О сборнике Васаиль Аш-Шиа — часть 1

Опубликовано 09.03.2014 | Автор: Шейх Антон | Знакомство с хадисоведением, Тексты лекций

[toc label=»ОГЛАВЛЕНИЕ»]

Вступление

Сегодня я продолжаю самую интересную, на мой взгляд, серию из записанных мной лекций. Это серия — «Знакомство с хадисоведением». То есть знакомство с науками о хадисах. Прошлая лекция, хвала Всевышнему, получила хорошие отзывы. Единственное, что была уж очень длинной. Прошлая лекция была на тему важнейших источников хадисов у нас, шиитов, и речь шла о четырех основных книгах. Это книга «Аль-Кафи» (الكافي) Шейха Мухаммада Аль-Кулейни, а также сборники «Ман Ля-Йахдаруху Аль-Факих» (من لا يحضره الفقيه), «Тахзиб Аль-Ахкам» (تهذيب الأحكام) и «Аль-Истибсар» (الاستبصار).

Если вы не видели предыдущую лекцию, то настоятельно рекомендую обратиться к ней, чтобы иметь общее представление о столь важной теме. Вообще, в серии «знакомств с хадисоведением» лекции больше связаны друг с другом, чем в других сериях, поэтому если кто-то не смотрел предыдущие, рекомендую начать с них. В противном случае, вам могут встретиться какие-нибудь непонятные слова или термины, что создаст проблему для понимания материала. Получится, что вроде бы прослушал лекцию, а что хотел сказать автор — не понятно. Именно поэтому всегда, если не смотрели предыдущие лекции, начинайте с них, так будет для вас намного полезней.

Сборник «Васаиль Аш-Шиа» (وسائل الشيعة)

А сегодня, если будет на то воля Всевышнего, я хочу поговорить о книге «Васаиль Аш-Шиа» (وسائل الشيعة), т.е. мы продолжаем наше знакомство с наукой о передаче хадисов. А именно той ее частью, что мы называем Ильм Ад-Ривайа (علم الرواية), в которой мы описываем хадис с точки зрения его источников. А именно — в каких основных книгах он встречается, какие ученые поместили его в свои сборники, а какие не поместили и так далее. И для описания хадиса с этой точки зрения нам необходимо довольно глубокое знание наших основных книг.

Безусловно, любой из вас, кто интересуется учением Ахль Аль-Бейт (мир им), кто интересуется правильным путем, а также что-то читает и изучает в этой области, или хотя бы прочел 50 хадисов от Имамов (мир им) со ссылками на источники, откуда они приведены, наверняка, видели название этой книги — «Васаиль Аш-Шиа». Скорее всего, все вы видели где-нибудь надпись, что хадис такой-то приведен в книге «Васаиль Аш-Шиа». Это та книга, на которую последние годы очень много и часто ссылаются, особенно, что касается факихов — ученых-правоведов, наших муджтахидов, которые издают фетвы. Это та книга, к которой в последнее время постоянно обращаются. Она заслужила такое положение среди ученых благодаря некоторым особенностям, о которых я и хочу вам рассказать сегодня. Также, что самое интересное, я постараюсь объяснить, почему постоянно опираться на эту книгу и только на нее не нужно, и какие проблемы могут возникнуть из-за этого.

