Текст лекции: Основные сборники хадисов

Опубликовано 11.02.2014 | Автор: Шейх Антон | Знакомство с хадисоведением, Тексты лекций

Во имя Аллаха, Вcемилостивейшего и Милосердного. Да прибудет мир Его и благословение над нашим пророком Мухаммадом и его пречистым семейством. И да проклянет Всевышний Аллах всех их врагов от начала времен и до Судного дня.

Общая информация

Дорогие читатели, прежде чем приступить к освоению данной темы, настоятельно рекомендуем просмотреть две предыдущие лекции на тему «Знакомство с хадисоведением». Данная же тема является фундаментом всех последующих, т.е. если раньше можно было просто прослушать и ознакомиться с материалом, то сегодня рекомендуется взять листочки, тетрадки, ручки и фиксировать основные моменты, чтобы хорошо запомнить предоставленную информацию. Итак, приступим. Как вы понимаете, речь пойдет об основных сборниках шиитского направления. Есть у нас, у последователей пречистой семьи нашего Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его) 4 основных сборника, вокруг которых, в основном, вертится фикховая, идеологическая и любая другая деятельность. Какие это книги? Их отличия между собой? Именно это мы и рассмотрим далее. Итак, четыре основные книги. Почему именно они стали основными, а не какие-то другие? Причин этому несколько:

  • Удобство их использования
  • Большая распространенность этих книг среди ученых и простых шиитов (это было особенно актуальным в старые времена, когда копирование книг, да и вообще доступ к любой информации, был намного сложнее, чем сейчас).
  • Высокое качество отбора хадисов в этих книгах
  • Большой объем охваченной информации
  • Другие менее явные или важные причины

Несмотря на то, что книги эти довольно стары (всем им около 1000 лет), не стоит думать, что эти книги самые старые, есть книги, намного превосходящие их возрастом, об этих трудах речь пойдет немного позже в будущих лекциях. Для начала стоит заучить основные наши источники Сунны — то, к чему мы обращаемся после Корана в первую очередь. Это отнюдь не значит, что они как-то равны Корану, потому что считать так будет неправильно, и ведь нет ничего равного Корану и не будет никогда. Отметим заодно и то, что это всё книги, и они не являются тем, что называется «асль» (أصل). О разницах между книгой и «асл»-ем речь шла в предыдущей лекции, и если вам это непонятно — настоятельно рекомендуем пересмотреть ее.

Аль-Кафи (الكافي)

Первая книга называется «Аль-Кафи» (الكافي) и классически выпускается в 8 томах. Первые 2 тома называются «Усуль-аль-Кафи» (أصول الكافي), потому что в них преимущественно собраны хадисы, поясняющие основные принципы религии — «Усуль Ад-Дин». Часть с третьего по седьмой том, называется «Фуру’-аль-Кафи» (فروع الكافي) или «Аль-фуру’ мин Аль-Кафи» (الفروع من الكافي). Эта наибольшая часть всего сборника содержит в себе преимущественно те придания (хадисы), что касаются различных разделов исламского права — фикха, и разбиение на главы в ней построено по этому же принципу. Восьмой же том носит имя «Раудатуль–Кафи» (روضة الكافي) или «Ар-рауда мин Аль-Кафи» (الروضة من الكافي) и состоит из некоторых проповедей и писем Имамов (мир им), а также хадисов, которые по мнению автора не подошли ни к какому другому разделу. И вот это все в совокупности дает одну книгу под называнием «Аль-Кафи». Заметим, что когда вы ссылаетесь на книгу «Аль-Кафи», то лучше пишите всегда просто номер тома и страницы, а лучше указать и номер хадиса. Распространенной ошибкой является то, что ссылки даются в виде: «Третий том Фуру-аль-Кафи», что не совсем понятно, то ли это третий том, включая первые 2 тома «Усуль-аль-Кафи», то ли это 5 том книги «Аль-Кафи», если начинать считать именно с «Фуру’». Автором данной книги является шейх Мухаммад аль-Кулейни, который умер в 329 г. по хиджре, а это значит, что человек застал период малого сокрытия Имама Махди (да приблизит Аллах его выход из сокрытия). Причем не просто застал, а большая часть его жизни и хадисоведческой деятельности выпала именно на этот период — время малого сокрытия. Если вы помните, у нас есть 4 представителя, назначенные непосредственно лично Имамом Махди (да приблизит Аллах его выход из сокрытия), через которых шииты поддерживали с ним связь в период малого сокрытия:

