.

عن ابراهيم التيمي عن ابيه قال خطبنا علي بن ابي طالب (عليه السلام) فقال: من زعم أنّ عندنا شيأ نقرؤه الا كتاب الله و هذه الصحيفة قال و صحيفة معلقة في قراب سيفه فقد كذب فيها اسنان الابل و اشياء من الجرحات و فيها قال رسول الله (صلى الله عليه و آله): المدينة حرم ما بين عير و ثور

От Ибрахима Ат-Тайми, от его отца, сказал: «Однажды Али Ибн Аби Талиб (Мир ему!) читал нам проповедь и сказал: «Кто заявляет, что у нас есть что-то, что читаем мы, кроме книги Аллаха и этого свитка», сказал это, а свиток прикреплен рядом с его мечем, тот солгал. И в нем о зубах верблюда, и кое-что о ранах, и в нем сказал Посланник Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!): «Медина запретна на территории от Айра до Саура…»

Сахих Муслима, хадис №1370

عن طارق بن شهاب قال: رأيت عليا (عليه السلام) على المنبر يخطب و عليه سيف حليته حديد و سمعته يقول: و الله ما عندنا كتاب نقرؤه عليكم إلا كتاب الله تعالى و هذه الصحيفة أعطانياها رسول الله (صلى الله عليه و آله) فيها فرائض الصدقة. قال لصحيفة معلقة في سيفه.

От Тарик бин Шихаба, сказал: «Я видел Али (Мир ему!) на минбаре с проповедью, и при нем был меч, покрытый сталью, и слышал, как он сказал: «Клянусь Аллахом, нет у нас книги, чтобы читали мы вам, кроме книги Аллаха Всевышнего и вот этого свитка, что дал мне Посланник Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!), в нем описано, что обязательно предписано из садака». Говорил он это о свитке, прикрепленном к его мечу.

Муснад Ахмада бин Ханбала, хадис №965

Есть и еще несколько версий этого же хадиса, разбросанных по тем или иным источникам, как например, книга «Канз Аль-Уммаль» за авторством Аль-Муттаки Аль-Хинди, но суть примерно одна — Имаму Али (Мир ему!) приписываются слова, что нет у семейства Пророка (Да благословит Аллах его и род его!), а именно об этом свидетельствуют слова «у нас» вместо «у меня», ничего особенного кроме Корана и вот некоторого свитка, в котором по одним версиям — границы запретной части Медины, по другим — обязательства в вопросах подаяния (в данном случае речь о закяте), в других — еще что-нибудь, но единства в вопросе содержимого свитка среди передатчиков не наблюдается. Можно было бы предположить, что были разные свитки с разными данными, но это противоречит исключению в начале речи: «нет у нас ничего кроме …». Остается разве что предположить, что в свитке было и то и другое, но это, как минимум, против типичного понимания данного выражения в арабском языке без каких-то дополнительных намеков, да и к тому же — если предположить, что там было и то и другое, то ведь тогда может было и что-то еще вплоть до того самого варианта, что передается от Джаафара Ас-Садика (Мир ему!), говоря, что там есть все описания дозволенного и запретного, а также всего, в чем нуждаются люди. Конечно, скорее всего эти предания были скорректированы для того, чтоб преуменьшить значение того багажа, что унаследовало семейство Пророка (Мир им!), дабы приравнять их к остальным современникам, что в итоге и послужило причиной таких расхождений о содержимом одного и того же свитка.

В любом случае, эти предания так или иначе подтверждают — обладателем первого сборника записанных (а это крайне важно) хадисов был Имам Али (Мир ему!), вдаваться же в вопросы содержимого этих преданий сейчас не является нашей целью, так как речь идет о попытках сохранить сунну или уничтожить ее, а это, безусловно, прекрасный пример сохранения.

Итак, Повелитель Правоверных Имам Али (Мир ему!) записывал хадисы, сохраняя тем самым сунну, а что же делали узурпаторы власти, провозгласившие себя халифами? Они же, оказывается, напротив — запрещали не то что записывать, а и вовсе передавать изречения Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!).

Давайте бросим краткий взгляд на этот ужасный период истории, причем со слов самих же сторонников уничтожителей сунны. Передает Шамсудди Мухаммад бин Ахмад Аз-Захаби — известный ученый последователей Абу Бакра 7 — 8 веков хиджры:

إن الصديق جمع الناس بعد وفاة نبيهم فقال: إنكم تحدثون عن رسول الله (صلى الله عليه و آله) احاديثا تختلفون فيها و الناس بعدكم أشد اختلافا فلا تحدثوا عن رسول الله (صلى الله عليه و آله) شيأ. فمن سألكم فقولوا بيننا و بينكم كتاب الله فاستحلوا حلاله و حرموا حرامه

Собрал Абу Бакр людей после смерти их Пророка (Да благословит Аллах его и род его!) и сказал: «Вы передаете хадисы от Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) и расходитесь в них, а у людей после вас будут еще более сильные расхождения, так не передавайте же от посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) ничего. А если спросит вас кто-либо, то скажите — между нами и вами — книга Аллаха, разрешайте же дозволенное в ней и запрещайте запрещенное в ней.»