Этот сборник, по сравнению с другими основными нашими источниками, был составлен недавно. Ведь если мы говорим, например, об «Аль-Кафи» и ее ровесниках, то книга «Аль-Кафи» предшествует «Васаиль Аш-Шиа» примерно на 800 лет, всего лишь чуть меньше. Отсюда видно, что данный сборник составлен в позднее время, когда наука о хадисах уже была гораздо более развита. Другие важные сборники уже были составлены и использовались, так что было у кого перенять опыт. Самое важное в данном случае уяснить, что эпоха устной передачи хадисов на тот момент уже прошла. Что значит устная передача хадисов была завершена? У хадисов есть так называемый «санад». Это цепочка передатчиков (тот слышал от такого-то, а он от такого-то и т.д.), и во время составления более ранних книг преобладала именно устная передача. Все хадисы в основном старались запоминать наизусть и пересказывать друг другу. Правда, у нас, как последователей Ахль Аль-Бейт (мир им), запись хадисов тоже присутствовала с давних времен, но устная передача в первые века все равно играла решающую роль. В более поздние времена, а в данном случае речь идет о середине 11-го века хиджры, устная передача почти перестала иметь значение. Конечно, она присутствовала, но роль ее была почти декоративной — так сказать, для благодати. Конечно, когда человек заучивает хадисы наизусть и передает их устно — это все хорошее дело, и этим, безусловно, стоит заниматься, но какой-то необходимости в этом все-таки нет. Потому что не осталось на тот момент уже ничего, что бы передавалось только из уст в уста, да чтоб при этом не попало бы в какие-нибудь сборники хадисов. Поэтому книга «Васаиль Аш-Шиа» полностью составлена на базе предшествоваших ей сборниках хадисов, из чего следует довольно важный вывод, а именно — скорее всего нет никаких хадисов, которые бы встречались только в этой книге, и не присутствовали в других.

Автор «Васаиль Аш-Шиа» — Аль-Хурр Аль-Амили (الحر العاملي)

Автор рассматриваемого сборника — Абу Джаафар Мухаммад бин Аль-Хасан бин Али Аль-Хурр Аль-Амили, который известен обычно как Аль-Хурр Аль-Амили. Он родился в 1033 году хиджры, и это середина 11 века, а умер уже в начале 12 века хиджы — в 1104 году.

Аль-Хурр Аль-Амили прожил благотворную жизнь и внес большой вклад в развитие шиитской мысли. Одной из основных его заслуг является сборник «Васаиль Аш-Шиа». Полное название книги, кстати, звучит немного иначе, а именно: «Васаиль Аш-Шиа ли тахсиль масаиль Аш-Шариа» (وسائل الشيعة لتحصيل مسائل الشريعة). Что означает это название? Эта фраза переводится как «средства шиитов для нахождения (или получения) положений шариата».

Содержание «Васаиль Аш-Шиа» и порядок следования глав

Раз уж книга называется «Средства шиитов для нахождения положений шариата», то становится понятным и ее основное предназначение по мнению автора, а именно — сбор всех хадисов, которые касаются положений шариата. Автор действительно предпринял попытку составить некую энциклопедию хадисов для факихов и муджтахидов (специалистов в шариатских науках), в которой собраны хадисы, необходимые для получения познания шариата. Те же предания, которые не относились напрямую к шариату, а касались других вопросов, в этот сборник помещены не были, так как это не входило в задачи автора при составлении.

Так как книга предназначена для факихов в первую очередь, то и порядок глав и разделов в ней соответствует классическому порядку следования разделов шариата. Кто знаком с книгами по фикху, знает, что у нас есть некоторый договорной порядок, который одно время сформировался, и все ученые-правоведы стараются придерживаться именно этого следования глав и разделов в своих трудах по фикху. Этому же порядку следовал и Аль-Хурр Аль-Амили, когда собирал хадис в сборник «Васаиль Аш-Шиа». Классический порядок начинается с раздела о ритуальной чистоте (тахарат), далее идут положения, касающиеся молитвы, потом поста и так далее, вплоть до заповедей, относящихся к торговле, брачного права и телесных наказаний, а также возмещения ущерба. Именно этому порядку и следовал Аль-Хурр Аль-Амили.

