Возврат к сунне: За кем обязаны следовать мусульмане?

Опубликовано 08.02.2015 | Автор: Шейх Антон | Статьи

Продолжая начатую ранее тему вспомним следующий важный факт. О том, какие бывают имамы, то есть руководители, с точки зрения Всевышнего Аллаха, как это разъяснено в Священном Коране, прекрасно описал Имам Джафар Ас-Садик (Мир ему) :

عن طلحة بن زيد عن أبي عبد الله عليه السلام قال: قال: إن الأئمة في كتاب الله عز وجل إمامان قال الله تبارك وتعالى: » وجعلناهم أئمة يهدون بأمرنا (١) » لا بأمر الناس يقدمون أمر الله قبل أمرهم، وحكم الله قبل حكمهم، قال: » وجعلناهم أئمة يدعون إلى النار (٢) » يقدمون أمرهم قبل أمر الله، وحكمهم قبل حكم الله، ويأخذون بأهوائهم خلاف ما في كتاب الله عز وجل

От Тальхи бин Зейда от Имама Джаафара Ас-Садика (Мир ему!), сказал: «Поистине имамы в Книге Аллаха Всевышнего двух типов. Сказал Всевышний Аллах: «И установили мы их имамами, что ведут по нашему пути» (Сура «Аль-Анбия» (21), аят 73; а также похожие слова в суре «Ас-Саджда» (32), аят 24), не по пути людей, и предпочитают они повеление Аллаха повелению их, а также закон Аллаха — их закону, потом сказал: «И установили мы их имамами, которые ведут в огонь (ада)» (Сура «Аль-Касас» (28), аят 41) — предпочитают свое повеление повелению Аллаха и закон свой закону Аллаха, и следуют они своим страстям, противореча тому, что в книге Аллаха Всевышнего.»

«Аль-Кафи», том 1, стр. 216

Посему вопрос выбора своего руководителя — имама является настолько важным и принципиальным, ведь через них-то мы и воспринимаем повеления Аллаха, они-то и приведут нас в итоге либо в рай, либо в ад. О важности познания своего имама и выбора верного руководства есть множество хадисов. Приведем, наверное, самый распространенный и известный из их числа.

حدثنا يحيى بن عبد الله، قال:» قال لي أبو عبد الله جعفر بن محمد (عليهما السلام): يا يحيى بن عبد الله، من بات ليلة لا يعرف فيها إمامه مات ميتة جاهلية «

Передал Яхья бин Абдулла, сказал: «Сказал мне Имам Джаафар Ас-Садик (Мир ему!): «О, Яхья, кто поспит лишь одну ночь, не зная своего имама, умрет смертью эпохи невежества (то есть джахилии — доисламского периода).»

«Китаб Аль-Гайба» (Ан-Нумани), стр. 126

Что же до источников противников руководства Ахль Аль-Бейт (Мир им!), то и они передают хадисы с подобным смыслом, причем даже от Муавии бин Аби Суфьяна:

عن معاوية قال قال رسول الله صلى الله عليه وآله: من مات بغير إمام مات ميتة جاهلية

От Муавии, сказал Посланник Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!): «Кто умер, не имея имама, умер смертью эпохи невежества.» Муснад Ахмада бин Ханбала, хадис №16434; а также Сахих Муслима, хадис №1851 с аналогичным смыслом, но от Абу Абдуррахмана

Это лишь часть информации, дошедшей до нас об этом вопросе, но и ее достаточно для того, чтобы сделать вывод — следование за истинным имамом не просто важно, а необходимо, более того — является условием спасения от адского огня. Потому и разбирать этот вопрос очень важно, ведь никому из нас не хочется умереть, как будто и не знал ислама — смертью эпохи невежества. Что же сказал сам Посланник Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!)? Указал ли нам, чего придерживаться после его ухода? Было бы странно, если бы тот, кто ниспослан был «милостью для миров по утверждению самого Аллаха:

و ما ارسلناك الا رحمة للعالمين

И не послали мы тебя, кроме как милостью для миров

Сура «Аль-Анбия» (21), аят 107,

и кто разъяснял людям даже второстепенные и частные вопросы, вдруг оставил бы общину после себя без явного руководства. Конечно, такое можно бы списать на испытание от Аллаха, но Аллах милостивее того, чтобы спрашивать с людей потом по их имамам, не оставив при этом истинного и праведного руководителя. Конечно, пророк Мухаммад (Да благословит Аллах его и род его!) указал, за кем нам следовать после него. Это очень известное его изречение, и с большой вероятностью читатель уже слышал о нем.

يا أيّها الناس ، قد تركت فيكم ما إنْ أخذتم به لن تضلّوا : كتاب الله وعترتي أهل بيتي

О люди! Поистине я оставляю среди вас то, придерживаясь чего вы никогда не впадете в заблуждение.