«Тазкират Аль-Хуффаз», том 1 стр. 2 (в начале описания Абу Бакра)

Обратите внимание, что было одним из первых приказов Абу Бакра бин Аби Кухафы — запрет передавать что-либо из сунны. А ведь это время самое близкое к тому, когда произносились те благословенные изречения, а также были живы еще большинство свидетелей тех событий. То, что запрет был одним из первых его приказов, мы понимаем из наличия словосочетания «после смерти Пророка (Да благословит Аллах его и род его!)», которое указывает на временную близость данного указания с его смертью, иначе не было бы смысла для передатчика упоминать об этом, принимая во внимания то, что до ухода из жизни Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) никаких приказов этого тирана не было и быть не могло.

Для читателя, имеющего некоторое знакомство с историей противостояния лицемеров и семейства Пророка (Мир им!), это изречение «между нами и вами — книга Аллаха» сразу же должно напомнить иной случай, еще более печальный, вспоминать который должно быть поистине тяжело для того, кто любит Аллаха и его Посланника (Да благословит Аллах его и род его!). Речь идет о «бедствии четверга».

Бедствие четверга

Что такое «бедствие четверга»? И ты не знаешь, что есть «бедствие четверга»… Поистине, этому печальному моменту стоит посвятить отдельную книгу, но тут придется упомянуть его кратко, так как тема сочинения шире, и нет возможности утомлять читателя слишком подробным рассмотрением каждой частности.

Дело было уже в последние дни жизни Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!), когда он был болен и лежал в постели. Информация об этом ужасном преступлении в истории ислама дошла до нас большим количеством преданий и вариантов. Посмотрим на некоторые из них, которые передаются в самых почитаемых книгах последователей Умара бин Аль-Хаттаба.

عَنْ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ لَمَّا اشْتَدَّ بِالنَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِو آلهَ وَجَعُهُ قَالَ ائْتُونِي بِكِتَابٍ أَكْتُبْ لَكُمْ كِتَابًا لَا تَضِلُّوا بَعْدَهُ قَالَ عُمَرُ إِنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ غَلَبَهُ الْوَجَعُ وَعِنْدَنَا كِتَابُ اللَّهِ حَسْبُنَا فَاخْتَلَفُوا وَكَثُرَ اللَّغَطُ قَالَ قُومُوا عَنِّي وَلَا يَنْبَغِي عِنْدِي التَّنَازُعُ ِ

Сказал Ибн Аббас: «Когда усилилась у Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) боль (от болезни), сказал он: «Принесите мне письменные принадлежности, чтобы написал я вам то, следуя чему вы никогда не впадете в заблуждение после меня.» И сказал Умар: «Поистине над Пророком (Да благословит Аллах его и род его!) превозмогла его боль, у нас есть книга Аллаха и нам ее достаточно.» Тогда случилось разногласие, и начали люди шуметь, на что Пророк (Да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Выйдите, не престало препираться в моем присутствии.»

Сахих Аль-Бухари, хадис №114

Кем нужно быть, дабы не только не выполнить волю Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!), когда он при смерти, но и помешать другим сделать это. Ведь эта запись могла очень сильно помочь общине после него. Вообще, для истинно верующего человека предпочесть свое мнение, когда есть явный приказ Пророка (Да благословит Аллах его и род его!) — недопустимо. И ведь не зря Всевышний Аллах говорит нам в Коране:

فلا و ربك لا يؤمنون حتى يحكموك فيما شجر بينكم …

Нет же, клянусь твоим Господом, не уверуют они, пока не установят тебя судьей во всех своих разногласиях …

Сура «Ан-Ниса» (4), аят 65

А тут, как мы видим, сам Умар отказывается выполнять приказ, более того оспаривает его, и начинаются какие-то дебаты, хотя какому здравомыслящему мусульманину придет в голову обсуждать выбор между повелением Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) и иного человека? И это все при том, что:

النبي اولى بالمؤمنين من انفسهم …

Пророк для верующих стоит прежде них самих …

Сура «Аль-Ахзаб» (33), аят 6

Есть, конечно, и многие другие аяты, часть из которых мы упомянули выше, в обосновании необходимости беспрекословного подчинения Пророку (Да благословит Аллах его и род его!).
Как мы видим — это планомерное уничтожение сунны, и сокрытие приказов Аллаха от людей берет свое начало еще с периода жизни Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!), причем иногда оно принимало совсем уже явные формы неподчинения ясным приказам Пророка (Да благословит Аллах его и род его!). Причем, читатель легко может уловить знакомые слова «не впадете в заблуждения после меня», ведь именно это говорил Пророк Мухаммад (Да благословит Аллах его и род его!), когда сообщал нам, что оставил две ценные вещи, которым мы обязаны следовать — Коран и его Семейство (Мир им!). Видимо, и Умар осознавал, что, будь такая запись сделана, всем его планам по узурпации власти, захвату трона и искажению религии Аллаха в угоду своим страстям придет конец, вот и пришлось действовать грубо.