Источники, использованные при составлении

Откуда же он брал хадисы, которые помещал в свой сборник? Безусловно, одним из основных источников преданий были все те же «4 книги», которые были упомянуты в прошлой лекции, а именно: «Аль-Кафи» (الكافي), «Тахзиб Аль-Ахкам» (تهذيب الأحكام), «Аль-Истибсар» (الاستبصار) и «Ман ля яхдаруху аль-факих» (من لا يحضره الفقيه). Помимо этих очевидных источников, сам автор в своей книге «Васаиль Аш-Шиа» описал около 80 книг,  хадисы из которых вошли в его сборник, вроде книги Сулейма бин Кайса Аль-Хиляли и других.

Когда Аль-Хурр Аль-Амили приводит тот или иной хадис, он обычно называет книгу, откуда этот хадис был переписан. Если же приводится несколько хадисов подряд из одного и того же источника, то используются фразы вроде «и там же», «а также» и подобные им, чтобы стало ясно, что источник данного хадиса можно найти, если пробежаться взглядом чуть выше по тексту или же на предыдущей странице. Так что когда сказано: «И также …», то имеется в виду «из той же книги» или «от того же передатчика».

Из этого напрашивается очевидный вывод, на который уже было указано в начале — если вы видите, что хадис приведен из «Васаиль Аш-Шиа», то скорее всего можно найти и более старый источник, который содержит это предание, потому что в работе Аль-Хурра Аль-Амили почти нет уникальных хадисов, не встречающихся нигде более. Разве что предположить, что тот источник, которым пользовался автор, не сохранился до нашего времени. Такие случаи лично мне не встречались, но теоретически их предположить можно.

Из этого опять же следует другой очевидный момент, а именно — когда вы видите, что какой-то хадис присутствует в «Васаиль Аш-Шиа» и «Аль-Кафи» (или любой другой книге из числа использованных при составлении «Васаиль Аш-Шиа»), то это скорее всего не два хадиса с одинаковым смыслом, но дошедшие разными путями, а просто один и тот же хадис, который был переписан Аль-Хурром Аль-Амили в «Васаиль Аш-Шиа» из книги «Аль-Кафи».

Известные издания «Васаиль Аш-Шиа»

Для общего развития полезно упомянуть, что книга «Васаиль Аш-Шиа» на сегодняшний день существует в двух известных бумажных изданиях, которые имеют некоторые незначительные отличия. Оба они также доступны и в электронной версии, которую легко найти в интернете.

Первое из них — «Аль-Ислямия» (الاسلامية) — выпущено примерно в 1403 г хиджры, что совпадает с 1983 г. Книга издана в двадцати томах.

Второе известное издание более позднее — работа организации «Ахлюль-Бейт» (اهل البيت). В этом случае книга выпущена уже в 30 томах. Это издание удобнее предыдущего в использовании, потому что содержит кроме основного текста еще и некоторые исследования в сносках, где для большинства хадисов указаны точные адреса в других источниках, откуда эти хадисы были перенесены автором в «Васаиль Аш-Шиа». Это очень удобно при работе с книгой и позволяет сэкономить большое количество времени, а особенно это было актуально во время малого распространения компьютеров. Сегодня с повсеместной автоматизацией поиск хадисов так или иначе сильно упростился.

По большому счету нам всем важно помнить одно — существуют два издания с разным количеством томов, и поэтому у них не совпадают адреса хадисов друг с другом. То есть, если кто-то привел хадис с адресом «Васаиль Аш-Шиа, том 10, стр. 153», то он совпадет только с одним из изданий, но не с другим. Так что не удивляйтесь, если вдруг вы не нашли какого-то хадиса в том сборнике, что у вас в руках, может быть, стоит обратиться к другому изданию или просто найти контекстным поиском по самому содержанию хадиса.

Причины популярности «Васаиль Аш-Шиа»

Так почему же книга «Васаиль Аш-Шиа» стала такой популярной? Отчего почти во всех книгах по исламскому праву и не только ссылаются, в основном, на нее вот уже несколько сотен лет? В конце концов, есть ведь у нас не менее, а даже более значимые труды, вроде «Аль-Кафи», так почему именно она? Также расскажу о некоторых проблемах, которые присутствуют в этом сборнике, и почему полезней обращаться к более ранним трудам.