Источники сторонников Имамов (Мир им!): «Камаль Ад-Дин ва Тамам Ан-Ниъма», «Аль-Хисаль» Шейха Садука

Источники противников: Сахих Муслима, хадис №2408; Муснад Ахмада бин Ханбала, хадис №10827

В итоге часть людей, подчинившись этому приказу, последовало за руководством пречистого семейства Пророка (Мир им и благословение Аллаха!), об очищении которого ясно сказано в Коране.

انما يريد الله ليذهب عنكم الرجس اهل البيت و يطهركم تطهيرا

Поистине желает Аллах удалить от вас скверну, о Люди дома, и очистить вас очищением.

Сура «Аль-Ахзаб» (33), аят 33

Другая же группа избрала имамами иных собственных руководителей, став тем самым противниками Семейства Пророка (Да благословит Аллах их всех!) на деле, хотя на словах часто и проявляет лояльность. Вопрос, кто же входит в термин «Ахль Аль-Бейт», то есть «Люди дома» или «Домочадцы» в этом аяте, довольно хорошо описан в большом количестве книг и статей, да и подробное его рассмотрение немного выходит за рамки данного сочинения, потому тут будет упомянуто лишь пара преданий (хадисов), что присутствуют в сборниках каждого из направлений, да и к тому же дошли до нас достаточным количеством различных передач, чтобы вероятность подлога стала столь малой, что ей можно спокойно пренебречь. Конечно, в разных версиях передачи могу быть некоторые расхождения в словах, но смысл сохраняется, а дело мы имеем тут как раз со смыслом.

عن عمر بن أبي ربيب النبي صلى الله عليه وآله قال لما نزلت هذه الآية على النبي صلى الله عليه وآله إنما يريد الله ليذهب عنكم الرجس أهل البيت ويطهركم تطهيرا في بيت أم سلمة فدعا فاطمة وحسنا وحسينا فجللهم بكساء وعلي خلف ظهره فجلله بكساء ثم قال اللهم هؤلاء أهل بيتي فأذهب عنهم الرجس وطهرهم تطهيرا قالت أم سلمة وأنا معهم يا نبي الله قال أنت على مكانك وأنت على خير

От Умара ибн Убайа, воспитанника Пророка (Да благословит Аллах его и род его!), сказал: «Когда ниспослан был этот аят: «Поистине желает Аллах удалить от вас скверну, о Люди дома и очистить вас очищением», дело происходило в доме Умм Салямы. Посланник Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) позвал Фатиму, Хасана и Хусейна (Мир им!) и покрыл их накидкой, а Али (Мир ему!) был у него за спиной, и он тоже покрыл его накидкой, а после сказал: «О, Аллах, эти лица есть люди моего дома (мое семейство), удали же от них скверну и очисти их очищением!». И Умм Саляма (Да будет доволен ей Аллах!) сказала: «И я с ними?», на что Пророк Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) ответил: «Ты на своем месте и ты с добром.»

Источники сторонников руководства семейства Пророка (Мир им!): «Ар-Рауда фи Фадаиль Амир Аль-Муминин», «Аль-Фадаиль», «Бихар Аль-Анвар», «Тафсир аль-Фурат» и многие другие

Источники противников руководства Ахль Аль-бейт (Мир им!): «Сунан Ат-Тирмизи», хадис №3787 и 3205; Сахих Муслима, хадис номер 2424 (Передача от Аиши) и многие другие.

Это предание, также известное как «Хадис накидки», показывает нам, кто же именно имеется в виду под «Людьми дома», то есть «Ахль Аль-Бейт» (Мир им всем и благословение Аллаха!) во время Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!), а также делает бесплодными и необоснованными все попытки, противников их священного руководства распространить этот термин еще и на жен Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!), так как Умм Саляма (Да будет доволен ей Аллах!) как раз одна из жен, и в самом предании ясно видно, что она никак не попадает под определение «Ахль Аль-Бейт». Иных версий об истории ниспослания данного аята более достоверных и распространенных, чем эта, не обнаружено. Собственно, и современники Пророка (Да благословит Аллах его и род его!) понимали суть термина именно так. Взглянем на пример:

عن زيد بن أرقم قال دخلنا عليه فقلنا له لقد رأيت خيرا لقد صاحبت رسول الله صلى الله عليه وآله وصليت خلفه وساق الحديث بنحو حديث أبي حيان غير أنه قال ألا وإني تارك فيكم ثقلين أحدهما كتاب الله عز وجل هو حبل الله من اتبعه كان على الهدى ومن تركه كان على ضلالة وفيه … فقلنا من أهل بيته نساؤه قال لا وايم الله إن المرأة تكون مع الرجل العصر من الدهر ثم يطلقها فترجع إلى أبيها وقومها أهل بيته أصله وعصبته الذين حرموا الصدقة بعده