Стоит отметить, что данная передача Аль-Бухари с очень большой вероятностью подверглась «смягчающим» правкам, о примерах которых мы, если будет на то воля Аллаха, еще поговорим в дальнейшем повествовании. Дело в том, что в другом варианте история звучит так:

عَنْ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا أَنَّهُ قَالَ يَوْمُ الْخَمِيسِ وَمَا يَوْمُ الْخَمِيسِ ثُمَّ بَكَى حَتَّى خَضَبَ دَمْعُهُ الْحَصْبَاءَ فَقَالَ اشْتَدَّ بِرَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَآلهَ وَجَعُهُ يَوْمَ الْخَمِيسِ فَقَالَ ائْتُونِي بِكِتَابٍ أَكْتُبْ لَكُمْ كِتَابًا لَنْ تَضِلُّوا بَعْدَهُ أَبَدًا فَتَنَازَعُوا وَلَا يَنْبَغِي عِنْدَ نَبِيٍّ تَنَازُعٌ فَقَالُوا هَجَرَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ و آله قَالَ دَعُونِي

От Ибн Аббаса, сказал: «Четверг, и что есть четверг, и ты не знаешь, что есть четверг…», а затем заплакал так, что слезы его омочили гравий. Потом сказал: «В четверг усилилась боль у Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!), и сказал он: «Принесите мне письменные принадлежности, напишу я вам то, следуя чему вы никогда не впадете в заблуждение после меня. И стали (присутствующие) спорить, и не положено спорить в присутствии Пророка (Да благословит Аллах его и род его!), и сказали (тут почему-то не указано, кто сказал): «Бредит посланник Аллаха! И он сказал: «Оставьте меня…»

Сахих Аль-Бухари, хадис №2888; Так же есть в сахихе Муслима и многих иных источниках

Конечно, сказал это Умар бин Аль-Хаттаб, но понятно, что был там он не без сторонников — кто-то ведь принял его позицию, чтоб начался этот самый спор. Насколько же нужно быть далеким от веры, чтоб не просто помешать выполнить волю Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) и не дать сохранить то, что сохранило бы мусульман от разногласий и заблуждений, но еще и сказать, что он — тот, кого Аллах послал милостью для миров, и который не говорит по своему усмотрению, — бредит? Понятно, что нет места вере и исламу в сердце человека, совершающему такие поступки и таким образом отзывающимся о Посланнике Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!). Вообще, лицемеров, проявлявших внешние признаки ислама, но крайне далекими от него на деле, среди современников Пророка (Да благословит Аллах его и род его!) довольно легко выявлять по различным их высказываниям и поступкам. Одним из весьма четких критериев может служить отношение к личности самого пророка Мухаммада (Да благословит Аллах его и род его!), и мы, если будет на то воля Всевышнего, еще вспомним этот метод в будущем при рассмотрении некоторых других интересующих нас личностей. Тут недоверчивый критик может возразить — с чего мы взяли, что про бред говорил тоже Умар, может, это был кто-то еще из лицемеров, почему все валим на него? Проясним кратко этот вопрос. Во-первых, из большого количества преданий об этом случае выясняется следующая общая картина — Пророк (Да благословит Аллах его и род его!) просит принести письменные принадлежности, дабы написать то, что поможет остаться всем на верном пути. Умар, по сути, первый, кто заговорил и помешал исполнению поручения.

أخبرنا جابر بن عبد الله الأنصاري قال لما كان في مرض رسول الله صلى الله عليه وآله الذي توفي فيه دعا بصحيفة ليكتب فيها لامته كتابا لا يضلون ولا يضلون قال فكان في البيت لغط وكلام وتكلم عمر بن الخطاب (لعنة الله عليه) قال فرفضه النبي صلى الله عليه وآله

Сообщил нам Джабир бин Абдулла аль-Ансари, сказал: «Во время болезни Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!), от которой он скончался, он попросил принести свиток, чтобы записать в него для его общины то, что не даст им заблудиться и ввести в заблуждение других, и были в доме разговоры и шум, и заговорил Умар бин Аль-Хаттаб, и отказался от этого Посланник Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!).

