Возврат к сунне: О причинах разногласий среди мусульман

Опубликовано 30.01.2015 | Автор: Шейх Антон | Статьи

Во имя Аллаха, Всемилостивого, Милосердного! Одному Ему мы поклоняемся и лишь у Него просим помощи и защиты. Помощи и защиты от наших собственных страстей в первую очередь, и от всего остального, что мешает нам идти прямым путем и создает трудности. И да пребудет благословение Аллаха Всевышнего над нашим Пророком Мухаммадом и его пречистым семейством, а всем, кто враждует с ними и отрицает их великие достоинства — проклятие Аллаха, всех ангелов и людей во веки веков.

Исламское учение пришло с простой и четкой формулировкой — поклоняться единому лишь Аллаху, не придавая Ему никакого сотоварища, а также подчиняться и покоряться лишь Его закону. Ни для кого из причисляющих себя к числу мусульман не секрет, что все пророки (Мир им!) пришли в этот мир с одной простой идеей:

و لقد بعثنا في كل امة رسولا و ان اعبدوا الله اجتنبوا الطاغوت

И послали  Мы среди каждой общины посланника — поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь Тагута … — Сура «Ан-Нахль» (16), аят 36

Но в итоге , как и свидетельствует Сам Всевышний в том же аяте, люди разделились:

فمنهم من هدى الله و منهم من حقت عليه الضلالة

И среди них те, кого наставил Аллах (на истинный путь), и среди них те, кто по справедливости заслужил заблуждение …  — Сура «Ан-Нахль» (16), аят 36

То же самое, к сожалению, произошло и с общиной нашего Пророка (Да благословит Аллах его и род его!), видимо, это есть традиция Аллаха, что крепко вошла в структуру мироздания, и что не меняется до судного дня:

و لن تجد لسنة الله تبديلا

И не найдешь ты для традиции Аллаха перемен — Сура «Аль-Ахзаб» (33), аят 62

Но времена идут, общество меняется, а вместе с ним меняются и идолы человечества. К сожалению, даже многие из тех, кто внешне последовал за исламским учением, нашли себе золотого тельца — новых идолов, сбившись тем самым с пути. Цель этого сочинения показать, что из себя представляют идолы некоторого числа мусульман, и в первую очередь, что из себя представляет тот самый «Тагут», которого стоит сторониться всем нам по приказу Аллаха, дабы быть с теми, кого Аллах наставил на прямой путь, а не среди тех, кто по праву заслужил заблуждения, ибо кто окажется из их числа:

فقد خسر خسرانا مبينا

… то он ведь потерпел явный убыток — «Сура Ан-Ниса» (4), аят 119

Наше дело — дело пророка Мусы (Мир ему!), когда увидел он, что его община сбилась с пути, взяв себе в идолы тельца. Идол должен быть брошен в огонь и уничтожен на глазах его сторонников, и лишь тогда смогут они встать на истинный путь.

Моя позиция — позиция Мухаммада и его семейства (Да благословит их всех Аллах и приветствует!) во всем, что до меня дошло и что не дошло. Прошу Всевышнего Аллаха простить меня, если что-то я не так понял, или же какое-то из их изречений не было донесено до меня в достоверном виде. Я в мире с теми, кто в мире с ними, и враждую с теми, кто враждует с ними.

Пусть ведет всех нас Аллах Всевышний истинным путем, тем путем, по которому шел сам Пророк (Да благословит Аллах его и род его!), его семейство (Мир им и благословение Аллаха!), а также праведные из числа его сторонников и предшествующих поколений мусульман.

О сунне и необходимости следовать ей

Мы, мусульмане, часто слышим это слово «сунна» и, хвала Аллаху, стараемся ей следовать. Но каждый ли из нас достаточно точно знает, что это такое? Если перевести дословно, то это слово значит «традиция», но ведь не каждой традиции должны мы следовать? В Коране также встречается это слово несколько раз, например:

سنة من قد ارسلنا قبلك من رسلنا و لا تجد لسنتنا تحويلا

По традиции тех, кого посылали Мы до тебя из наших посланников, и не найдешь ты для нашей традиции перемены — Сура «Аль-Исра» (17), аят 77

В этом, как и в некоторых других аятах, мы видим, что существует некоторая традиция Аллаха, которая непреложна, и что не будет ей перемены. Но в нашей речи, когда говорим мы «сунна», обычно имеем в виду не «традицию Аллаха», а все же пророческую традицию, то есть сунну Мухаммада (Да благословит Аллах его и род его!), а также его семейства или некоторых иных личностей, следование мнениям которых считает необходимым та или иная группа мусульман. Безусловно, традиция Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и его пречистое семейство!) есть часть общей божественной традиции и не отделена от нее, равно как и сунна его семейства (Мир им и благословение Аллаха!) не отделена от его сунны, но пока это лишь утверждение, к обоснованию которого мы вскоре вернемся.