  1.  Усман бин Саид Аль-Амри – عثمان بن سعيد العمري
  2.  Мухаммад бин Усман бин Саид Аль-Амри – محمد بن عثمان بن سعيد العمري
  3. Хусейн бин Рух Ан-Наубахти — حسين بن روح النوبختي
  4. Абуль-Хасан Али бин Мухаммад Ас-Самари — أبو الحسن علي بن محمد السمري (дата смерти которого также 329 г. хиджры)

Соответственно, Шейх Мухаммад Аль-Кулейни жил очень близко ко времени присутствия Имамов (мир им) среди шиитского сообщества, что дает книге «Аль-Кафи» некое преимущество над другими. Ведь из этого следует, что цепочка передатчиков каждого из хадисов в среднем короче, а чем короче цепочка передатчиков, тем меньше вероятность ошибки, что очевидно любому размышляющему. Всего Шейх Аль-Кулейни собрал в своей книге 16 199 хадисов, а если не считать повторяющие текст друг друга, то останется 15 176 хадисов. И все эти хадисы – наследие Пророка и Имамов (мир им всем и милость Аллаха). По случаю, хочется заступиться за нашего шейха Мухаммада аль-Кулейни. К сожалению, иногда благие намерения порождают плохие поступки. Периодически встречается такая ситуация, возможно и вы сталкивались с описанным тоже. Кто-то из противников руководства Ахль Аль-Бейт (мир им) приводит хадис из книги Аль-Кафи и говорит, пытаясь так или иначе опровергнуть какую-то часть шиитской идеологии или права. Он говорит, например, что вот этот хадис из Аль-Кафи создает для вас проблему, а она вся достоверная и так далее. В ответ на это какой-нибудь человек с намерением защитить шиизм начинает заявлять: «Да нет, шейх Аль-Кулейни вообще был ахбаритом и принимал все хадисы подряд, не отличал достоверные от недостоверных». Что такого плохого ахбариты сделали этому человеку — не ясно, ведь на самом деле ахбариты довольно хорошо разбирались в хадисах и оставили богатое и полезное наследие. Один из них, например, Аббас аль-Кумми — составитель книги «Мафатих Аль-Джинан». Суть отличия между усулитами и ахбаритами вообще не в этом, о чем также рассказывается в нескольких лекциях из серии «Понимаем положения шариата». Если вы не знаете разницу между усулитским и ахбаритским подходами или же знаете ее только по слухам, то настоятельно рекомендую посмотреть те серии, чтобы получить более-менее отчетливое представление. Потом доходит до того, что говорят нечто вроде: «Да ведь Кулейни передавал все подряд, половина из Аль-Кафи — ложные хадисы!» Господа, давайте не будем более никогда делать столь ошибочные и глупые заявления! Кто говорит, что Мухаммад Аль-Кулейни передавал все подряд, не разбираясь в достоверности преданий, тот на самом деле вообще ничего не знает о мнениях