Причина популярности очень проста — дело в том, что этой книгой удобно пользоваться. Ведь когда мы занимаемся изучением положений шариата, все идет обычно по порядку, начиная с раздела чистоты, затем о молитве и так далее до самых последних глав согласно тому самому классическому порядку, о котором уже упоминалось выше. А «Васаиль Аш-Шиа» собрана именно в этом порядке, аккумулируя в себе хадисы из более ранних сборников и предоставляя весьма удобное оглавление для поиска. Ты открываешь нужный тебе том в нужном разделе, и у тебя уже собраны основные предания по этой теме, тебе не нужно собирать их самому по куче других книг, причем в ранних сборниках они не всегда так легко находятся из-за особенностей следования разделов и оглавлений.

По большому счету Аль-Хурр Аль-Амили собрал хадисы именно так, как нам удобно, и как мы привыкли пользоваться ими сейчас. Особенно актуально это было в старые времена, когда не были так развиты вычислительные технологии. Это сейчас легко воспользоваться контекстным поиском по многим книгам сразу, что безусловно облегчает труд факиха, а раньше пользовались, в основном, только оглавлениями и собственной памятью. Да и сейчас контекстный поиск помогает, если только вы знаете точно, какое слово или выражение искать, а ведь это далеко не всегда так. Иногда приходится просматривать весь раздел, дабы прийти к какому-то решению. Как то, например, если кто-то пытается вывести положение о действиях при сомнении в количестве ракатов молитвы. Не будь этого труда, в таких ситуациях нам приходилось бы самостоятельно просматривать все те 80 источников, что использованы при составлении «Васаиль Аш-Шиа», да еще и полностью, потому что далеко не во всех из них хадисы расположены в удобном порядке, и не всегда можно предугадать, где искать нужную тебе информацию.

Так что нам остается лишь поблагодарить Аль-Хурра Аль-Амили за его труды на благо развития шиитской мысли. Без сомнения, Аль-Хурр Аль-Амили  — один из выдающихся представителей ахбаритской школы, серьезный мухаддис и правовед, а также специалист в науке о передатчиках хадисов — Ильм Ар-Риджаль (علم الرجال).

О послесловии «Васаиль Аш-Шиа» и его значимости

В конце своей книги Аль-Хурр Аль-Амили поместил своеобразное послесловие, с которым обязательно стоит ознакомиться любому, кто планирует изучать хадисоведение. В этом послесловии автор не только упомянул источники, которые он использовал при составлении своего сборника, но и рассказал о многих полезных тонкостях науки о хадисах, которые он сам использовал. Например, о проблемах отличия друг от друга двух одинаковых передатчиков с одинаковыми именами, или же кто входит в известную «группу Аль-Кулейни» в зависимости от того, кто стоит далее в цепочке передачи. О последнем стоит рассказать немного подробнее. Дело в том, что шейх Мухаммад Аль-Кулейни во многих местах своей книги использовал следующую фразу «передает группа наших сподвижников от …». В таких ситуациях нам принципиально важно знать, каких передатчиков конкретно он имеет в виду, ведь от этого зависит достоверность хадиса, а определить это не так-то просто для человека, не имеющего большого опыта в науке о передатчиках. Так вот, в конце «Васаиль Аш-Шиа» можно найти описание всех этих групп и перечисление, кто в них входит, если это оказалось возможным определить.

Помимо этого в послесловии «Васаиль Аш-Шиа» содержится и куча другой полезной информации об определении достоверности хадисов и передатчиков. По большому счету, это послесловие достойно издания в качестве отдельной книги, которую обязательно стоит прочесть каждому, кто хочет иметь дело с хадисоведением.