Итак, что же мы терминологически понимаем под этим словом? Общепринятым является мнение, что в сунну входят как изречения, так и поступки, а также молчаливое одобрение того или иного факта. Почему все это для нас так важно? На это есть простой ответ — без понимания традиции Пророка (Да благословит Аллах его и его пречистое семейство!) мы не можем полноценно понимать предписания Священного Корана. Более того, часть практических заповедей и вовсе присутствует в явном виде лишь в сунне, не имея понятного нам следа в тексте Священного Корана. Тут стоит заострить внимание на словосочетании «понятного нам», потому что Сам Аллах сказал в Своем Писании, обращаясь к Пророку (Да благословит Аллах его и род его!):

و نزلنا عليك الكتاب تبيانا لكل شيء

И ниспослали Мы тебе книгу (Коран) разъяснением для каждой вещи — Сура «Ан-Нахль» (16), аят 89

Это свидетельствует о том, что  нет какого-либо вопроса, не разъясненного в Коране, но разъяснение это, как мы наблюдаем по факту, не доступно нам,  однако как свидетельствует Сам Аллах, оно доступно тому, кому был сей Коран ниспослан, то есть пророку Мухаммаду (Да благословит Аллах его и его семейство!).

Собственно говоря, это разъяснение каждой вещи, что было доступно ему и в конечном итоге  досталось нам в виде сунны. Точнее досталось не полностью, а лишь часть по некоторым причинам, к которым мы вскоре подойдем, если будет на то воля Аллаха Всевышнего.

Остается открытым вопрос  — неужели каждое-каждое слово Пророка (Да благословит Аллах его и его род!), имеет какое-то значение и связано с пояснением Священного Писания? Не мог ли он говорить что-то просто по своему разумению, выдвигать ошибочные мнения и тому подобное? Мнения в этом вопросе разделились, причем еще с первых же моментов становления исламской общины. Однако для честного искателя истины  нет сомнения в том, что следовать сунне необходимо, а также и то, что она — есть часть откровения Всевышнего, просто достающееся нам в ином виде, нежели Священный Коран.

Всевышний Аллах сказал:

هو اللذي بعث في الاميين رسولا منهم يتلو عليهم آياته و يزكيهم و يعلمهم الكتاب و الحكمة و ان كانوا من قبل لفي ضلال مبين

Он (Аллах) — Тот, Кто послал среди умми (жителей Мекки или неграмотных) посланника из числа их самих, который читает им Его знамения и очищает их, и учит их Книге и Мудрости, хотя раньше они, конечно, были в явном заблуждении. — Сура «Аль-Джумуа» (62), аят 2

В данном аяте речь идет о двух «сущностях», которым Посланник Аллаха (Да благословит Аллах его и его род!) обучал людей: Книге и Мудрости. Книга — это, понятное дело, Священный Коран, ну а Мудрость — в данном аяте есть ни что иное, как сунна, при помощи которой этот Коран и нужно понимать. И действительно — в другом аяте священного Корана мы видим, что Аллах напрямую приказывает Пророку (Да благословит Аллах его и его пречистое семейство!) пояснять Коран людям:

و أنزلنا اليك الذكر لتبين للناس ما نزّل اليكم

И ниспослали Мы тебе поминание (Коран), чтобы пояснял ты людям, что было ниспослано им — Сура «Ан-Нахль» (16), аят 44

Ну а нам Всевышний приказал следовать всем повелениям Своего Посланника (Да благословит Аллах его и род его!):

و ما آتاكم الرسول فخذوه و ما نهاكم عنه فانتهوا

И что принес вам Посланник — возьмите, а что запретил вам — оставьте. — Сура «Аль-Хашр» (59), аят 7

Поэтому для беспрекословного следования Пророку (Да благословит Аллах его и род его!) есть прямой приказ Аллаха, и кто ослушается его — тот ослушается Аллаха. Не зря же во многих местах Священного Корана следование Аллаху стоит рядом со следованием Посланнику (Да благословит Аллах его и род его!), например:

يا ايها اللذين آمنوا اطيعوا الله و رسوله و لا تولّوا عنه و أنتم تسمعون

О те, которые уверовали, подчиняйтесь Аллаху и Его посланнику, и не отворачивайтесь от него, в то время как вы слышите (что он говорит) — Сура «Аль-Анфаль» (8), аят 20

Однако все равно оставались те, кто не желал принять и понять  великое положение Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и род его!), все время сравнивая его с собой, тем самым как бы пытаясь выйти на один уровень, утверждая, что Пророк (Да благословит Аллах его и его пречистое семейство!) тоже ошибается, говорит по личному своему мнению, и вовсе не обязательно во всем следовать ему. Для опровержения этой порочной идеи были ниспосланы следующие аяты:

ما ضل صاحبكم و ما غوى و ما ينطق عن الهوىان هو الا وحي يوحى

Не заблудился ваш товарищ и не сбился (с пути). И не говорит он по своим страстям. Ведь это есть лишь откровение ниспосылаемое — Сура «Ан-Наджм» (53), аяты 2 — 4

Аллах ясно сказал, что сунна есть тоже откровение. Жаль, что не все в итоге подчинились своему Господу и последовали ей.

