Лихва

Ответ дан Вопрос закрыт
0
0

Приветствую Вас уважаемый брат! В этом вопросе, хотелось бы что вы дали ясное прояснение относительно процентных сделок. Если идти по порядку, то мы имеем аят в котором сказано что лихва категорически запрещена и нельзя приближаться к ней. Далее хадисы нам поясняют, что данный аят охватывает не все категории людей и имеются исключения где сделки с процентными отношениями дозволены; как то между отцом и детьми, между супругами и когда мусульманин может давать под проценты иноверцам. До этого момента все понятно, однако в трудах законоведов встречаются положения что можно и брать деньги у иноверцев или их банках меняя намерение, как я знаю (можете поправить) у Систани можно брать с намерением своего спасения, у Хакима с намерением возвращения права или если в гос банке что это намерение налогов, даже у Хаменеи я нашел такие слова в сборнике ответов » чтобы избежать совершение запретного, может не делать намерение о выплате процентной надбавки, хотя он будет знать, что у него все равно возьмут эти проценты». Хочется знать позицию марджиата что это дозволяет, собственно если бы они просто разрешали вопросов стало бы меньше, но они разрешают с изменением намерения, но это ведь чистой воды самообман, как бы не менять намерение это де факто останется лихвой и тем более намерений не скрыть от Бога. Собственно, можно ли у ученых мужей узнать на чем основано такая позиция, если это разрешено зачем менять намерение? и если менять намерение, во взрослом мире это ведь все равно остается процентной сделкой.

Удовлетворительный ответ
0
0

Ас-саляму алейкум ва рахматулла.

Как вы сами и заметили, мнения ученых в этом вопросе разнятся. Комментировать свои конкретные фетвы я лучше предоставлю возможность самим ученым, ведь я могу не знать всех оснований для каждой из них, а гадать не хочется. Но если говорить в общем, то, видимо, у нас есть несколько вариантов понимания соответствующих аятов и хадисов:

1) Запрещены все процентные сделки, кроме явно упомянутых исключений в хадисах — давать под проценты неверным, между отцом и сыном и т.д.

2) Запрещены все процентные сделки, кроме явно упомянутых исключений и вынужденных ситуаций. Например, если человек нуждается в жилье и не способен приобрести его иначе как в кредит.

3) Запрещено только именно брать лихву с мусульман и способствовать этому, и как я слышал, такого придерживается Сеййид Аль-Хаким. То дать процентный кредит мусульманину нельзя, так как берешь с него лихву, а взять у него нельзя, потому что способствуешь совершению им греха — взятию лихвы с тебя. А с неверными оба вида сделок разрешаются.

Чтобы понять, на чем конкретно основывается каждый, и как аргументирует именно такое понимание существующим аятам и хадисам, требуется посмотреть их книги с обоснованиями своих мнений, но проблема в том, что они есть далеко не у каждого, и в любом случае такой разбор мнений тянет не то что на полноценную статью, а на целую книгу, и уж явно выходит из формата ответа на вопрос. Может быть, когда-нибудь мне удастся написать что-то подробное по этому поводу.

Что касается самообмана в случае смены намерения, то я согласен, что это выглядит очень странно, особенно если человек ясно знает, что он планирует выплачивать проценты по этому кредиту. Так что я бы не рекомендовал прибегать к таким методикам. Да, в некоторых случаях это действительно представляется реальным и честным. Например, когда есть кредитная карта и какой-то беспроцентный период, и ты снимаешь с нее средства с намерением, что вернешь до того, как начислят проценты, но по каким-то причинам опаздываешь, и их все-таки начисляют, и приходится платить. Тут, конечно, нет ни греха, ни самообмана.

В таких ситуациях следует каждому быть честным по отношению к себе и Всевышнему, и тогда всегда будет ясно, как относиться к каждой конкретной ситуации.

Показан 1 вопрос