ученых этого направления — последователей Ахль Аль-Бейт (мир им). И из более-менее верного утверждения «не все хадисы в Аль-Кафи достоверны» никак не следует абсолютно ложное: «Аль-Кулейни передавал все подряд, не разбирая». Да, разумеется, не вся Аль-Кафи достоверна, но когда мы так говорим, это значит, что мы в чем-то можем быть не согласны с принципами отбора шейха Мухаммада Аль-Кулейни, а не то, что он вовсе ничего не отбирал. Поистине, нет сомнения в том, что он имел серьезные и обоснованные принципы в большинстве случаев, и то, что он был очень точен в отборе хадисов. Заявляющие подобные вещи по отношению к Аль-Кафи, в среднем, просто не имеют достаточной компетенции, чтобы проверить цепочку передач, и возникают проблемы, а отвечать как-то им все равно хочется. Надо научиться проверять цепочку, разбираться в передатчиках и уж потом только выносить свои суждения. На самом деле Аль-Кафи в большинстве своем достоверная книга, многие ученые, причем как усулитского так и ахбаритского направлений, считали даже и весь сборник достоверным. Прежде чем отрицать какой-то хадис, поймите его в начале, посмотрите передатчиков. Зачем же сразу нападать на Шейха Аль-Кулейни, говоря такие слова? Этот великий человек всю жизнь потратил на сбор и исследования хадисов ради сохранения наследия Ахль Аль-Бейт (мир им). В действительности же, шейх Аль-Кулейни имел очень точную позицию в вопросах хадисоведения и выверенные критерии отбора. Давайте посмотрим, что же говорили о нем другие великие ученые шиитского направления. Например, Шейх Муфид на 70 стр. своей книги «Тасхих И’тикадат Аль-Имамия» (تصحيح اعتقادات الامامية) говорит о Мухаммде Аль-Кулейни (пусть смилуется над ним Аллах) следующее: «И эта книга из лучших, самых достойных и полезных в шиитской идеологии», и это действительно так. Ан-Наджаши в своем сборнике по науке «риджаль» (رجال) говорит на 377 странице о передатчике (шейхе Аль-Кулейни) под номером 1026 : «Этот шейх был самым достоверным среди людей по хадисам и самым точным в их передаче» и так далее. Таким образом, не следует без знания говорить что-либо, тем более уж если речь идет о таком великом хадисоведе и его методиках. Также следует помнить и то, что не каждый хадис, который слаб с точки зрения передатчиков, отвергается нами, ровно как и не каждый сильный с точки зрения передатчиков хадис принимается как руководство к действию. Это отдельная тема, которую я надеюсь осветить в будущих лекциях, когда речь пойдет от принципах принятия и понимания тех или иных хадисов, что больше касается науки «дирая» (دراية).