Обладатели власти

Прежде чем преступить к подробному повествованию о том, как же обошлись в итоге с сунной и положением Пророка (Да благословит Аллах его и род его!), важно упомянуть один момент. Есть еще одна категория людей, следование и подчинение которой Аллах установил на равной ступени со следованием Самому Себе, а так же Пророку (Да благословит Аллах его и его пречистое семейство!). Категория эта — «обладатели власти».

و اطيعوا الله و اطيعوا الرسول و اولي الامر منكم

И следуйте Аллаху и следуйте Посланнику и обладателям власти среди вас … — Сура «Ан-Ниса» (4), аят 59

Наверное, нет более важного вопроса, в котором разделились все, кто приписывает себя к последователям Мухаммада (Да благословит Аллах его и род его!). На это можно возразить, сказав, что есть ведь куча разногласий даже в самом представлении об Аллахе, как то обладание местом или отсутствие оного, вопросы принуждения и свободы воли, а также много чего еще, почему это вдруг стало самым важным и принципиальным вопросом? Нет сомнения, что разногласий в итоге множество, и нет сомнения, что многие из них весьма принципиальны, однако давайте взглянем на то, что же является причиной таковых? Коран у всех один, но вот как его понимать? Причина разногласий заключается в следовании интерпретациям тех или иных людей. То есть, как раз в том самом вопросе обладателей власти. Кто имеет право толковать Коран? Чье мнение стоит избрать в случае разногласий? За кем же следовать?
Когда мы хотим найти истинный путь среди различных направлений, то нет смысла ковыряться в следствиях, лучше сразу взяться за причины. Равно как нет смысла заниматься лечением только симптомов болезни, не трогая причину. Это есть тупиковый путь, потому данный труд о причинах, следствия же из них и так наглядны. Вопрос руководства общиной, то есть — имамата, крайне принципиален, и это подчеркнул даже сам Всевышний Аллах, указав, что в судный день каждый будет там, где окажется его имам, то есть тот, чье руководство он избрал.

يوم ندعو كل اناس بامامهم

В день призовем мы всех людей вместе по их имаму — Сура «Аль-Исра» (17), аят 71

О том, какие бывают имамы, то есть руководители, с точки зрения Всевышнего Аллаха, как это разъяснено в Священном Коране, прекрасно описал Имам Джафар Ас-Садик (Мир ему) :

عن طلحة بن زيد عن أبي عبد الله عليه السلام قال: قال: إن الأئمة في كتاب الله عز وجل إمامان قال الله تبارك وتعالى: » وجعلناهم أئمة يهدون بأمرنا » لا بأمر الناس يقدمون أمر الله قبل أمرهم، وحكم الله قبل حكمهم، قال: » وجعلناهم أئمة يدعون إلى النار » يقدمون أمرهم قبل أمر الله، وحكمهم قبل حكم الله، ويأخذون بأهوائهم خلاف ما في كتاب الله عز وجل

От Тальхи бин Зейда от Имама Джаафара Ас-Садика (Мир ему!): Поистине имамы в Книге Аллаха Всевышнего двух типов. Сказал Всевышний Аллах: «И установили мы их имамами, что ведут по нашему пути» (Сура «Аль-Анбия» (21), аят 73; а также похожие слова в суре «Ас-Саджда» (32), аят 24), не по пути людей, и предпочитают они повеление Аллаха повелению их, а также закон Аллаха — их закону, потом сказал: «И установили мы их имамами – которые ведут в огонь (ада)» (Сура «Аль-Касас» (28), аят 41) — предпочитают свое повеление повелению Аллаха и закон свой закону Аллаха, и следуют они своим страстям, противореча тому, что в книге Аллаха Всевышнего. — «Аль-Кафи», том 1, стр. 216

Посему, вопрос выбора своего руководителя — имама — является настолько важным и принципиальным, ведь через них-то мы и воспринимаем повеления Аллаха, они-то и приведут нас в итоге либо в рай, либо в ад.

 

Продолжение следует …

Видео с лекцией по этой же теме можно посмотреть тут.


One Response to Возврат к сунне: О причинах разногласий среди мусульман

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

captcha

Пожалуйста, введите код с картинки.