Об особенностях и проблемах сборника «Васаиль Аш-Шиа»

Несмотря на все сказанные выше красивые слова о том, какой же это замечательный труд и как им удобно пользоваться, всегда остается место для критики, о чем я и расскажу вам сейчас.

Как вы уже знаете, автор этого сборника пытался максимально упорядочить хадисы в соответствии с разделами фикха, помещая каждый из них в нужную главу своей книги. В итоге, что очевидно из его подхода, в книгу почти не попали какие-то дуа и зьяраты, потому что он не считал необходимым их упоминать, а оставил это для других сборников. Также вряд ли вы найдете там и какие-либо исторические сведения, все по той же причине.

Вторая проблема серьезная, потому на ней остановимся поподробнее. Многие знают, что у нас есть немало случаев, в которых в одном длинном хадисе упоминаются совершенно разные положения шариата, относящиеся к абсолютно разным разделам исламского права. Что же в таком случае делал Аль-Хурр Аль-Амили? Ведь куда-то ему нужно было его поместить. Он просто разбивал хадис на части и помещал каждую из них в соответствующую главу. С одной стороны — это удобно, ведь когда ты читаешь составленный таким образом сборник, то тебе не нужно пробегать глазами страницу-другую не интересующей тебя на данный момент информации, а получаешь только конкретно то, что ты и искал — ничего лишнего. Но если приглядеться, то проблем от такого подхода тоже немало.

Во-первых, если вам попадается середина какого-то хадиса, которая относится именно к исследуемой вами проблеме, то вовсе не очевидно, где искать его первую часть, в которой указана цепочка передатчиков. Ведь она может быть в совершенно другой главе или даже другом томе, и как узнать где — не ясно. А без проверки передатчиков как определить достоверность? Более того, смысл текста в первой части хадиса может так или иначе влиять на вторую его часть, которая касается нашего положения, а значит ее нельзя просто так списывать со счетов и не рассматривать вовсе. Конечно, Аль-Хурр Аль-Амили считал, что его разделение не вредит пониманию хадиса, и вероятно во многих ситуациях это действительно так, но ведь мы, как занимающиеся изучением шариата, вовсе не обязаны следовать во всем именно его представлениям о смысле слов непорочных Имамов (мир им), и у нас могут быть свои взгляды по данному вопросу. Потому не стоит упускать из виду такую особенность этого сборника, а необходимо всегда стараться прочесть полный текст хадиса, прежде чем сделать какой-то вывод. В следующей части лекции я, если будет на то воля Всевышнего, покажу несколько примеров, как такая разбивка хадиса на части может влиять на наше понимание, чтобы это стало четко понятно на практике.

Еще одна проблема, с которой мы сталкиваемся, это так называемый та’алик ас-санад (تعليق السند), что по сути есть привязка цепочки передатчиков одного из хадисов к предыдущему. Такое вы нередко можете встретить в книгах вроде «Аль-Истибсар», «Тахзиб Аль-Ахкам» и даже в «Аль-Кафи», хотя там это скорее исключение, а не правило. Как это работает? Например, есть у нас раздел тайаммум — замена омовению водой, а в нем пусть будет 20 хадисов, 10 из которых передают одни и те же люди, или же, по крайней мере, часть цепочки совпадает. Тогда автор не писал всю цепочку 10 раз подряд, а просто говорил «и от него же» или «и с такой же цепочкой от такого-то» и т.п. Вроде бы ничего сложного нет — смотришь чуть выше по тексту и понимаешь, кто и от кого все это передал. А вот после того, как Аль-Хурр Аль-Амили поместил эти хадисы в свою книгу, при этом разложил все по главам, как считал нужным, никто не может гарантировать, что они попали в одну главу, если вообще попали в один и тот же том. Поэтому поиск того, кто же имеется в виду под «и такой же цепочкой от Имама Садика (мир ему) …» может превратиться в очень нетривиальное занятие, что, конечно, никак не упрощает работу факиха, который так или иначе не может обойтись без подтверждения достоверности цепочки передатчиков.