Ман Ля йахдаруху Аль-Факих (من لا ياحضره الفقيه)

Следующая книга Шейха Садука, именно о ней пойдет речь дальше. Этот автор жил примерно в одно и то же время с шейхом Аль-Кулейни, и датой его смерти считается 381 год хиджры. А книга его называется «Ман ля йахдаруху аль-факих» — вторая основная книга, перевод названия которой выглядит примерно как «тот, к кому не пришел факих» или «тот, кому не доступен факих». Шииты вообще просили шейха Садука, чтобы он написал книгу для тех, кто по той или иной причине не имеет возможности обратиться к факиху — специалисту по исламскому закону. И шейх написал такую книгу, и тот кто поймет ее, станет факихом. Хадисов в ней собрано примерно 6000. При работе с этой книгой у нас возникают некоторые проблемы. Первая проблема в том, что в этой книги хадисов муснад (مسند), то есть имеющих цепочку передатчиков, 2913, а хадисов категории мурсаль (مرسل), то есть не имеющих цепочку передатчиков, 2050. Для нас же хадис, у которого нет цепочки передатчиков, не является обязательным к принятию доводом, то есть мы на него обычно не полагаемся. Мы можем его использовать для подтверждения другого хадиса, который, конечно, имеет цепочку передатчиков, или же рассматривать его в качестве исторических сведений, но основывать на таких хадисах какую-либо шариатскую позицию нельзя. По крайней мере, такового мнение очень большого числа наших ученых. Частично эту проблему можно решить. Заметную часть этих «проблемных» хадисов можно в итоге отнести к категории муснад, так как удалось найти цепочки передатчиков в других книгах шейха Садука, но далеко не для всех из них. Поэтому проблема так или иначе остается, и следует помнить об этом. Одно время бытовало следующее мнение — и это опять же вторая проблема этой книги — что когда шейх Садук передавал хадис, не упоминая передатчиков, он имел два стандартных оборота: первое из них, когда шейх говорит, например: «И передают от имама Бакира (мир ему) …», а второе, когда шейх говорит «Сказал имам Бакир (мир ему) … ». Некоторые из ученых считали, что если шейх говорит «и передают от имама такого-то», то это значит, что он не уверен в достоверности данного хадиса, а если говорит «Сказал имам такой-то», то он уверен в достоверности этого предания, и мы не должны воспринимать этот хадис как мурсаль, то есть относиться к нему как хадису с достоверной цепочкой. Такое понимание слов Шейха Мухаммада Ас-Садука во всех случаях сомнительно, или, как минимум, нуждается в обосновании, а вот обосновать это нормально, на мой скромный взгляд, пока ни у кого не получилось. Особенно если учесть, что сам Шейх Садук нигде не упомянул о таком своем подходе в выборе выражений в соответствии со своим отношением к достоверности или недостоверности того или иного предания. Хорошо, давайте предположим, что это так и есть, но исчезает ли проблема? Очевидно, что она остается, ведь поистине, мы не обязаны полностью подрожать Шейх Садуку или кому бы то ни было из других великих ученых в вопросах определения достоверности того или иного хадиса. Ведь мы вполне можем иметь свой иджтихад и принципы работы с передатчиками, которые могут так или иначе отличаться. Также у нас может отличаться взгляд на какого-нибудь конкретного передатчика, которого шейх Садук, например, следуя за Ибн Валидом, посчитал достоверным, а мы считаем его слабым. Так что данная проблема так или иначе присутствует, и стоит о ней помнить при работе с этим источником. Несмотря на все сказанное выше, книга шейха Садука имеет большую ценность для нас и приносит много пользы и по сей день. Стоит также упомянуть, что часть цепочки передатчиков нужно брать из расположенного в конце книги оглавления по передатчикам, которое называется «Аль-Машайха» (المشيخة). О том, что это такое, будет подробно объяснено ниже, так как аналогичная особенность есть и у книг шейха Ат-Туси.

Тахзиб Аль-Ахкам (تهذيب الأحكام) и Аль-Истибсар (الاستبصار)