От Зейда бин Аркама, к которому мы вошли и сказали: «Поистине, ты стяжал благого, ты был с посланником Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!), молился за ним …» и речь пошла так же, как в хадисе от Аби Ханнана и других, когда сказал (это комментарий Муслима): «И поистине я оставляю среди вас две ценные вещи. Одна из них — книга Аллаха Всевышнего, она — протянутая вервь между небесами и землей, кто последовал за ней — встал на истинный путь, а кто оставил ее — попал в заблуждение…» (тут хадис прерывается, так как ссылается на предыдущий в сборнике, общая суть повествования заключается в том, что говорят о том, что Пророк (Да благословит Аллах его и род его!) оставил Коран и свое семейство (Мир им!)) И мы сказали: «Кто есть его семейство? Его жены?» Сказал (Зейд): «Нет, клянусь Аллахом, ведь поистине женщина бывает с мужчиной какой-то период, а потом он разводится и возвращает ее в родной дом и к ее народу. Но семейство же его (Ахль Аль-Бейт) — это его опора и основа, которым запрещено подаяние после него.»

Сахих Муслима, хадис №2408

Этот хадис имеет несколько передач, при этом, как ни странно, некоторые из последователей Абу Бакра и Умара пытаются использовать его для обоснования того, что жены входят в понятие семейство Пророка (Мир им!), так как в одной из передач Зейд в ответ на вопрос сказал: «Да, но женщина бывает с мужчиной … и так далее», тем самым пояснив, что в данном случае жены все-таки не входят туда, однако пристрастные пропагандисты, конечно же, цепляются за это «да», не пытаясь даже понять смысл хадиса, не говоря уже о сопоставлении с иными версиями. Остается лишь попросить Аллаха Всевышнего дать им больше понимания и справедливости в понимании религии, и ведь, поистине, за это будет большой спрос. Итак, понятно, что Ахль Аль-Бейт (Мир им!) на момент ниспослания аята составляли конкретно 5 человек, описанных в хадисе. Иные люди, как то жены Пророка (Да благословит Аллах его и род его!), сахабы или кто-либо еще, туда не входил, несмотря на то, что лексически это вполне допустимо. Но тут мы имеем дело с терминологическим значением, причем смысл ему был придан самим Аллахом Всевышним и Его Посланником (Да благословит Аллах его и род его!), потому и мы обязаны повиноваться. Стоит отметить, что это довольно нормальная ситуация, когда какое-то слово с момента ниспослания Корана приобретает чуть иной, уточненный смысл, чем его первоначальное словарное значение. Например, то же слово «صلاة» — молитва, изначально подразумевало любое обращение к Аллаху, то есть просто мольбу, однако с установлением обязательной молитвы в привычном для нас виде по воле Аллаха, оно стало подразумевать именно ее, а не то, что мы сейчас привыкли называть «дуа». Итак, мы выяснили, что Аллах приказал следовать семейству Пророка (Мир им!) наравне с ним, да и сам Посланник Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) установил их рядом с Кораном в вопросе следования и подчинения. Также мы установили, кто конкретно имеется в виду под этим выражением. Причем, не по нашему усмотрению, а именно со слов Аллаха и его Посланника (Да благословит Аллах его и род его!). Конечно, это далеко не все свидетельства в пользу данной позиции, но так и планировалось — указать на это обоснование кратко, потому что исчерпывающая информация о нем вполне доступна для русскоязычного читателя на сегодняшний день, любой желающий способен ее найти. Хочется упомянуть лишь еще один момент. Обычно далее после разбора хадиса о «двух ценных вещах», а также о том, что Аллах Всевышний удалил от семейства Пророка (Мир им!) всякую скверну, постулируется идея непорочности, то есть о том, что они не грешат. Следствие действительно верное, а также есть тому и много других подтверждений, но иногда возникает вопрос: «Что же за скверна была такая у них, что Аллах ее удалил?». Такой вопрос иногда задает критик, не понимающий на самом деле смысла аята, и ответить на него очень просто. Слово «اذهب» в арабском языке вовсе не обязательно подразумевает наличие удаляемого объекта. Равно как и в русском языке, кстати, когда мы используем его в значении «отдалить» или «оградить от». То есть для того, чтобы попросить Аллаха: «О Всевышний, удали от меня бедность и болезни», нет никакой необходимости быть бедным и больным. Равно такая ситуация и с 33 аятом суры «Аль-Ахзаб», которая также имеет 33 номер. Другими словами, вполне легитимно было бы перевести как «… желает Аллах оградить вас от скверны … «. Получается, есть у нас истинные Имамы — Семейство Пророка (Мир им!), ведущие по прямому пути, а есть и ложные, что ведут в ад и погибель. Печальный факт заключается в том, что большинство мусульман в современном мире последовало за ошибочным руководством, поэтому и столкнулись с огромным количеством идеологических и правовых проблем, оставив сунну. Собственно, все беды от оставления сунны, именно истинной сунны Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!), а что же послужило причиной этого, мы постараемся рассмотреть в следующей главе, если будет на то воля Всевышнего Аллаха.

Продолжение следует …

Видео с лекцией по этой же теме можно посмотреть тут.


One Response to Возврат к сунне: За кем обязаны следовать мусульмане?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

captcha

Пожалуйста, введите код с картинки.