Конечно, в наши дни с наличием различных вариантов контекстного поиска найти, где это было упомянуто изначально уже не так уж и сложно, но раньше это было большой проблемой. Возможно, причина такого подхода в том, что Аль-Хурр Аль-Амили считал, что все 4 основные книги, как-то «Тахзиб аль Ахкам», «Аль-Истибсар», «Аль-Кафи» и «Ман Ля Йахдаруху Аль-Факих»,  полностью достоверны, а значит и нет большой необходимости рассматривать цепочку каждого хадиса в отдельности. Но, как уже и было сказано ранее, мы ведь не обязаны во всем соглашаться с ним по вопросам достоверности того или иного предания или книги, так что рассмотрение передатчиков каждого хадиса все еще остается для нас необходимым.

Тем более что такой подход к указанию передатчиков может ввести неопытных людей в заблуждение. Ведь неосведомленный о таких тонкостях книги «Васаиль Аш-Шиа» человек может сделать вывод, что такой-то хадис не достоверен просто из-за отсутствия у него цепочки передатчиков вовсе, хотя на самом деле она есть и полностью достоверна, но просто он не сообразил, где ее найти. Так что с одной стороны книга «Васаиль Аш-Шиа» упрощает работу с хадисами, а с другой — особый подход к ее составлению завышает порог входа в эту деятельность, потому что без знания тонкостей можно выносить совершенно ошибочные решения. Хорошо или плохо завышать порог входа — это вообще отдельный большой вопрос, на который есть разные взгляды. Можно видеть в этом и минус, а можно и плюс, так как это принуждает к более подробному изучению.

Еще одной причиной критики подхода автора «Васаиль Аш-Шиа» можно назвать передачу хадиса по смыслу, а тем более, что мы далеко не всегда можем отличить, передан ли этот конкретный хадис дословно или по смыслу. Конечно, сама по себе передача по смыслу, а не слово в слово, никак не запрещена и применялась нередко, да и Аль-Хурр Аль-Амили, если и менял какое-то слово в тексте, то так, чтобы оно не влияло на смысл самого текста. В конце концов, при такой объемной работе никто не застрахован от таких погрешностей. Однако, так или иначе, это создает проблему, особенно при использовании контекстного поиска. Когда я готовлю какой-то материал, то обычно стараюсь найти самый старый источник того или иного хадиса, с которым работаю, а также с самой короткой и самой достоверной цепочкой передатчиков. Когда же в тексте хадиса было изменено хотя бы одно-два слова, то поиск уже не всегда находит мне все варианты, и можно упустить что-то интересное. Хотя, если стоит задача просто выяснить достоверность предания и вывести из него шариатское положение, то это серьезных затруднений не создает, а всего лишь немного мешает делать более точные ссылки на источники, не более того.

Так как для одного занятия материала стало уж очень много, остальное обсуждение проблем книги «Васаиль Аш-Шиа» я оставлю для второй части. Там же я постараюсь привести конкретные примеры хадисов, которые покажут, к чему может привести использование этой книги без знания ее особенностей.

Подытожить сегодняшний материал хотелось только тем, что книга «Васаиль Аш-Шиа» — действительно великий труд, который, несмотря на все тонкости работы с ней, служит и по сей день многим муджтахидам, когда требуется вывести какое-то положение шариата из первоисточников. А послесловие «Васаиль Аш-Шиа» — это по большому счету отдельный труд по хадисоведению, который настоятельно рекомендуется всем к прочтению.

Это стенография текста лекции с некоторыми правками. С оригиналом в видео и аудио формате вы можете ознакомиться тут:  http://imam-ali.ru/lectures/wasail-ash-shia-0/


One Response to О сборнике Васаиль Аш-Шиа — часть 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

captcha

Пожалуйста, введите код с картинки.