Следующие две книги написаны Шейхом Мухаммадом Ат-Туси. Кстати, как вы могли заметить, все три автора четырех основных книг носят имя нашего пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его). Иногда даже так и говорят «три Мухаммада» или «книги трех Мухаммадов», когда хотят сказать что-то, что касается шейхов Аль-Кулейни, Ат-Туси и Ас-Садука. Жил шейх Мухаммад Ат-Туси с 385 по 460 годы хиджры, то есть чуть позже предыдущих двух авторов. Так как эти две книги вышли из под пера одного человека, то и особенности у них примерно одни и те же, потому и удобно говорить о них сразу вместе. Первая книга зовется «Тахзиб аль-Ахкам» (تهذيب الأحكام), и она на самом деле является толкованием книги «аль-Мукниа» (المقنعة), написанной его учителем — шейхом Муфидом. Этот сборник содержит в себе 15 390 хадисов, и он поделен на 393 раздела в соответствии с различными разделами исламского права. Хадисов без цепочки передатчиков (мурсаль) в нем мало, и проблема, присутствующая у сборника Шейха Садука, в данном случае отсутствует. Замыкает четверку второй сборник авторства шейха Туси — книга «Аль-Истибсар» (الاستبصار), причиной написания которой было следующее: противники руководства Ахль Аль-Бейт (мир им) критиковали шиитов, заявляя примерно следующее: «Учение ваше и хадисы не являются единым целым, а многие хадисы противоречат друг другу». Так вот шейх Туси решил написать книгу, которая будет пояснять и разрешать противоречия между некоторыми хадисами, о чем сам он и сообщил в предисловии. Таким образом на свет появилась книга «Аль-Истибсар» (الاستبصار), что переводится как «прозрение», так как тот, кто читает ее, прозревает (то есть находит понимание) в тех вопросах, в которых разошлись предания. Книга Аль-Истибсар состоит из 5511 хадисов, и это число привел сам шейх Туси в конце своего труда, то есть речь идет о подсчете самого автора. Хотелось бы упомянуть про одну особенность, касающуюся цепочки передатчиков в этих двух книгах, а также так или иначе в книге Шейха Садука, описанной выше. Каждый из наших авторов имел свой подход к упоминанию цепочки передатчиков, а так как это очень важный момент при работе с хадисами, необходимо знать эти особенности. Некоторые ученые решили, что не зачем многократно повторять одну и ту же цепочку передатчиков, а лучше сокращать ее по возможности, но для непросвещенного человека это может создавать проблему. Приведем подробный пример: Шейх Мухаммад аль-Кулейни делает сокращения в своей книге очень редко, единственное, что он иногда использовал, так это выражение вроде: «и такой же цепочкой», приводя следом идущий хадис. Это значит, что цепочка передатчиков следующего хадиса такая же, как и у предыдущего, то есть если нет цепочки, нужно смотреть чуть выше по тексту, и она станет ясна. Поэтому с книгой «Аль-Кафи» работать обычно просто даже для человека, не являющегося большим специалистом. Но вот когда человек берется за другие сборники, то видит, что цепочка передатчиков многих хадисов подозрительно короткая, или же видит, например, что шейх Туси передает от человека, которого он никак не мог застать при жизни, вроде кого-то из сподвижников Имамов (мир им), и тогда возникает много других проблем. Человек без должного знания при виде такой ситуации может посчитать, что это хадис категории «мурсаль», что создает проблемы для его использования в некоторых ситуациях. Конечно же, подобные суждения являются признаком некомпетентности, и говорят лишь о том, что такой человек не знает, как была составлена книга. Поэтому хотелось бы кратко пояснить, как составлены эти сборники, и какого метода придерживались наши ученые. Чтобы не захламлять текст однотипной цепочкой передатчиков, повторяющейся много раз, такие авторы, как шейх Садук и шейх Туси в конце книги поместили особый раздел, именуемый «аль-машайха» (المشيخة). В переводе это означает «указание шейхов», в коем они перечисляют свои пути и свои цепочки передач до авторов «асль», а также до авторов книг и до некоторых передатчиков, которые передавали много хадисов устно. Ведь как известно, последователи руководства Ахль Аль-Бейт (мир им), в отличии от противников оного, с самых первых времен старались записывать все хадисы, чтобы уберечь это наследие от утрат, искажений и ошибок. Так что если вы видите иснад какого-то из хадисов и при этом не видите связи в цепочке, то следует обратиться в раздел «аль-машайха», в котором, скорее всего, будет указано нечто вроде — «все хадисы, что я передаю от такого-то передатчика, дошли до меня по цепочке от ….», и далее перечислена полная цепочка передатчиков. Такой подход действительно удобен при составлении книги, чтобы не утруждать себя постоянным переписыванием одной и той же цепочки, которая может быть у нескольких сотен хадисов абсолютно одинаковой. Особенно актуально это было в старые времена, когда все писалось от руки и копировалось тоже вручную, да и бумага с письменными принадлежностями не были чем-то дешевым и общедоступным. Так что не забывайте обращаться к разделу «аль-машайха», когда хотите узнать цепочку передатчиков в одной из книг шейха Туси, и это вам очень сильно поможет. На этом хочется завершить краткое знакомство с нашими основными четырьмя сборниками хадисов. Далее нас ждут книги, предшествовавшие Аль-Кафи, а также и последовавшие за ней. Следите за новостями! Это стенография лекции с небольшими правками, оригинал в видео и аудио формате доступен по следующей ссылке: http://imam-ali.ru/lectures/hadeeth-2/


One Response to Текст лекции: Основные сборники хадисов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

captcha

Пожалуйста, введите код с картинки.