Развод Аишы
Салам алейкум брат Антон!
Можно ли проверить один хадис на предмет достоверности? Некоторые из братьев считают что Аиша имеет титул мать правоверных в смысле того что она жена Пророка (саас) и на ней нельзя жениться, и что этот титул она сохранила до своей смерти.. Некоторые братья считают что она была лишена этого титула ссылаясь на данный хадис. Скажите нам именно с точки зрения достоверности цепочки а не с точки зрения идеологической про этот хадис и каждый сам решит принимать его или нет
Саад ибн Абдуллах аль-Ашари сказал: «Я сказал Имаму Махди (а): «О наш господин, сын нашего господина. До нас дошло, что Посланник Аллаха (с) передал право развода его жён повелителю верующих Али (а), и что повелитель верующих (а) отправил в день верблюжьей битвы посланника к Аише, сказав ей: «Поистине, ты нанесла вред Исламу и мусульманам из-за своего обмана и привела своих детей к гибели от невежества. Если не прекратишь, то я разведу тебя (с Пророком)». Мой господин, поведай нам о значении развода, право которого Посланник Аллаха (с) передал повелителю верующих (а)». Имам (а) сказал: «Поистине, Аллах, свято Его имя, наделил жён Пророка (с) особенностью и даровал им почёт, что они матери (верующих). И сказал Посланник Аллаха (с) повелителю верующих (а): «О отец Хасана, поистине этот почёт остаётся, пока они повинуются Аллаху. Если же после меня какая-то из моих жён восстанет и выйдет против тебя, то разведи её (со мной) и лиши её почёта быть матерью верующих».
Источник: «Бихар аль-анвар» аллямы Маджлиси, том 32 страница 268; «Аль-ихтиджадж» шейха Табриси, том 2 страница 271.
- Антон задал(а) вопрос 11 лет назад
Ва алейкум салям ва рахматулла.
По большому счету, источник у этого хадиса на самом деле один, это книга шейха Ат-Табриси — «Аль-Ихтиджадж». В «Бихар Аль-Анвар» он попал именно из нее.
Сам Са’д бин Абдиллях Аль-Аш’ари (также известный как Аль-Кумми), конечно же, достоверный передатчик без сомнений, но дело в том, что Шейх Ат-Табриси никак не мог с ним встречаться при жизни, а значит передает он не напрямую, а через кого-то. При этом конкретные лица, через которых до него дошел этот хадис, он не упоминает, а значит у хадиса для нас отсутствует цепочка передатчиков, и он попадает в категорию «мурсаль», что делает его слабым. Подробнее о категориях хадисов можно узнать из [этой лекции][1].
Конечно, то что сам хадис слабый, не значит, что этого никак не могло быть, а сама история — выдумка, но ведь и никакой уверенности в правдивости этого предания мы не имеем, так что основывать на нем какую-то позицию сложно.
Лично для меня оно кажется довольно странным, потому что само понятие «мать верующих», [как я уже пояснял в одном из ответов на вопросы][2], подразумевает лишь запрет нового брака, а не какой-то особый почет, и это ясно из контекста ниспослания аята и связанных с ним хадисов. Тогда о каком-таком почете говорится в приведенном вами предании? В добавок к слабости цепочки передатчиков это заставляет лично меня относиться к данному тексту крайне скептически, и поистине Аллах знает лучше.
[1]: http://imam-ali.ru/lectures/musnad-and-mursal/
[2]: http://imam-ali.ru/questions/question/%D0%B0%D0%B8%D1%88%D0%B0-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B8%D1%85
- Шейх Антон ответил 11 лет назад
- последнее обновление 11 лет назад