«Ат-Табакат Аль-Кубра», том 2, стр. 246

И своими словами он мешает остальным выполнить поручение, заявляя, изъясняясь современным языком, о временной недееспособности Пророка (Да благословит Аллах его и род его!), инициируя тем самым спор и мешая исполнению того, что пожелал Посланник Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!). Все предельно ясно. Вряд ли без видимых на то причин мы будем допускать, что мешающих и выступающих «против»  было несколько. Так что и слова про «бредит» тоже принадлежат Умару. Во-вторых же, у нас есть и вовсе прямые свидетельства, которые говорят, что сказал это именно он. Например, посмотрим, что пишет Абу Хамид Аль-Газзали — известный ученый тех, кто назвал себя «ахль ас-сунна», периода 5 века хиджры:

ولما مات رسول الله صلى الله عليه وسلم قال قبل وفاته ائتوا بدواة وبيضاء لأزيل لكم اشكال الامر واذكر من المستحق لها بعدي فقال عمر رضي الله عنه دعوا الرجل فإنه ليهجر

Когда умирал Посланник Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!), перед смертью он сказал: «Принесите мне письменные принадлежности, чтобы устранил я для вас проблемы в этом деле (руководстве общиной) и напомнил, кто же по праву достоин этого после меня.» И сказал Умар: «Оставьте мужчину, поистине он бредит…»

Сирр Аль-Алямайн ва Кашф Ма фид-дарайн, стр. 4

Понятно, что после событий в день Гадир (если читатель не знает, что это, то настоятельно рекомендуется найти информацию об этом, ее достаточно много), а также всех хадисов о достоинствах Ахль Аль-Бейт (Мир им!), сам Умар бин Аль-Хаттаб понимал, что же хотел сказать и завещать Пророк (Да благословит Аллах его и род его!), потому и хотел помешать. Причем в некоторые источники попали даже прямые свидетельства об этом. Взглянем в шарх Нахдж Аль-Баляга Ибн Аби Аль-Хадида — известного ученого 7 века хиджры, представителя школы мутазилитов, которая на сегодняшний день почти не сохранилась, однако, это все-таки направление сторонников Умара, называющих себя «Ахль Ас-Сунна», и ибн Аби Аль-Хадид никак не шиит, более того, он в этой книге много раз пытается отразить какие-то достоинства и превосходства Умара бин Аль-Хаттаба. Однако в одном из преданий, когда речь идет об ибн Аббасе и Умаре, и обсуждается вопрос того, что Али (Мир ему!) заявляет о том, что он назначен Посланником Аллаха (Да благословит Аллах его), Умар говорит ибн Аббасу:

فقال عمر (لعنة الله عليه): لقد كان من رسول (صلى الله عليه و آله) في أمره ذرو من قول لا يثبت حجة و يقطع عذرا و لقد كان يربع في امره وقتا ما و لقد اراد في مرضه ان يصرح باسمه فمنعت من ذلك اشفاقا و حيطة على الاسلام

И сказал Умар: «И было у Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) в его (Али (Мир ему!)) вопросе некоторое слово, не обосновывающее довода и не отрицающее иного варианта, и он сомневался в его вопросе временами, и ведь хотел во время своей болезни прямо заявить о нем по имени, и я помешал ему сделать это из любви к исламу и опасений за него…»

Шарх Нахдж Аль-Баляга Ибн Аби Аль-Хадида, том 12, стр 21.

К сожалению, ибн Аби Аль-Хадид не очень старался указывать источники и цепочки передатчиков, потому сложно сказать, откуда взял он это предание, однако в общем контексте всей истории оно является хорошим дополнением к картине.

Итак, после захвата лицемерами власти они продолжили вести борьбу с приказами Пророка (Да благословит Аллах его и род его!), начали которую они, как мы видим, еще при его жизни. Если читателю интересна более подробная информация именно по этому случаю, то он легко найдет ее в сети и книгах на тему «бедствие четверга». Мы же продолжим рассмотрение дальнейшего развития такого отношения к сунне Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!).

Эта статья написана по мотивам двух видео-лекций о борьбе лицемеров с сунной и отдельно о «бедствии четверга», которые вы можете посмотреть или прослушать по указанным ссылкам.

Продолжение следует …

Поддерживать связь со мной, а также получать информацию о новых лекциях и иных материалах можно по следующим адресам:

Сайт: http://imam-ali.ru
Вопросы и ответы: http://imam-ali.ru/questions
Поддержать проект: http://imam-ali.ru/donate
Подписка ВКонтакте: http://vk.com/najaf
Канал YouTube: http://youtube.com/imamaliru ( Подписаться: http://www.youtube.com/subscription_center?add_user=imamaliru )
Подписка Facebook: http://facebook.com/imamaliru
Livejournal: http://najaf.livejournal.com
Twitter: http://twitter.com/imamaliru

Один комментарий к “Противоборство лицемеров с сунной и бедствие четверга”

Комментарии закрыты.